PEST-анализ макросреды предприятия
Общие положения:
P – политическое, E – экономическое, S – социологическое, T – техническое и технолоческое.
Состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия
Выделяют 4 группы факторов наиболее существенных для стратегии предприятия:
- Политико-правовые факторы (P)
- Экономические (E)
- Социокультурные (S)
- Технологические (T)
Анализ отмеченных факторов получил название – PEST-анализ.
Цель PEST-анализа – отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по 4 узловым направлениям и выявление тенденций и событий неподконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых с. решений
Политика | P | Экономика | E |
|
| ||
Соц. | S | Технологии | T |
|
|
Политический фактор внешней среды изучается в первую очередь, для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов гос. власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает притворять в жизнь свою политику.
Анализ Е-аспекта внешней среды позволяет понять – как на уровне государства формируются и распадаются экономические ресурсы. Для большинства предприятий это является важнейшим условием их деловой активности.
Изучение S-компонента внешней среды – направлено на то, чтобы уяснить и оценить влияние на бизнес таких социальных явлений как – отношение людей к труду и качеству жизни, мобильность людей, активность потребителей и т.д.
Анализ Т-компонента позволяет предвидеть возможности связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроится на производство и реализацию технологии перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.
Порядок проведения PEST-анализа
Выделяют следующие этапы проведения внешнего анализа:
- Разрабатывают перечень внешних стратегических факторов имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.
- Оценивает значимость (вероятность осуществления) каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от 1 (важнейшее), до 0 (незначительное событие). Сумма веса должна быть равна 1, что обеспечивается нормированием.
- Дается оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию предприятия по 5-бальной шкале: 5 – сильное воздействие, серьезная опасность; 1 – отсутствие воздействия, угрозы.
- Определяют взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия.
Эта суммарная оценка указывает на степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.
Пример: результаты анализа внешних стратегических факторов (условный пример)
Внешние стратегические факторы | Вес | Оценка | Взвешенная оценка |
Возможности:
| 0.05 0.1 0.20 0.15 0.15 0.10 0.15 0.10 | 0.20 0.20 1.00 0.15 0.60 0.40 0.30 0.20 | |
Суммарная оценка | 1.00 | 3.05 |
В данном случае 3.05 показывает, что реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды находится на среднем уровне.
Анализ внешней среды проводится посредствам рассмотрения ее факторов и оценки степени их влияния на деятельность фирмы. При этом по факторам макросреды осуществлять мониторинг, т.е. отслеживать их состояние и тенденции изменений.
Таблица. Матрица анализа факторов внешней среды.
Фактор | Состояние фактора | Тенденции развития | Оценка влияния на деятельность предприятия | |
Положительная (+) | Отрицательная (-) | |||
Курс $ | 27,7 |