Структура программы практики
В структуру программы практики входят следующие элементы:
- титульный лист(оформляется на бланке СТУ СОС ПНИПУ в соответствии с приложением 1);
- введение, где указываются цели и задачи практики, место практики в структуре ООП ВПО, форма проведения практики, место и время проведения практики;
- компетенции студента, формируемые в результате прохождения практики
- структура и содержание практики;
- образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике;
- организационно-методические рекомендации по проведению практики;
- формы промежуточной аттестации по итогам практики;
- методические рекомендации по подготовке отчета по практике;
- учебно-методическое обеспечение практики;
- материально-техническое обеспечение практики;
- приложения.
Требования к структурным элементам программы практики
2.3.1. Введение программы практики должно содержать выписку из соответствующего ФГОС ВПО с требованиями по срокам освоения образовательной программы итребованиями к организации практик, а также сведения, кратко характеризующие:
- цели практики;
- задачи практики;
- место практики в структуре ООП ВПО;
- форма проведения практики (полевая, лабораторная, заводская и т.д.);
- место и время проведения практики.
2.3.2. Компетенции студента, формируемые в результате прохождения практики. В этот раздел записывается перечень практических навыков, умений и профессиональных компетенций, приобретаемых на данной практике. В результате прохождения данной практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) Знать: __________________________________ (номер/индекс компетенции).
2) Уметь: _________________________________ (номер/индекс компетенции).
3) Владеть: _______________________________ (номер/индекс компетенции).
В данном разделе программы практики раскрываются ожидаемые результаты образования во взаимодействии с компетентностной моделью выпускника. Ожидаемый результат выполнения практики задается частями формируемых компетенций, представленными дисциплинарными картами компетенций.
Для каждого ожидаемого результата образования должно быть установлено соответствие с конкретной компетенцией (или несколькими компетенциями) на уровне знания, умения, владения.
Номера и названия компетенций должны соответствовать учебному плану и паспортам компетенций.
2.3.3. Структура и содержание практики.В этом разделе записывается общая трудоемкость практики в зачетных единицах и часах, затем в виде таблиц представляется структура и содержание практики. Пример оформления таблиц приведен ниже.
Таблица 1. Структура научно-исследовательской практики
№ п/п | Виды работы | Трудоемкость в АЧ | |
Во 2-м семестре | Всего | ||
Аудиторная работа | – | – | |
Самостоятельная работа | |||
2.1 | Выполнение этапов задания | ||
2.2 | Подготовка отчета по НИПр | ||
Трудоемкость Всего: в академич. часах (АЧ) в зачетных единицах (ЗЕТ) |
Таблица 2. Структура учебной практики
Таблица 3. Содержание практики менеджмента
Наименование разделов и тем практики | Формируемые компетенции и их компоненты | Содержание учебной информации, необходимой для овладения компетенциями | Примерные виды работ | Связь с учебными дисциплинами |
1. Вводное занятие | Соблюдать правила внутреннего распорядка, правила техники безопасности, противопожарной защиты (ОК-2, ОК- 12) | Задачи и краткое содержание практики менеджмента. Вводный инструктаж по ТБ. Организационно-производственная структура предприятия, учреждения | Ознакомление с организацией, учреждением, их организационной структурой | Безопасность жизнедеятельности. Теория. организации |
2. Технология принятия решений | Умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ОК-2, ОК-7, ОК-8, ПК-3, ПК-9). Способность принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4). | Ознакомление с вариантами решения управленческих. Изучение порядка разработки управленческого решения; контроля реализации управленческого решения | Участие в реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности управления. Участие в выполнении разработок организационных мероприятий | Теория управления. Методы принятия управленческих решений. Прогнозирование и планирование. Принятие и исполнение государственных решений |
3. Управление персоналом муниципальной службы | Способность применять имеющиеся технологии и методы кадровой работы (ПК-8). Способность использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач (ПК-13) | Информация о кадровом обеспечении учреждений муниципального управления, организации и мотивации труда муниципальных служащих, персонала других организаций, являющихся базами практики | Ознакомление с документацией, отражающей вопросы управления и мотивации персонала | Теория управления. Социология управления. Основы управления персоналом |
4.Муниципальное управление финансами или управление финансами в других организациях и учреждениях – базах практики, относящихся к системе государственного, муниципального управления | Способность оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ в области разработки бюджета развития территории или финансового плана организаций системы государственного и муниципального управления (ОК-2, ОК-7, ОК-8, ПК-9, ПК-24, ПК-44) | Информация о системе налогового, ценового, тарифного регулирования; Ознакомление с системой управления муниципальными финансами, утверждения местного бюджета и отчета о его исполнении, установления местных налогов и сборов, доходов и расходов бюджета, принципов составления и исполнения бюджетов различных уровней, финансового планирования деятельности органов МСУ или других организаций системы государственного и муниципального управления | Ознакомление с документацией, отражающей особенности формирования и исполнения бюджета МСУ или других организаций системы государственного и муниципального управления. | Принятие и исполнение государственных решений. Основы делопроизводства. Налоги и налогообложение. Государственные и муниципальные финансы. |
5. Обобщение материалов. Оформление дневника и отчета по практике | Уметь анализировать и обобщать полученные результаты. Оформлять результаты в соответствии с требованиями ГОСТа (ОК-8, ОК-9, ПК-24) | Материалы, собранные в результате практики | Оформление дневника и отчета по практике | Деловые коммуникации. Основы делопроизводства. |
К видам учебной работы могут быть отнесены: ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, выполнение производственных заданий, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического и литературного материала, наблюдения, измерения и др., выполняемые как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.
2.3.4.Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике. В этом разделе указываются образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые при выполнении различных видов работ на практике. Во время практики проводится первичная обработка и первичная или окончательная интерпретация данных, составляются рекомендации и предложения. При этом может быть использован различный арсенал вычислительной техники и программного обеспечения.
2.3.5. Организационно-методические рекомендации по проведению практики.Процесс организации практики состоит из 3 этапов:
§ подготовительный;
§ основной;
§ заключительный.
Подготовительный этап, как правило, включает следующие мероприятия:
1. Проведение общих собраний студентов, направляемых на учебную практику. Собрания проводятся для ознакомления студентов:
– с целями и задачами производственной практики;
– этапами ее проведения;
– информацией о предприятиях – базах практик и количестве предоставляемых мест на них;
– требованиями, которые предъявляются к местам практики и студентам;
– используемой документацией.
2. Определение и закрепление за студентами баз практики.
На этом этапе студентам представляется перечень предприятий – баз практики с указанием количества мест на данном предприятии. Студентам предоставляется возможность предварительно определиться с местом прохождения практики. Студентам предоставляется также возможность самостоятельно найти организацию, в которой они будут проходить практику, либо использовать в качестве базы практики организацию, в которой они работают.
Распределение студентов по конкретным базам практики производится с учетом имеющихся возможностей и требований конкретных баз практики к уровню подготовки студентов, а также с учетом перспективы прохождения студентом на данном предприятии последующих этапов практики. При этом, следует иметь ввиду, что в соответствии с п. 9 ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» «учебная и производственная практика, предусмотренная федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых формобязаны предоставлять места для прохождения практикистудентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию».
3. С учетом распределения студентов по базам практики производится закрепление руководителей практики от кафедры.
Приказ о проведении учебной практики с распределением студентов по базам практики и закреплением руководителей от кафедры утверждается не позднее 10 дней до ее начала. На его основании студентам выдаются индивидуальные направления на практику (путевки), а также сопроводительные письма в адрес руководителя (зам. руководителя) предприятия, при необходимости.
Студенты перед началом практики получают путевки, подготавливают формы: дневников практики; индивидуальных заданий на практику в виде календарного плана; титульного листа отчета по практике (см. Приложения). Студенты проходят на кафедре инструктаж о порядке прохождения практики и по технике безопасности в пути следования к месту практики.
Студенты также должны: подготовить ксерокопии своих ИНН, свидетельств пенсионного страхования; получить при необходимости медицинскую справку по форме, требуемой предприятием – базой практики, в поликлинике, к которой прикреплены; подготовить фотографии (формат по требованию предприятия – базы практики) и паспортные данные (ксерокопии разворотов с фотографией и регистрацией места жительства) для оформления пропусков на предприятия, при необходимости.
Основной этап
Оперативное руководство практикой осуществляют руководители от кафедры и базы практики.
В этот период студенты выполняют свои обязанности, определенные программой практики и требованиями предприятия.
По прибытии на предприятие перед началом работы студенты проходят вводный инструктаж по правилам внутреннего распорядка, режиму и промышленной безопасности на предприятии, обязательство выполнения которых студенты подтверждают росписью в соответствующем журнале, получают пропуска на территорию предприятия.
С первых же дней студенты должны быть включены в общий ритм работы предприятия. Работа практикантов контролируется руководителями практики от предприятия и университета в соответствии с установленной системой на данном предприятии (например, ведение табеля выхода на работу).
Основной формой проведения практики является самостоятельное выполнение студентами производственных функций на конкретных рабочих местах, отвечающих требованиям программы учебной практики. Предусматривается проведение отдельных теоретических занятий, производственных экскурсий, самостоятельное изучение студентами предоставленной им нормативной и технической литературы. Основными методами изучения производства является личное наблюдение, экспертные оценки по опросам специалистов, ознакомление с нормативно-технической документацией, выполнение индивидуального задания, работа дублером и т.д. Студент имеет право в установленном на предприятии порядке пользоваться литературой, технической документацией и другими материалами по программе практики, имеющимися на предприятии.
Студенты должны стремиться приобщаться к изобретательской и рационализаторской работе, ведущимся на предприятии научным исследованиям, участвовать в общественной жизни предприятия.
Заключительный этап
Заключительный этапзавершает практику и проводится в срок не позднее начала по графику учебного процесса нового семестра.
По окончании практики, перед зачетом студенты представляют на кафедру оформленные:
§ письменный отчет по практике;
§ дневник практики (по решению кафедры);
§ индивидуальное задание с календарным планом и отметками о его выполнении;
§ характеристику-отзыв руководителя практики от предприятия;
§ путевку-направление на практику с отметкой на предприятии дат прибытия и убытия.
Отчет и характеристика-отзыв рассматриваются руководителем практики от кафедры. Отчет предварительно оценивается и допускается к защите после проверки его соответствия требованиям программы практики.