Субъекты и объекты управления. Контракты как форма управления
Как уже отмечалось выше организационно-правовое поле корпоративной сети не однородно. Если воспользоваться физическими терминами, то можно утверждать, что насыщенность, плотность организационно-правового поля максимальна на региональных орбитах (А). С удалением от основных элементов до граничной орбиты (С) насыщенность уменьшается. Вместе с тем это поле имеет большую однородность, чем за орбитой (С).
Далее будем называть отношения между структурами в организационно–правовом поле, ограниченном орбитой (С), то есть в поле «сеть–корпорация» - отношениями первого рода.
За пределами орбиты (С) насыщенность, плотность организационно–правового поля значительно меньше, чем в поле «сеть–корпорация» и к тому же имеет неоднородность, направленную от орбиты (С) к орбите (D) и далее. Отношения между элементами «сеть–корпорация» и фирмами орбиты (D) будем называть отношениями второго рода.
Можно утверждать, что отношения первого рода олицетворяют собой не что иное, как автаркию, то есть самообеспечение в «сети–корпорации». Безусловно, что автаркия в этом организационно–правовом поле является крайне ограниченной, по сравнению с существовавшим самообеспечением в МПС России. Подробное описание субъектов и объектов управления приведено в [14, 15].
Планово–договорные аспекты проявляются в отношениях со структурами организационно – правового поля «корпоративная сеть» и строятся в рамках плановых отраслевых пропорций.
Свободно договорные отношения могут проявляться только со структурами орбиты (С) и (D) и при условии, что предмет договора не регулируется плановыми отраслевыми пропорциями.
Совместное использование в организационно-правовом поле «сеть-корпорация» организационно-распорядительного воздействия и планово-договорной системы управления создает условия, когда вышестоящий распорядитель перестает быть основным и единственным субъектом управления. Все структуры сети-корпорации становятся субъектами управления, так как уровень компетенции, определенный главным распорядителем, обязывает их принимать решения в части своей производственно–хозяйственной деятельности.
При таком подходе возрастает роль ответственности между структурами в плоскости орбитальных колец (ответственность по горизонтали) так как каждый субъект «сети–корпорации» несет ответственность не только и не столько перед вышестоящим распорядителем, сколько перед партнерами, реализующие непосредственно процесс доставки грузов или обеспечивающие его. При этом не имеет значения взаимоотношения, построенные на договорных отношениях или реализуются вследствие функционального назначения данного подразделения. В случае же отсутствия согласия между элементами «сети-корпорации» – плановые решения в рамках отраслевых пропорций в форме плановых заданий или планово-договорных отношений обязательны.
Итак, отношения первого рода в организационно–правовом поле «сеть-корпорация» основаны на двух началах: организационно-распорядительном воздействии (плановых заданий) и планово-договорных отношениях в рамках плановых отраслевых пропорций.
По-другому проявляются идеи планово-договорного подхода в управлении железнодорожной корпоративной сетью, то есть во взаимоотношениях структур в организационно–правовом поле «сеть-корпорация» и предприятий на орбите (D) и далее.
Взаимоотношение структур орбит (А) и (В) и предприятий орбиты (С) и (D) – это взаимоотношение независимых хозяйствующих субъектов. Организационно–распорядительное воздействие и плановые задания головного распорядителя «сети–корпорации» не могут быть обязательными для исполнения предприятиями орбиты (D). По этому вторая составляющая идеи планово – договорного подхода, а именно при отсутствии согласия – плановые решения обязательны, не может быть реализована, та как такой подход может быть реализован опять – же только через договор.
На современном этапе развития экономики страны предприятия- поставщики все больше хотят работать на вполне определенного заказчика, с гарантией сбыта своей продукции. С другой стороны, корпорация «Российские железные дороги» должна иметь гарантии поставок для эффективной организации перевозочного процесса. При этом корпорации должны быть не безразличны пропорции предприятий-поставщиков, выходящие за интересы отрасли. Другими словами, корпорации необходимо сотрудничать с такими предприятиями, которые имеют мощности, превышающие заказы отрасли, а продукция, выпускаемая избытком мощностей, поступала бы на рынок.
Этим требованиям отвечает планово-контрактная система управления, суть которой заключается в следующем: предприятие- поставщик и корпорация строят свои отношения на контрактной основе. В таких контрактах оговаривается перспектива поставок (планирование), уровень договорной цены, наличие и использование свободных мощностей, основные поставщики предприятия и др. Как уже отмечалось выше планово-контрактную систему управления можно охарактеризовать так: « Контракт – закон для поставщика».
При планово-контрактном подходе к управлению в отрасли увеличивается число субъектов управления, та как предприятия-поставщики становятся в соответствие с планово-контрактными отношениями элементами транспортной макроструктуры. С другой стороны, предприятия, чьи отношения с корпорацией строятся на планово- контрактной основе, принимают участие в выработке и принятии решений по вопросам, относящимся к их компетенции.
Надежность своих поставщиков корпорация обязана отслеживать путем контроля предприятий (субпоставщиков), обслуживающих предприятие-поставщика. Взаимоотношение корпорации, предприятий-поставщиков и предприятий-субпоставщиков может быть регламентированы трехсторонними планово-контрактными отношениями.
Планово-контрактные отношения представляют собой
институциональные рамки осуществления конкретных сделок, которые не столько ограничивают взаимодействие контрагентов, сколько создают предпосылки для их взаимодействия. Безусловно, в основе таких отношений лежит контракт [16-18]. При этом все участники контракта считаются изначально свободными и преследуют собственные интересы.
В реальном мире использование полных контрактов («совершенных» контрактов, «исчерпывающих» контрактов) крайне затруднительно, так как они представляют некоторую абстракцию, необходимую для понимания сущности контракта. Приведем некоторые черты полных контрактов:
1. Должно быть абсолютно точно установлено, что каждая сторона обязана делать в каждом возможном случае развития событий.
2. Издержки и выгоды агентов должны быть точно определены на всех этапах выполнения контракта.
3. Все случаи несоблюдения контракта должны быть абсолютно предусмотрены.
4. Контракт должен быть оптимальным для каждой из сторон.
5. Полный контракт – мир совершенной информации.
В реальном мире эти условия отсутствуют, поэтому контракты всегда неполные и несовершенные.
Неполный контракт – выражение ограниченной рациональности (не полное предвидение) экономических агентов на уровне их взаимодействия друг с другом.
Контракты являются неполными, если:
1. Нельзя предвидеть все имеющиеся к ним отношение будущие непредвиденные обстоятельства.
2. Некоторые детали неясны.
3. Нельзя достичь общего мнения о природе будущих непредвиденных обстоятельств.
4. Нет единого и полного понимания как адаптироваться к будущим непредвиденным ситуациям.
5. Стороны не могут достичь единого понимания материализовавшегося непредвиденного обстоятельства.
6. Стороны не могут достичь полного согласия по вопросам как о характере возникших и ранее непредвиденных обстоятельств, так и об используемых мерах адаптации к ним.
7. Даже если стороны могут достичь полного согласия по вопросам как о характере возникших и ранее непредвиденных обстоятельств, так и об используемых мерах адаптации к ним, то третья сторона, например суды, может не разделять этого мнения ни по одному из данных вопросов, следствием чего может стать дорогостоящая тяжба между двусторонне зависимыми участниками контрактных отношений.
Использование в деятельности отрасли полных контрактов – гипотетических контракт, предусматривающих все возможные варианты предпринимаемых действий и совершаемых платежей невозможно.
Какие же контракты приемлемы для создания устойчивого организацинно-правового поля «корпоративная сеть»? Безусловно, это смешанная форма включающая в себя следующие виды контрактов.
Контракт с открытой границей – соглашение, посредством которого поставщик соглашается удовлетворить потребности элементов «сеть-корпорации» в определенном продукте, каковы бы не были эти потребности.
Контракт «издержки плюс» - вместо установления фиксированной продажной цены элементы «сеть-корпорации» разрешают продавцу назначить цену равную издержкам плюс фиксированный процент на них.
«Связанные» контракты – соглашения о продаже товаров, содержащие пункты, по которым элементы «сеть-корпорации» обязаны воздержаться от услуг других товаропроизводителей.
Контракты с информационной асимметрией - корпорация «Российские железные дороги» обладает большей информацией, как на стадии заключения, так и на стадии выполнения контрактов. Может быть и другое решение – оба участника знают о свершившихся событиях, однако требуются значительные затраты, чтобы кто-то из сторонних наблюдателей мог получить эту информацию.
Реляционные (отношенческие) контракты - могут возникнуть между корпорацией «Российские железные дороги» или элементами «сеть-корпорации» и поставщиками именно в результате инвестиций слабой степени в специфические активы, т.е. каждая сторона делает специфические инвестиции несоразмерные с ее основным капиталом (они маргинально малы в сравнении с ним).
Контракт наличного рынка – контракт, предусматривающий немедленную поставку товаров или предоставление услуг корпорации «Российские железные дороги» или элементам «сеть-корпорации» с оплатой по текущим ценам.
В связи с уходом от отраслевой автаркии и сохранением выделенных предприятий в организационно-правовом поле “корпоративная сеть” возникает необходимость и условия использования договора коммерческой концессии, который предполагает долгосрочные взаимоотношения между заинтересованными сторонами в условиях неопределенности и специфичности ресурсов (франчайзинг).
По мнению О. Уильямсона франчайзинг представляет собой промежуточное положение между рынком и иерархией.
Классические признаки франчайзинга можно представить так:
1. Отношения льготного предпринимательства основаны на контракте,
который должен содержать условия, достигнутые в результате договоренности.
2. С начала франчайзер должен разработать систему успешного
ведения бизнеса, которая идентифицируется с имиджем, выраженным в торговой марке, фирменной услуге или фирменном наименовании.
3. Головная фирма должна провести обучение оператора по всем
аспектам этой системы до того как откроется дело, и помочь в открытии бизнеса.
4. После этого головная фирма должна поддерживать постоянные,
деловые отношения с оператором по всем аспектам ведения бизнеса.
5. Предприятию – оператору разрешено под контролем головной фирмы
проводить операции, используя имидж (торговую марку, фирменную услугу, фирменные наименования), разработанный в головной фирме и являющийся ее собственностью, а также пользоваться преимуществами репутации, ассоциируемой со всем этим.
6. Оператор должен инвестировать существенную часть капитала
предприятия из своих средств.
7. Оператор должен быть собственником своего предприятия.
8. Оператор будет производить развитие и текущие выплаты в порядке
компенсации за права, которые он приобретает, и постоянные услуги, которые ему будут обеспечены головной фирмой.
В корпорации «Российские железные дороги» система франчайзинга
может быть создана двумя путями:
- сохранение и расширение с помощью франчайзинга «корпоративной
сети» на базе выделенных в результате автаркии предприятий;
- создание новых бизнес-единиц, которые с первого дня будут работать
в системе франчайзинга.
В рамках корпоративной сети железнодорожного транспорта франчайзинг, как контрактную льготу можно определить так – это контрактные взаимоотношения между корпорацией «Российские железные дороги» или элементами «сеть-корпорации» и предприятием, которое находится в организацинно-правововом поле «корпоративная сеть» (орбиты (D) и далее) в рамках которых корпорация предлагает или обязуется поддерживать такие области функционирования предприятия, как ноу–хау и обучение, внедрение коммуникационных технологий и совместное освоение рынка. При этом предприятие ведет дело, используя общую торговую марку и технологию, владельцем которых является корпорация «Российские железные дороги». Корпорация контролирует такое предприятие. Вместе с тем предприятие инвестирует существенную долю капитала своего предприятия за счет собственных средств.
1.3. Радиально-планетарные организационные сети