Выплата средств из закята ищущим знание в отличие от поклоняющихся.
Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: “Это следует делать, даже если такой человек может заработать себе на жизнь приличествующим его положению способом в том случае, когда он занят приобретением какого-то шариатского знания, так как если он будет занят добыванием средств, то перестанет заниматься поисками знания. Такому человеку дозволено отдавать средства из закята, так как приобретение знания является такой обязанностью, выполнять которую в обществе должен хоть кто-нибудь из его членов (фард кифайа)”. В том случае, когда человек не занят приобретением знания и может сам зарабатывать себе на жизнь, то выдавать ему средства из закята не разрешается, даже если он живёт в медресе. Ан-Навави, да помилует его Аллах, также сказал: “Что же касается человека, добровольно занимающегося теми или иными видами поклонения, которому заработки мешают делать это или отнимают время, то, по общему мнению, он не может пользоваться средствами из закята, так как поклонением он занимается только в своих собственных интересах в отличие от того, кто занят приобретением знания”.
8) Путник (Мусульманин, которому должны достаточную сумму денег, но он бедствует из-за невозможности получить их обратно. А также мусульманин, попавший в затруднительное финансовое положение в чужой стране, хотя в своей стране является состоятельным человеком). Им дают закят, для того чтобы они смогли доехать до дома.
Факихи считают необходимым условием для этого, чтобы путешествие служило выражением повиновения Аллаху, а не Его ослушания.
– Итак! Закят можно дать любому мусульманину из этих семи групп, или распределить между представителями всех или нескольких, перечисленных выше, семи групп.
Мусульманин, имеющий достаток, но оставшийся без средств на время по разным причинам (ему не вернули долг и т.п.) может брать закят, но в количестве не более прожиточного минимума. Это дозволено лишь в том случае, если ему никто не даст беспроцентную сумму в долг. После получения своих денег, ему не надо будет возвращать полученный закят. В отличие от такого мусульманина, бедный мусульманин может брать столько закята, сколько ему дадут.
Средства из закята выделяются мусульманину, который относится к числу тех лиц, о которых упоминается в Коране. Имеет право на получение этих средств независимо от того, праведным человеком он является или нечестивым. Исключением является тот случай, когда известно, что человек использует полученные средства для совершения того, что запрещено Аллахом, и в этом случае ему следует отказать в оказании помощи, чтобы не содействовать ему в этом, если же о нём неизвестно ничего подобного или известно, что он употребит их с пользой, то ему следует что-то дать. Человек, выплачивающий закят, должен уделять особое внимание обладающим знанием, достойным и праведным людям. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: “ Верующий и вера подобны лошади на привязи, которая убегает, а потом возвращается к тому месту, где она привязана. И, поистине, верующий (может) допустить оплошность, но потом он возвратится к вере, так кормите же своей едой благочестивых и делайте добро верующим”. (Ахмад)
Если же говорить о людях, которые совершают тяжкие грехи, то им средства из закята выделяются лишь в том случае, если это укажет им правильный путь, поможет исправиться, станет побуждать их к благу и пробудит в них религиозные чувства.
Если человек, выплативший закят, ошибётся и по незнанию отдаст его тому, кто не имеет право на получение этих средств, не отдав их тем, кто имеет право на их получение, а потом это выяснится, зачтётся ли ему это и отпадёт ли для такого человека необходимость в выплате закята за прошедший год или это останется его долгом, пока он не отдаст средства по назначению? Ханафиты считают, что такую выплату следует зачесть и больше ничего с человека не требовать.
При выплате закята предпочтение отдается в следующей последовательности:
1) родные братья и сестры, затем их дети;
2) дядя, тетя (по отцу), дядя, тетя (по матери);
3) остальные родственники;
4) соседи;
5) бедняки своего района;
6) бедняки своего города.
Следует стараться, чтобы средства закят дошли именно до нуждающихся, а не стали причиной греха или расточительства.
Денежную стоимость закята нельзя использовать:
1. На покупку савана.
2. На возмещение долга покойного.
3. На постройку мечети.
4. На совершение Хаджа.
5. На Джихад.
Нельзя выплачивать закят:
1. Состоятельным. Тому, кто сам обязан по шариату отдавать закят.
2. Несовершеннолетним детям богатого человека, если они не сироты. Родственникам богатого человека, если они бедны, могут давать закят другие люди.
3. отцу и матери, дедушке и бабушке. Сыну, дочери и всем их потомкам (Этим близким родственникам нельзя давать и милостыню Фитр. Им можно делать подарки, или давать обычную милостыню, если находятся не на попечении. Если же они находятся на попечении мусульманина, то он обязан их содержать без всяких условий);
4. Немусульманам; пророк (с.а.в.) сказал: “… закят следует брать с богатых из их числа и отдавать бедным из их числа” (Аль-Бухари; Муслим). Здесь речь идёт только о богатых и бедных мусульманах, а к остальным это отношения не имеет, и подобного мнения придерживаются все улемы. Им можно делать подарки, давать милостыню, но не закят.
5. Мужу или жене. Все мусульманские улемы считают, что мужчина не должен давать своей жене средства из закята по той причине, что он и так обязан расходовать на неё свои средства, благодаря чему нуждаться в получении чего-либо из закята она не будет, что касается также и родителей. Исключением является тот случай, когда женщина что-то должна кому-либо, так как в подобных обстоятельствах она может получить то, что дают несостоятельным должникам, чтобы иметь возможность уплатить свой долг.
На счет выплаты закята жены мужу есть два мнения:
1. Абу Ханифа же считал, что жене нельзя ничего отдавать мужу из своего закята, указывая, что в хадисе (Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: … Зайнаб, жена Ибн Мас‘уда, сказала: “О посланник Аллаха, сегодня ты велел подавать милостыню, а у меня были украшения, которые я хотела отдать бедным, но Ибн Мас‘уд сказал, что он сам и его сын обладают на это большими правами, чем кто бы то ни было!” (На это) пророк, , сказал:“Ибн Мас‘уд сказал правду: твой муж и твой сын действительно обладают наибольшими правами на эту садаку” (Аль-Бухари)), где речь идёт о Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, говорится о добровольных пожертвованиях, а не об обязательном закяте.
2. Абу Йусуф и Мухаммад бин аль-Хасан считали: Если у жены имеется какое-нибудь имущество, с которого обязательно выплачивать закят, она должна отдать его своему мужу, имеющему право на его получение, так как она не обязана расходовать на него свои средства, а награда, которую она получит за это, будет больше, чем награда за отданное постороннему человеку.
6. Семье Пророка и Его Роду. К числу семьи Пророка и Его Роду относятся члены семейства Али, семейства Акиля, семейства Джа‘фара, семейства аль-Аббаса и семейства аль-Хариса. Сообщается, что пророк (с.а.в.) сказал: “Поистине, (членам) семейства Мухаммада не следует (брать ничего из) закята” (Муслим).
7. Детям меньше семи лет и психически больным (можно отдать закят их опекунам).