ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ – ЭТО МАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ

В чем заключается основной элемент системы АС,превращающий ее в эффективную схему развития (предприятия или региона) со столь высоким потенциалом и результативностью?

Система АС вводит в хозяйственный оборот не используемое в бизнес-планировании понятие: «человеческий капитал».По аналогии, этот ресурс можно приравнять к залежам месторождений. До тех пор, пока залежи не разведаны, не открыты и не поставлены на баланс, их словно не существует. Но стоит вложить средства и создать условия, при которых начинается извлечение из недр ценных металлов, нефти или газа, происходит материализация этих «не существовавших» ранее активов, затем – вовлечение их в производственный процесс, а следом – получение дохода там, где ранее о нем не заходила речь.

В системе АС материализуется система человеческих интересов и навыков.Существует фактор, который не поддается прямому подсчету и может быть обозначен как коллективная воля людей, объединенных общей идеей (либо мега-проектом). Такая воля, будучи аккумулирована для решения крупной хозяйственной или социальной задачи, дает возможность достигать качественно более высоких целей, чем это объяснялось бы примитивным перемножением человеко-дней на выполняемый объем каждодневной работы.

Система АС превращает общество в единую структуру, стремящуюся к достижению результата, выгодного для всех и, персонально, для каждого отдельного члена этого общества.При этом формируется экономическая конструкция, когда, работая на общество в целом, любой участник процесса получает больше, чем если бы с той же интенсивностью и качеством работал лишь на себя самого (принцип разделения труда при создании общего продукта). Объединение разнонаправленных интересов ради общего дела приводит к, так называемому, потенцирующему эффекту, когда одно действие многократно усиливает другое, а совместно полученный результат существенно превосходит арифметическую сумму вложенных усилий. Для наглядности: достижение плутонием критической массы приводит к выделению колоссальной ядерной энергии, которую до этого трудно было предугадать, разглядывая небольшие по размеру образцы радиоактивного металла.

Существует множество существенных различий между системой АС, использующей человеческий капитал, и другими схемами экономического развития регионов.Следует особо оговориться, что применение заложенных в нее принципов происходит в рыночных условиях, критериями которых служат проданный товар, полученная прибыль и/или суммарная капитализация бизнеса. Поэтому для каждого участника системы АС возникает необходимость применения всех возможных усилий и способов с целью выполнить поставленные задачи. Никакой «уравниловки» для участников процесса при таком подходе не предполагается,напротив – каждый становится получателем той части общественного дохода, которую заработал своим вкладом: в качестве рядового исполнителя, ИТР, менеджера, руководителя или служащего в органах муниципальной (государственной) власти.Одно из жестких правил АС гласит, что покрытие убытков, т.е. недополучение хозяйствами запланированного дохода, персонально и в полном объеме ложится либо на тех, кто принял неверное управленческое решение,повлекшее такие убытки (если это директор или менеджер), либо (если это работник) взыскивается непосредственно с такого, причинившего ущерб имуществу или не выполнившего норматив, работника. Подобный подход, применяемый в качестве элемента в модели Чартаева и в системе АС, в качестве одного из следствий приводит к резкому, в разы, сокращению численности аппарата хозяйственного управления, активируя профессиональный (карьерный в лучшем смысле слова) рост у наиболее квалифицированных специалистов. Они начинают получать, дополнительно к своим, заработки тех руководителей, кто не способен обеспечить рост производства – а потому уволен. Поскольку на весь состав руководства, из какого бы количества сотрудников он ни состоял, выделяется общий фиксированный объем денежных средств, выраженный в процентах от дохода хозяйства (территории), постольку сокращение численности управленческих кадров автоматически ведет к перераспределению заработка между остальными. Лишние элементы исчезают, необходимые остаются и получают материальную поддержку за счет увеличения их собственной доли в составе выделенных на управленческий аппарат средств.

Не менее важным для системы АС является правило, в соответствии с которым работники и кадры управления покрывают понесенные материальные затраты за счет собственных заработков.Оставшаяся доля выплачивается им в качестве зарплаты, что принуждает изыскивать любую форму экономии: как на уровне каждого рабочего места или бригады, так и предприятия в целом. Далее, включается механизм, при котором инженерный состав, занимающийся внедрением новшеств непосредственно на производстве, получает долю от внедрения таких новшеств (обеспечивающих прирост дохода). Это делает рабочих и ИТР взаимно заинтересованными друг в друге, а руководство предприятия стимулирует к модернизации производства в целом (поскольку доходы управленческих кадров напрямую зависят от роста дохода хозяйства).

Система АС расширяет модель Чартаева, предлагая схему взаимодействия между: хозяйствами, находящимися на территории субъекта Федерации; жителями этой территории; органами муниципальной и государственной власти. При этом главным принципом, отличающим систему АС от прочих схем, является фактический наем управленческого аппарата (хозяйственного и государственного) со стороны регионального сообщества,применяемый для решения задач именно данного сообщества. Значимым является то, что в новых условиях квалифицированные управленческие кадры, в том числе муниципальные и государственные служащие, получают возможность существенно (и абсолютно прозрачным способом) увеличить размеры собственных заработков,но лишь при условии, что на подведомственной им территории окажутся в выигрыше все участники экономической деятельности: граждане и бизнес.

Происходит это благодаря созданию единой коммерческой структуры с условным названием «Кластер», в которую, помимо фирм, работающих на территории муниципалитета (республики, области или края), и потребительского кооператива (состоящего, в оптимальном варианте, из большинства жителей территории), включено бюджетное учреждение, создаваемое государственной или муниципальной властью.Такой подход позволяет власти и бизнесу сообща решать вопросы социально-экономического развития региона, находясь в рамках единого хозяйствующего субъекта.

Тем самым, доходы субъекта РФ или муниципалитета пополняются в зависимости от роста бизнеса на его территории не только косвенно, через налоги, но и напрямую, путем получения доли от прибыли, совместно заработанной бизнесом, населением и властью(эта доля аккумулируется на счету бюджетного учреждения и не отражается непосредственно в доходах муниципального или регионального бюджета). Кадры государственного управления получают при этом возможность, через посредство данного бюджетного учреждения и «Кооператива жителей», быть премированы именно по результатам социально-экономического роста, а регион в целом становится заказчиком передовых технологий, позволяющих увеличить валовой региональный продукт. По сути, бюджет региона или муниципалитета начинает выступать в роли соинвестора для территориальных мега-проектов развития,что резко повышает шансы такие проекты реализовать (в том числе, привлекая средства федеральных трансфертов, предназначенные для поддержки региональных программ).

Часть экономии от затрат, сокращаемых путем применения технических новшеств (в первую очередь энергосберегающих технологий), является доходом как для «Кооператива жителей», так и для бюджетного учреждения, которые реализуют новации, находясь в единой коммерческой структуре с бизнесом. Благодаря системе премирования специалистов и муниципальных (государственных) служащих, регион начинает проводить техническое перевооружение на своей территории в ускоренном темпе: это становится, в прямом смысле, выгодно руководителям всех уровней.

В условиях, когда страна вступила в ВТО, избежать краха национальной экономики можно, лишь реализуя проекты с высочайшим уровнем рентабельности. Именно такую эффективность обеспечивает система АС вне зависимости от того, в каком субъекте Федерации применяется, поскольку ее основой является человеческий капитал: ресурс, который не имеет ограничений.

КТО И ГДЕ ЭТО РЕАЛИЗОВАЛ

В РОССИИ?


Наши рекомендации