Практическая задача моделирования системы взаимоотношений, приводящая к пространственным моделям
В настоящее время особую роль играют обоснованно выстроенные взаимоотношения между ОАО «РЖД» и территориально-административными образованиями (субъектами Российской Федерации), несущими ответственность за социальное положение проживающего на данной территории населения, реализацию социальных программ, развитие производственной и транспортной инфраструктуры и др. [31-37]. Поэтому очевидно, что для динамичного и устойчивого развития компании, увеличения ее доходности необходимо тщательное, вдумчивое, адекватное текущим и перспективным задачам, обстоятельное и взаимовыгодное сотрудничество с регионами.
Главная цель взаимодействия ОАО «РЖД» с субъектами Российской Федерации состоит не столько в получении сиюминутных доходов, сколько в планомерном развитии транспортных услуг в данном регионе, эффективном развитии инфраструктуры компании, создании благоприятной для компании конъюнктуры рынка и, как следствие, – в достижении существенно большей доходности ОАО «РЖД».
Для достижения поставленной цели необходимо решить общую задачу – создать научно обоснованную систему взаимоотношений компании ОАО «РЖД» с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, в основе которой лежат адекватные математические модели этого взаимодействия [38, 39]. Эти модели должны отражать все многообразие факторов рассматриваемого взаимодействия:
– концептуальное представление механизмов взаимодействия железнодорожного транспорта с регионами,
– организационную структуру управления ОАО «Российские железные
дороги»;
– инфраструктуру компании «Российские железные дороги»;
– административно-управленческие структуры субъектов Российской
Федерации и федеральных округов;
– инфраструктура субъектов Российской Федерации, хозяйствующие
субъекты, финансовые организации и т.д.
Именно эти указанные основные элементы должны быть основой создаваемых математических моделей и формализаций процессов взаимодействия, т.к. именно эти элементы и их взаимосвязи, по сути, являются образующими самого понятия «взаимодействие между ОАО «Российские железные дороги» и регионами», его непосредственными участниками и реализаторами.
В плане решаемых задач к моделям выдвигается ряд требований. Разрабатываемые модели должны:
– адекватно, полно и достаточно просто отражать моделируемые структуры, интересующие элементы и связи;
– служить основой для разработки системных методик и алгоритмов решения поставленных задач;
– являться основным рабочим объектом (рабочей средой) и, одновременно, базой данных для разработанных методик и алгоритмов;
– допускать возможность применения различных модельных гомоморфных преобразований, то есть у исследователей (и, впоследствии, – у пользователей) должны быть возможности изменения, расширения и детализации модели, включения и учета новых связей и факторов либо наоборот – огрубления и увеличения масштаба, уменьшения степени детализации сообразно решаемым задачам;
– быть обозримыми, наглядными, не содержать огромного количества элементов, доступными и проверяемыми;
– быть реализуемыми на компьютере.
Для моделирования столь сложных и многофакторных процессов взаимодействия крупной компании с регионами России возникла идея применения многослойных пространственных моделей, допускающих возможность отражения всего многообразия факторов и аспектов, составляющих систему взаимодействия [40, 41]. Взаимоотношения между компанией «Российские железные дороги» и субъектами Российской Федерации необходимо рассматривать как взаимоотношения социально-экономических подсистем, образующие некоторую социально-экономическую систему – составную часть страны – представляющую собой совокупность разнообразных функциональных плоскостей (производственных, экономических, административно-управляющих) и разнообразных связей между ними.
Отсюда возникает идея «разделить» функциональные плоскости, соответствующие различным составляющим взаимодействия и рассмотреть пространственную структуру, содержащую эти плоскости в качестве составляющих общей системы взаимодействия [40, 41] ( рис. 1.7).
Из всего многообразия составляющих понятия взаимодействия компании ОАО «РЖД» с регионами России, на рисунке 1.7 схематично выделены лишь четыре плоскости – на самом деле составляющих функциональных плоскостей существенно больше. Нумерация и интерпретация указанных на рисунке 1.7 плоскостей такова:
1. Плоскость, отражающая административно-управленческую структуру. В этой плоскости узлами сети могут являться управленческие единицы, территориальные образования. Сеть напрямую соответствует административно-территориальному делению России. Ребра этой сети могут отражать, по крайней мере, два типа связей: директивно-распорядительные и нормативно-законодательные (согласно уровням власти), а также координационные связи, отражающие взаимодействие на одном управлен-ческом уровне. В зависимости от постановки задач данная плоскость может быть разделена на несколько.
Например, плоскости соответствующие исполнительной, законода-тельной и судебной властям. Понятно, что взаимодействие ОАО «Российские железные дороги» происходит в основном с исполнительной властью в Центре и на местах.
2. Плоскость, содержащая сеть регионально-экономической структуры. Эта плоскость соответствует экономическому устройству страны. Узлы сети – это предприятия, организации и физические лица, объединенные местом проживания в населенные пункты. Связи здесь носят как чисто экономический характер, например, отношения двух хозяйствующих субъектов, так и социальный, например, рабочие места, налоги, социальная политика.
Минтранс |
РЖД |
Регионально-экономическая |
Административно-управленческая структура |
Рис. 1.7.Пространственное разделение функциональных плоскостей взаимодействия |
Существенная часть этой плоскости составляют финансовые, ресурсные и информационные связи и потоки. В ней могут быть выделены сети, соответствующие юридическим и физическим лицам. Интересно отметить, что узлы этих сетей по-разному могут взаимодействовать с узлами сетиОАО «Российские железные дороги». С одной стороны, компания «Российские железные дороги» может оказывать услуги по перевозке грузов и пассажиров, а с другой – размещать объемные заказы на промышленных предприятиях, предоставлять рабочие места, участвовать в поддержании социальной сферы, то есть являться одновременно поставщиком и потребителем услуг.
3. Плоскость, соответствующая ОАО «Российские железные дороги».Это сеть, отражающая организационную структуру управления и инфраструктуру железнодорожного транспорта как компании. При решении конкретных задач может быть весьма удобным разделить сети, реализующие перевозку грузов и пассажиров. Весьма актуальной в этом случае представляется задача выявления затрат на поддержание инфраструктуры железнодорожного транспорта на грузовые и пассажирские перевозки по отдельности.
4. Плоскость Министерства транспорта России содержит сеть административно-распорядительного воздействия на ОАО «Российские железные дороги» со стороны правительства Российской Федерации.
Исходя из задачи исследования и организации долгосрочного взаимодействия РЖД с регионами в предложенной модели необходимо исследовать вертикальные связи между плоскостями. Между плоскостью ОАО «Российские железные дороги» и плоскостью административно-управленческой структуры существует целый ряд связей. Так, например, ОАО «Российские железные дороги» выполняет социальный заказ по обеспечению низкой стоимости пассажирских билетов, в котором заинтересована плоскость регионально-экономической структуры в части физических лиц, но в части юридических лиц. Последние осуществляют грузовые перевозки, в цену которых может закладываться компенсация ОАО «Российские железные дороги» за пассажирское обслуживание.
В свою очередь, плоскость административно-управленческой структуры заинтересована в реализации такого социального заказа. В этой связи возникает прямое взаимодействие между сетью компании и административно-управленческой структурой, связанное с балансированием или компенсиро-ванием затрат, понесенных ОАО «Российские железныедороги». В этом случае может удобно рассматривать взаимодействие «пассажирской» плоскости ОАО «Российские железные дороги» с физическими лицами в сети регионально-экономической структуры.
Аналогичным образом для исследования других видов вертикальных связей между плоскостями, участвующие во взаимодействии слои могут быть
детализированы и в них выделены именно те плоскости, между которыми действует та или иная связь.
Априорные преимущества предлагаемой идеи моделирования заключаются в возможности детализации предлагаемой модели за счет дальнейшего «расслоения» рассматриваемых плоскостей – разделения их на две и более плоскости. Такая процедура соответствует формализации и выделению в отдельное рассмотрение различных подструктур конкретной плоскости или различных функциональных направлений сети, расположенной на данной плоскости.
Таким образом, рассмотрение практически важной задачи моделирования комплексной системы взаимоотношений между компанией ОАО «РЖД» и субъектами Федерации приводит к необходимости использования в процессе моделирования пространственных структур, как структур, позволяющих выделять в отдельные компоненты различные стороны взаимодействия. Предложенные пространственные структуры, состоящие из нескольких функциональных плоскостей, взаимодействующих между собой, естественно называть сэндвич-моделями.