Преимущества системы АС для работников, ИТР и руководства предприятия.

В совокупности, система АС мотивирует работников к экономии ресурсов, руководство – к росту доходов хозяйства, а ИТР понуждает искать технологии, способные качественно улучшить производственно-экономические показатели.

2.3.1.Система АС выгодна работникам.

Работники, являющиеся при такой схеме совладельцами-собственниками своей доли в конечном продукте предприятия, получают тем больше дохода, чем больше вложили труда и сэкономили ресурсов.

2.3.3.Система АС выгодна компетентным руководителям-хозяйственникам.

Руководство получает оплату в зависимости от достигнутого хозяйством результата, что заставляет дирекцию и менеджеров изыскивать дополнительные источники для развития, и резервы, в том числе в сфере энергосбережения. Это постепенно приводит к рычагам хозяйственного управления по-настоящему грамотных специалистов.

2.3.4.Система АС выгодна для ИТР.

Финансовая схема позволяет ИТР получать долю в доходах хозяйства. Заработок ИТР тем больше, чем существенней оказывается рост объемов производства, обеспеченный передовыми технологиями.

Способ экономического самоочищения системы АС.

Система АС создает финансовые риски для некомпетентного руководства и недостаточно трудолюбивых работников. Понесенные убытки в полном объеме компенсируются теми, по чьей вине эти убытки возникли. В том числе, в случае принятия неверных управленческих решений, недополученную хозяйством прибыль покрывают из личного дохода руководства.

Если работник не выполнил установленного для каждого задания (утвержденного им же, в составе решения Общего собрания), он, тем не менее, внесет положенные средства в фонд накопления хозяйства, уменьшая лишь собственную зарплату. В крайнем случае, не внесенная работником в фонд накопления сумма станет долгом работника перед хозяйством, погашаемым за счет работника в течение следующего года.

Резюме по разделу.

Внедрение указанной системы взаиморасчетов делает как руководителя каждого звена, так и работника, даже находящегося в цепочке конвейерного производства, лично ответственным за результат своей (и общей) деятельности. Это кардинально меняет мотивацию к труду. Система АС позволяет, в производственном аспекте, добиться коллективной заинтересованности в конечном результате: продаже созданного с наименьшими издержками продукта по наиболее выгодной цене. Рынок ставит адекватную оценку произведенному товару.

Коллектив работников-арендаторов, использующих принципы системы АС, способен постепенно выкупить некоторую часть основных фондов у собственника предприятия, став совладельцем не только производимой продукции, но и фирмы в целом. Такое перераспределение имущественных прав еще более тесно связывает результат производственной деятельности предприятия с интересами не только работников, но и жителей территории, получающих выплаты на свои социальные счета в зависимости от эффективности производства в регионе.

Владелец предприятия, взятого в аренду кооперативом, получает арендную плату по ставке выше рыночной, и может получать долю в доходах, предусмотренную договором. В совокупности, развитие предприятия становится выгодным как для его владельца, так и кооператива работников-собственников.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ в системе АС

Существуют два направления взаимодействия между предприятиями, перешедшими на систему АС, и администрацией муниципальных образований.

В соответствии с первым из них, администрация муниципалитетов финансирует те инфраструктурные проекты (дороги, газификацию, энергетику, обеспечение водой и канализацией и др.), которые дополняют социальные программы, осуществляемые силами самих хозяйств за счет средств фондов накопления (строительство жилья для работников, объектов соцкультбыта, школ и детских садов, на которые в бюджете муниципалитета, как правило, не хватает денег). Благоустройство населенных пунктов происходит, таким образом, в виде совместного финансирования общих программ.

Второе направление включает особый способ получения муниципальной властью финансовых средств, путем создания, вместе с бизнесом и населением, организованным в потребительский кооператив, коммерческих структур особого рода (ООО «Кластер»). Основателем подобных структур выступает специально созданное для этих целей бюджетное учреждение (МБУ), имеющее впоследствии возможность получать дивиденды от развития бизнеса на территории муниципального образования. Средства, поступившие на счет МБУ (ставшего, вместе с предпринимательским сообществом и «Кооперативом жителей» района, соучредителем бизнес-фирмы), могут быть использованы на социальные и коммерческие проекты, осуществляемые совместно с предприятиями, перешедшими на систему АС, в рамках программы развития территории.

В этом случае, возникает способ, позволяющий местной власти получать прямые доходы от развития бизнеса в своем районе, и частичном использовании этих средств на социальные и коммерческие цели.

Данное положение следует детализировать.

Новая редакция федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ запрещает прямое участие муниципалитета в хозяйственных обществах, но сохраняет за МО право учреждать дочерние предприятия для осуществления хозяйственной деятельности (статья 69 упомянутого ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» № 83-ФЗ, такие учреждения разделены на бюджетные и казенные, первым из которых предоставлено больше имущественной самостоятельности. В частности, для них не существует запрета на вхождение в состав хозяйственных обществ и получение там дивидендов от осуществления обществом коммерческой деятельности. Таким образом, представляется возможным участие муниципального образования в хозяйственной деятельности, посредством создания муниципального бюджетного учреждения с условным названием «Развитие».

Наиболее приемлемым представляется вариант, когда структура, куда входят: МБУ «Развитие», Кооператив жителей и бизнес – выстраивается из равных участников, с равными правами и долями в создаваемом Обществе с ограниченной ответственностью «Кластер».

Именно такая структура считается оптимальным вариантом той организационно-правовой формы, которая интегрирует бизнес и власть.

Элементом создания общей схемы, интегрирующей интересы всех уровней (инвесторов, хозяйственных структур, населения и муниципалитета) служит порядок вхождения в такую структуру бюджетного предприятия, осуществляемого посредством внесения в уставный капитал нематериальных активов.

В свою очередь, нематериальные активы (интеллектуальная собственность) должны быть оценены специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление такой деятельности. Данная процедура необходима, с формальной точки зрения, по двум причинам:

а) передавая любые активы с баланса на баланс, следует указать их стоимость – в противном случае, принимающая сторона не имеет права оприходовать акт приема-передачи;

б) при внесении нематериальных активов в уставный капитал коммерческой организации (общества с ограниченной ответственностью), возникает обязательная процедура принятия решения органом управления общества о величине таких активов, в соответствии с произведенной ранее оценкой профессиональной организацией (ст. 15 федерального закона от 08.02.1998г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ). Поскольку нематериальное имущество принадлежит муниципалитету, только этот орган вправе заключать договор на оценку на основании федерального закона от 29.07.1998г. «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ.

Тем самым, в случае передачи оцененных нематериальных активов, снимаются все ограничения, которые могли бы послужить формальным препятствием для передачи от муниципалитета – бюджетному учреждению, и далее – в коммерческую структуру нематериальных активов, принадлежащих муниципальному образованию.

В части четвертой ГК РФ (раздел 7, глава 69, статья 1225) приводится перечень категорий интеллектуальной собственности, на которые распространяется правовая охрана. Из всех видов, лишь одна категория может считаться универсальным объектом для оценки, а именно «базы данных». Это понятие имеет настолько широкий спектр трактовки, что может обозначать, например, систематизированные сведения, находящиеся в открытом доступе, поскольку в виде системы они обретают новое качество. Каждый муниципалитет обладает сведениями, эксклюзивными именно для данной территории. Сводя эти сведения в обобщенную форму, можно получить базу данных, включающую в свой состав технические характеристики и объективизацию состояния жилых зданий, или экономико-социальные проблемы округа и т.д. – то есть все то, что в качестве информационной составляющей представляет основу работы муниципалитета.

Формально, это является нематериальным активом, подлежащим оценке и принадлежащим муниципалитету.

По сути, такая оценка означает выявление стоимостного эквивалента муниципальной власти (ее «административного ресурса»), для дальнейшего вклю-чения этого, оцененного в рублях, ресурса, в хозяйственный оборот. Никаких проти-воречий с действующим законодательством подобный ход дела не содержит, хотя не имеет аналогов в российской юридической и организационно-коммерческой практике.

Исходя из представленных выше вводных, очевидным является приведенный ниже алгоритм действий для создания постоянно действующего механизма экономического развития округа. Такой алгоритм направлен на последовательное развитие бизнеса на территории муниципального образования, при участии создаваемой муниципалитетом и бизнесом структуры, объединяющей на легальной основе интересы предпринимателей и власти.

Наши рекомендации