Использование моделирования природных процессов и явлений, взаимоотношений между организмами живой и неживой природы. Виды моделей, их значение

Модель – это заместитель реально существующего объекта.

Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом, системная работа по четко сформулированному плану. Здесь снова на этапах освоения нового материала, повторения, практического применения полученных знаний и навыков целесообразно применять метод моделирования природных объектов и явлений.

Применение метода моделирования при систематизации знаний дошкольников об окружающем дает положительные результаты, а именно:

- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

- положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас;

- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;

- формирует цельное представление о экосистемах и временах года.

Все вышеперечисленное становится возможным прежде всего потому, что метод моделирования соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления.

Предлагается использовать метод моделирования шире в практике дошкольного воспитания, активно применяя эту методику во всех направлениях дошкольного воспитания и особенно в умственном воспитании, поскольку именно здесь данный метод дает наиболее ощутимые результаты.

Объекты неживой природы, например: солнце, воздух и вода. Объекты живой природы: животные, растения, человек. Все вышеперечисленные не могут обходится без не живой природы. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло — в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.

Виды моделей:

- предметные – имеют большое сходство с реальным предметом, повторяют его в миниатюре (аквариум-модель пресного водоема; террариум-модель полупустыни; альпинарий-модель горной системы)

- предметно-графические – на ряду с реальным сходством имеются схематические изображения (часы, термометр, модель муравейника, глобус, клетка, теллурий)

- графические – изображают реальный объект в виде модели, схемы, графика. Реального сходства мало или отсутствует (календарь природы, цветочная модель, экологический светофор).

13. Несложные опыты: определение, виды, использование в разных возрастных группах. Методика проведения. Значение опытов, их отличие от наблюдений. Фиксация результатов.

Опыт – спец.организованное наблюдение за объектами природы, с целью их преобразования.

Методика проведения опытов:

1. Перед детьми ставится цель, задачи опыта (она может быть сформулирована детьми).

2. Содержание опыта должно строиться на основе имеющихся у детей представлений, полученных ранее в повседневной дея-ти, труде, на занятиях, в играх и наблюдениях.

3. Оборудование для опыта готовится заранее, повторяется его безопасность. Опыт не должен наносить вред живому. Необходимо в ходе опыта все условия для объектов уровнять, кроме одного, ради которого проводится опыт.

4. Воспитатель до занятия представляет опыт, каким бы простым он ни казался. Многие опыты имеют определенные тонкости, без которых он просто не получается. Кроме этого воспитатель может определить задания для детей по ходу опыта, чтобы сделать их активными участниками опыта.

5. Опыт проделывается так, чтобы все действия воспитателя дети видели с любого места.

6. Демонстрация опыта сопровождается объяснением воспитателя. Так как очень часто дети в процессе опыта замечают не самое существенное. С этой целью им дается задание перед повторной демонстрацией провести дополнительное наблюдение.

7. По результатам опыта дети высказывают свои сужения – предложения о причинах явления. Воспитатель помогает сделать правильный вывод, опираясь на эти суждения.

8. Наиболее характерны этапы длительного опыта можно фиксировать в спец.дневнике (календарь природы) в виде рис., моделей.

Этапы опыта:

1. Выдвижение познавательной задачи;

2. Анализ задачи: выявление известного и неизвестного;

3. Обсуждение организации опыта;

4. Опыт (и его повторение);

5. Выводы по результатам опыта.

Значение опытов:

1. Формируют познавательный интерес.

2. Развивают активность, наблюдательность, мыслительную дея-ть, практические навыки взаимодействия с природными объектами.

3. Учат устанавливать прчинно-следственные связи, видеть глубинные процессы, внутренние признаки объектов и явлений природы.

Виды опытов:

1. Кратковременные.

2. Длительные (лучше проводить с фиксацией результатов: рисунки, схемы, фотографии).

Объекты опытов:

- объекты неживой природы (горные природы и минералы, вода, воздух, снег, лед, солнечный свет, почва, звук, волны, природное электричество);

- объекты живой природы (растения, животные, человек, грибы и лишайники);

- социальные объекты (бумага, ткань, магнит, электрический свет, мыло, красители, сахар, соль, мука и т.д.).

Тематика опытов:

· Вода: форма, цвет, вкус, запах, прозрачность, вес, 3 состояния, круговорот воды, tС, вода смачивает и очищает предметы, где нужна вода, вода растворитель, плавает, тонет, в воде есть воздух, в воздухе есть вода, в почве есть вода, почему снег и лед белые, лед легче воды, вода замерзая расширяется.

· Растения: признаки живого, условия роста, что нужно для прорастания семян, листья испаряют воду, способы посадки семян, зачем нужны растения.

· Животные: признаки живого, условия роста и развития, как находят пищу, что предпочитает есть, видит ли и слышит ли животное, издает ли звуки, как реагирует на кличку, можно ли животных дрессировать, какие игрушки нравятся животным, зачем нужны животные.

· Человек: признаки живого, условия роста и развития, как работает сердце, легкие, сильные ли у тебя легкие, зачем нам пища и вода, почему кости крепкие, роль физ.упр. для здоровья, роль закаливания для здоровья, органы чувств наши помощники: узнай на вкус, по запаху, на ощупь, как человек чувствует время.

· Грибы и лишайники: где живет плесень, что могут дрожжи, как размножаются грибы, как правильно собирать грибы, лишайники и чистота воздуха, из чего состоит лишайник (симбиоз гриба и водоросли).

· Бумага: можно ли самим сделать бумагу; разные виды бумаги имеют разные свойства: салфетка, фильтровальная, копировальная, калька, вощенная бумага; свойства бумаги: горит.

Методика проведения опытов за объектами неживой природы. Правильный выбор объектов для опытов, действий, объясняющих их строение и свойства ( по программам И.Белавиной и Н.Рыжовой) с практическим показом.

Воспитание экологической культуры включает в себя следующее:

надлежащее отношение к окружающей природе, правильное понимание и видение;

гуманное отношение к природе (нравственное воспитание).

Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. Иными словами экологическая культура рассматривает совокупность взглядов на природу и осознанное отношение к ней, в надлежащем поведении и во всей практической деятельности.

Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями. Взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.

Цель. Определить уровень знаний характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Методика проведения:

Ребёнку предлагают определить содержимое баночки. После того как он назовёт объекты неживой природы, предлагаю ответить на следующие вопросы.

Какие свойства песка ты знаешь?

Где и для чего человек использует песок?

Какие свойства камней ты знаешь?

Где и для чего человек использует камни?

Какие свойства воды ты знаешь?

Где и для чего человек использует воду?

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу;

Игры помогают ребенку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистему, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за её пределами.

Наши рекомендации