Было возведено около трехсот двухэтажных и трехэтажных каменных домов для проживания семей работников, обустроены дороги, в райцентре построен спортивный клуб с бассейном.
Следует отметить, что в те кризисные годы в России практически остановилось жилищное строительство и прекратили действовать социальные программы. В среднем, доходы работников социальной сферы (врачей, учителей, милиционеров) в Союзе совладельцев-собственников превышали среднероссийский уровень в десять раз.
Экономические стимулы, прежде всего большое начисление на личный пай для каждого проживающего в Акушинском районе, привели к тому, что, спустя 10 лет работы в условиях модели Чартаева, рождаемость здесь в шесть раз превышала смертность(общероссийская тенденция была противоположной).
Таким образом, и экономические показатели, и состояние социальной сферы на территории, где применялась модель Чартаева, показывали абсолютное превосходство данного метода для всех категорий граждан, участвовавших в его реализации: жителей, работников, инженерных и управленческих кадров.
Одним из главных достижений можно считать межэтнический мир, объединивший многие национальности, проживающие на территории Дагестана в Акушинском районе.Ранее, случавшиеся здесь конфликты грозили перейти в устойчивое противостояние. После введения общих экономических правил, в результате которых работа на общий результат оказалась для жителей на порядок выгоднее разъединения, исчезла основа для межнациональных распрей.
Главным критерием эффективности любой схемы является результат ее реализации. Сразу после внедрения в Дагестане, применение элементов системы АС в Белгородской области (2000 – 2010 годы) привело там к существенным позитивным переменам в экономике и социальной сфере.
Важнейшие натуральные показатели производства увеличились в Белгородской области в десять раз всего за пять первых лет эксперимента,как следствие – вырос региональный валовой продукт. За последующие пять лет еще раз произошло удвоение достигнутых ранее производственных показателей,что означает создание устойчивой тенденции к опережающему экономическому росту. Так, с 2006 по 2010 год производство свинины выросло с 88 до 287 тысяч тонн, птицы – с 246 до 624 тысячи тонн, яиц – с 1028 до 1481 тысяч штук, и так далее.
В качестве понятного для бизнеса критерия может выступить объем инвестиций в основной капитал. За первые пять лет внедрения системы, в Белгородской области объем таких инвестиций увеличился в десять раз: с четырех миллиардов до сорока миллиардов рублей в год. За последующие пять лет он вырос до девяноста миллиардов рублей в год, в итоге увеличившись более чем в двадцать раз за десятилетие.
К 2012 году Белгородская область давала 18 процентов российского объема мяса птицы и 23 процента свинины: каждый пятый килограмм мясной продукции страны. Учитывая, что в Белгородской области проживает всего один процент населения России, приведенный результат следует считать уникальным. Как следствие, было осуществлено массовое жилищное строительство, газифицированы и оборудованы дорогами более ста двадцати поселков, создано большое число рабочих мест.
Реализация двух «пилотных» проектов, каждый по десять лет, показала, чтосистема АС (и применение её элементов) создают существенное ускорение развития региона/муниципалитета, что отражается в росте экономических показателей и качественном улучшении жизни людей.При этом не важно, находит-ся ли регион и хозяйства на его территории в депрессивном состоянии, и доминируют ли в экономике и социальной сфере негативные общероссийские тенденции. Начиная со дня принятия решения, обеспечивается запуск системы, позволяющей использовать внутренние ресурсы субъекта РФ и его муниципальных образований, и привлекать к развитию необходимые инвестиции на взаимовыгодных для всех участников условиях.
Начиная с 2013 года, элементы системы АС стали применять в одном из городских муниципалитетов Санкт-Петербурга.В соответствии с российским законодательством и нормами, принятыми в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, муниципальные образования (МО) в этих двух субъектах Федерации были лишены большинства полномочий, которыми обладают прочие муниципалитеты страны. Не имея достаточного набора прав, а также имущества и земельных участков на балансе, МО в Санкт-Петербурге представляли, по сути, усеченную форму местной власти. Тем показательнее видится внедрение методов АС именно на территории таких муниципалитетов, поскольку демонстрирует преимущества системы АС в крайне неблагоприятных, на первый взгляд, условиях.
Далее, принципы и методология АС начали применяться в муниципальных образованиях Архангельской области,что позволило существенно расширить представления о практическом внедрении модели на территории муниципалитетов.
Выстраивая в регионах систему АС, видится возможным(в условиях действующего законодательства, налоговой и кредитной системы, стоимости энергоресурсов и прессинга со стороны ВТО)в кратчайшее время предотвратить на уровне предприятия, муниципалитета и субъекта РФ снижение экономического потенциала, остановить деградацию промышленности, сельского хозяйства, и создать тенденцию для существенного и быстрого роста регионального валового продукта.Все это закрепляется «в натуральном виде» путем создания благоприятной среды проживания граждан (бытовые услуги, культура, образование, рабочие места с достойной оплатой), превращая районы, где применяется АС, в центры социального притяжения.
Поскольку приведенные примеры отражают практику внедрения элементов системы АС в самых разных условиях, постольку очевидным является необходимость тиражирования данной практики как можно шире,имея в виду разные субъекты Федерации и муниципалитеты на их территории. С 2014 года нет необходимости проходить весь путь с самого начала: созданы и наработаны нужные документы, понятен алгоритм действий, выявлены участники, готовые выполнять необходимую организационную и экспертную работу.
Никогда еще страна не подходила так близко к возможности ускоренного развития, в том числе в отдельных регионах, когда для всех участников появляется прямая экономическая заинтересованность в научно- техническом прогрессе, грамотном управлении, эффективном производстве – а к рычагам такого управления приходят люди, чей опыт, энергия и квалификация оплачиваются в зависимости от общего результата.
В каждом регионе подобная схема может быть реализована, начиная с момента принятия решения о запуске системы АС. Это не потребует дополнительного государственного или муниципального финансирования, и сработает в рамках действующего законодательства. Практика показывает, что применение (даже частичное) элементов системы АС выводит тот регион, где эта система применяется, в зону опережающего роста.
Остается придать системе АС импульс для внедрения.
КОНКРЕТИКА
ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
СУТЬ СИСТЕМЫ АС (РАЗЪЯСНЕНИЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ, МУНИЦИПАЛИТЕТОВ, РЕГИОНОВ)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Инновационные методы ускоренного развития (система АС) основаны на совмещении интересов всех участников социально-экономических преобразований в регионе: жителей, работников, ИТР, менеджеров, хозяйственных руководителей, собственников предприятий, представителей муниципального и государственного управления.
Элементы системы могут быть реализованы как на отдельном предприятии, так и в муниципальном образовании или в субъекте Федерации. Совокупность применяемых в системе АС методов и правил позволяет, на любом из этих уровней, решить задачу экономического роста и улучшения социальной сферы в максимально короткие сроки.
Чем большая территория охвачена действием системы АС, тем проще оказывается реализация программ развития. Комплексное внедрение методов АС способно привести к существенным и очевидным позитивным переменам в регионе за первые три года их применения. В дальнейшем, гарантированным является безостановочный и высокий рост важнейших показателей в производственной и социальной сферах.
ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ АС
Работники предприятий выступают в качестве совладельцев-собственников произведенного ими продукта, имеющими право на долю в доходе своего предприятия. Коллектив, состоящий из таких работников, арендует основные фонды у собственника предприятия, с правом постепенного выкупа части этой собственности за счет заработанных средств.
В коллективе арендаторов (предпочтительно, объединенному в организационно-правовую форму потребительского кооператива) применяются взаиморасчеты между всеми участниками хозяйственной деятельности через личные счета (паи). Доходы работника, по решению общего собрания пайщиков и в утвержденных этим собранием пропорциях, направляются в два разных по назначению фонда:
а) накопления, и б) потребления.
Фонд накопления.
2.1.1. Твердо установленную на общем собрании пайщиков долю своего дохода, каждый работник (он же совладелец-собственник произведенного продукта) отчисляет в фонд накопления хозяйства. Из фонда накопления производятся инвестиции, оплачивается труд руководства, финансируется социальная сфера, отчисляются налоги. Эффективное использование этих средств в качестве финансового инструмента (например, инвестирование в перспективные проекты), приносит работнику дополнительные начисления на его пай.
Перечень направлений использования фонда накопления:
- инвестиции в развитие;
- начисления на индивидуальные паи работников, в зависимости от трудового вклада в конечный продукт;
- отчисления на социальные счета жителей территории;
- налоги;
- резервные и страховые средства;
- медицинское обслуживание и здравоохранение;
- образование;
- безопасность, охранная деятельность;
- оплата руководства.
2.1.2.Фонд накопления позволяет решать социальные вопросы силами самих хозяйств. Так, в качестве одного из вариантов, часть средств фонда накопления расходуется в виде отчислений на социальные счета, открытые вначале семьям работников кооператива, а в перспективе - всем жителям территории.
(Пояснение по поводу «социальных» счетов. Если предприятие представляет собой, например, животноводческий комплекс при поселке, то первоначально речь идет о распределении части дохода, полученного хозяйством, на индивидуальные (социальные) счета жителей такого поселка. Когда впоследствии система расширяется до размеров муниципалитета и в нее включается большинство предприятий данного района, то отчисления из фонда накопления хозяйств на территории муниципального образования производятся на социальные счета жителей всего района.)
2.1.3. Средства фонда накопления хозяйств расходуются также на ремонт и строительство жилья, объектов соцкультбыта, инженерной инфраструктуры. Тем самым, работник, за счет отчислений части своего дохода в фонд накопления, получает «бесплатные» для него услуги здравоохранения, дополнительное образование для детей, надежную защиту со стороны нанятых хозяйством охранных структур и комфортное жилье. Члены семьи работника (жители) получают социальные отчисления со стороны хозяйства на свои именные счета. В целом, если хозяйственных комплексов, переходящих на систему АС, становится много, в регионе снимается проблема занятости, и снижается (если она присутствует) межнациональная напряженность: там, где население объединено единым экономическим механизмом («все работают на всех»), религиозная и расовая вражда становятся бессмысленными.
2.1.4. Поскольку отчисления со стороны работника в фонд накопления фиксируются в кассово-расчетном центре, контролирующем любые выплаты в хозяйстве, постольку воровство как категория исчезает: отчислив в первоочередном порядке на нужды хозяйства установленную Общим собранием сумму, «воровать» в дальнейшем можно только у себя самого.
Фонд потребления.
Оставшаяся часть дохода каждого работника направляется в фонд потребления и является его личным заработком, за вычетом материальных затрат на данном рабочем месте и отчислений на инженерно-технический персонал (ИТР). Фонд потребления расходуется на следующие цели:
- покрытие материальных затрат работника, арендную плату за имущество, землю, ремонт использованной техники и т.д.;
- оплату ИТР за обслуживание процесса производства и внедрение технических инноваций;
- зарплату.
При таком способе формирования личного заработка, работнику становится выгодным сокращать издержки производства, поскольку все сэкономленные средства он получает в виде зарплаты. Это, далее, делает необходимым внедрение технических новшеств, то есть связывает интересы работников и ИТР, обслуживающих производство.
В свою очередь, специалисты ИТР, усилиями которых бригада, цех, предприятие увеличивает производительность, получают свою долю вознаграждения из средств фонда потребления. В итоге, специалисты предлагают новшество, работники его внедряют, и обе эти категории совладельцев-собственников продукции оказываются в финансовом выигрыше.