PEST-анализ макросреды предприятия

Общие положения:

P – политическое, E – экономическое, S – социологическое, T – техническое и технолоческое.

Состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия

Выделяют 4 группы факторов наиболее существенных для стратегии предприятия:

  1. Политико-правовые факторы (P)
  2. Экономические (E)
  3. Социокультурные (S)
  4. Технологические (T)

Анализ отмеченных факторов получил название – PEST-анализ.

Цель PEST-анализа – отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по 4 узловым направлениям и выявление тенденций и событий неподконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых с. решений

Политика P Экономика E
  • Правительственная стабильность
  • Изменение законодательства
  • Государственное влияние на отрасли, включаю долю государственной собственности
  • Государственное регулирование конкуренции в отрасли
  • Налоговая политика
  • Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад)
  • Курс национальной валюты, ставка рефинансирования
  • Уровень инфляции
  • Уровень безработицы
  • Цены на энергоресурсы
Соц. S Технологии T
  • Демографические изменения
  • Изменения структуры доходов
  • Отношение к труду и отдыху
  • Социальная мобильность населения
  • Активность населения
  • Государственная техническая политика
  • Значимые тенденции в области НИОКР
  • Новые продукты (скорость обновления, освоение новых технологий)
  • Новые патенты

Политический фактор внешней среды изучается в первую очередь, для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов гос. власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает притворять в жизнь свою политику.

Анализ Е-аспекта внешней среды позволяет понять – как на уровне государства формируются и распадаются экономические ресурсы. Для большинства предприятий это является важнейшим условием их деловой активности.

Изучение S-компонента внешней среды – направлено на то, чтобы уяснить и оценить влияние на бизнес таких социальных явлений как – отношение людей к труду и качеству жизни, мобильность людей, активность потребителей и т.д.

Анализ Т-компонента позволяет предвидеть возможности связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроится на производство и реализацию технологии перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Порядок проведения PEST-анализа

Выделяют следующие этапы проведения внешнего анализа:

  1. Разрабатывают перечень внешних стратегических факторов имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.
  2. Оценивает значимость (вероятность осуществления) каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от 1 (важнейшее), до 0 (незначительное событие). Сумма веса должна быть равна 1, что обеспечивается нормированием.
  3. Дается оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию предприятия по 5-бальной шкале: 5 – сильное воздействие, серьезная опасность; 1 – отсутствие воздействия, угрозы.
  4. Определяют взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия.

Эта суммарная оценка указывает на степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.

Пример: результаты анализа внешних стратегических факторов (условный пример)

Внешние стратегические факторы Вес Оценка Взвешенная оценка
Возможности:
  • Благоприятная демографическая ситуация
  • Развитие розничной сети
  • Государственная поддержка малого бизнеса
  • Экономическая стабилизация
Угрозы:
  • Усиление государственного регулирования
  • Конкуренция на внутреннем рынке
  • Новые технологии
  • Снижение активности потребителей
  0.05 0.1 0.20 0.15   0.15 0.10 0.15 0.10       0.20 0.20 1.00 0.15   0.60 0.40 0.30 0.20  
Суммарная оценка 1.00   3.05

В данном случае 3.05 показывает, что реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды находится на среднем уровне.

Анализ внешней среды проводится посредствам рассмотрения ее факторов и оценки степени их влияния на деятельность фирмы. При этом по факторам макросреды осуществлять мониторинг, т.е. отслеживать их состояние и тенденции изменений.

Таблица. Матрица анализа факторов внешней среды.

Фактор Состояние фактора Тенденции развития Оценка влияния на деятельность предприятия
Положительная (+) Отрицательная (-)
Курс $ 27,7    

Наши рекомендации