Тема 10: Управление инвестициями, лизинг как форма инвестиционных отношений
Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для народного хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких нетрадиционных методов является лизинг. Место лизингового бизнеса в предпринимательстве определяется прежде всего самими объектами лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основных фондов - транспортных средств.
До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которые часто арендовали свои
помещения. В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла. Вместо того чтобы занимать деньги для покупки транспортных средств предприятия могут взять их в лизинг. Крупные и небольшие транспортные предприятия обратились к лизингу, так как труднее становится брать деньги в кредит.
Актуальность развития лизинга в Республике Беларусь и формирования лизингового рынка в СНГ обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования, низкой эффективностью его использования, необеспеченностью запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
Исходные данные
1. Справочная информация по лизинговым операциям.
2. Структура инновационной подготовки предприятия.
3. Классификация видов лизинга.
План работы
1. Введение.
2. Теоретический анализ проблем лизинговых операций.
2.1. Понятие и функции лизинга.
2.2. Классификация видов лизинга.
2.3. Особенности лизинга.
2.4. Лизинговые контракты.
2.5. Анализ альтернативных вариантов лизинговых операций,
3. Сущность инновационного инвестирования и его механизм.
3.1. Взаимосвязь инвестиций и инноваций.
3.2. Инновационно-инвестиционная тактика предприятия.
3.3. Инновационно-инвестиционный механизм.
3.4. Выработка инновационно-инвестиционной стратегиче
ской политики предприятия.
3.5. Разработка мероприятий для осуществления лизинговых
операций по замене устаревшего оборудования на предприятии.
4. Заключение.
Графическая часть
1. Схема осуществления лизинговых операций.
2. Схема инновационно-инвестиционного механизма.
3. Классификационная таблица видов лизинга.
Рекомендации по выполнению отдельных разделов
Теоретический анализ проблем лизинговых операций следует производить с использованием информации по мировой практики применения лизинга. Необходимо также уделить внимание анализу удачных лизинговых операций на территории Республики Беларусь. Следует конкретизировать функции лизинга и отметить прогрессивность лизинговых операций как формы вложения средств в основные фонды.
Одной из функций лизинга может быть использование его в материально-техническом обеспечении производства.
Следует комплексно рассмотреть все лизинговые операции, раскрыть комплекс имущественных отношений, складывающихся в связи с передачей имущества во временное пользование.
Наиболее характерными видами лизинга являются финансовый лизинг, оперативный лизинг, возвратный лизинг и лизинг по остаточной стоимости.
Следует особо подчеркнуть значение всех преимуществ лизинговых операций, позволяющих получить быструю отдачу в реализации проектов.
Особое внимании следует обратить на разработку мероприятий по обновлению парка транспортных средств, имеющегося на предприятии, которое можно произвести с использованием лизинговых операций.
Литература к теме 10
1. Банковское дело Справочное пособие / Под ред. Ю. А. Бабичевой. - М: Экономика, 1994.
2. Банковское дело / Под ред. О. И. Лаврушина. - М: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992.
3. Барнгольц, С. Б. Предварительная оценка платежеспособности и финансовой устойчивости ссудозаемщика // Деньги и кредит. - №2. 1992.
4. Лимитовский, М. А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. - М.: ДЭКА, 1996.
5. Лизинг и коммерческий кредит. - М.: Ист-сервис, 1994.
6. Бухгалтерский, валютный и инвестиционный аспекты лизинга - М.: Ист-сервис, 1994.
7. Методика анализа финансового состояния предприятия в условиях перехода к рынку //Деньги и кредит. - № 5. - 1992.
8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1997 г. N 1769 "О лизинге на территории Республики Беларусь".
9. Минович, Е. Концептуальная сущность лизинга // Финансы, учет, аудит. - № 1 - 1996.
Тема 11: Структурно-функциональный анализсистемы управления предприятием
Система управления предприятием, как правило, находится под воздействием множества различных внешних и внутренних производственных факторов, которые не являются постоянными. Поэтому перестройка системы управления предприятием в условиях рыночной экономики должна производиться с учетом глубокого и тщательного структурно-функционального анализа действующей системы управления.
Основная цель структурно-функционального анализа системы управления предприятием состоит в определении ее аналитических характеристик и факторов, влияющих на эффективность управления этим предприятием в условиях рыночного хозяйства.
Особенностью формирования рыночных отношений между предприятиями является возрастание роли функции маркетинга и некоторых других функций управления. Поэтому требуется произвести анализ основных параметров системы управления предприятием: структуры управления, функций управления и методов управления.
Структурно-функциональный анализ системы управления предусматривает решение следующих задач:
- обеспечение соответствия действующей системы управления требованиям к ее функционированию в условиях рыночною хозяйства; - выявление факторов, препятствующих эффективному функционированию системы управления в рыночных условиях;
- определение направлений совершенствования управления предприятием;
- подготовка мероприятий по совершенствованию управления предприятием.
Для решения перечисленных задач требуется:
- проанализировать функциональную структуру системы управления;
- провести анализ организационной структуры системы управления;
- проанализировать возможности и пути обновления организационной структуры предприятия в условиях реализации маркетинговой концепции управления;
- результаты анализа оформить в виде сравнительных таблиц, отражающих информацию о достоинствах и недостатках действующей системы управления.
Исходные данные
1. Структура управления предприятием.
2. Штатное расписание предприятия.
3. Состав функциональных отделов управления предприятием.
4. Нормативно-справочная информация.
План работы
1. Введение.
2. Анализ функциональной структуры системы управления.
3. Анализ организационной структуры управления предприятием.
4. Характеристика целевых подсистем управления.
5. Разработка многоцелевой функциональной подсистемы маркетинга.
6. Разработка мероприятий по реализации специальных функций
управления:
- экономического анализа;
- учета и отчетности;
- оперативного регулирования.
7. Заключение.
Графическая часть
1. Структура управления предприятием (старый вариант).
2. Структура управления предприятием (новый вариант).
3. Принципиальная схема реализации маркетинговой концепции
управления на предприятии.
Рекомендации по выполнению отдельных разделов
Структурно-функциональный анализ - это один из методов, направленных на совершенствование системы управления предприятием.
В теоретической части следует изложить сущность метода структурно-функционального анализа.
Целесообразно разработать таблицу общих и специальных функций управления и охарактеризовать особенности их реализации на предприятии. Особое внимание при этом следует обратить на взаимосвязь и взаимозависимость всех функций управления. Только применение системного подхода позволит выполнить весь комплекс работ по функционально-структурному анализу системы управления.
При разработке мероприятий по реализации специальных функций управления следует рассмотреть взаимосвязь специальных функций и функции мотивации.
Литература к теме 11
1. Анализ эффективности хозяйственной деятельности промыш
ленных объединений и предприятий: Справочное пособие / Л.Л. Ермолович, В.В. Ермолович, Е.И. Войткевич, Л.В. Умецкая; Под общ. ред. Л.Л. Ермоловнч. - Мн: Выш. школа, 1988.
2. Смолкин, А.М. Организационная перестройка на предприятии. - М.: Экономика, 1991.
3. Шкатулла, В. Выбор структуры хозяйственной организации //Хозяйство и право. - №2. - 1993.
Тема 12: Управление подсистемой качестватранспортных услуг
Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно повысились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции и услуг. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью предоставления качественных услуг и товаров, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.
Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий и предоставление качественных услуг способствуют увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции и услуг улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей.
Однако в наших условиях добиться этого достаточно сложно. Ведь спрос на продукцию и услуги зависит не только от их качества, но главным образом от цены, и немаловажную роль также играет ценность продукта и услуги. Зачастую услуги отечественного автомобильного перевозчика по качеству не уступают качеству перевозок зарубежными предприятиями.
При переходе к рыночной экономике становится важным вопрос не всегда высокопроизводительного, но всегда высококачественного производства. Каждая фирма должна стремиться повышать уровень качества, чтобы не потерять свою марку и не снизить авторитет государства в целом.
Исходные данные
1. Закон Республики Беларусь от 5 января 2004г. № 262-3 "О техническом нормировании и стандартизации".
2. Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-3 "О защите прав потребителей"
3. Постановление Комитета по стандартизации, метрологии и
сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от
30 июля 2004 г. № 35 "Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.
4. Порядок сертификации транспортных средств в системах ЕКМТ "Зеленый автомобиль" и "Зеленый и безопасный автомобиль", утверждено: Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 01.09.1997, согласовано: Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь 29.08.1997
5. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 27 мая 2004 г. № 19 "Об утверждении инструкции о порядке выдачи владельцам автомобильных транспортных средств, осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров, международных сертификатов технического осмотра, их использования и контроля за их использованием
План работы
1. Введение.
2. Комплексная система управления качеством.
2.1. Цель и задачи, основные требования.
2.2. Структура и организация комплексной системы.
3. Анализ методов управления качеством.
4. Пути повышения качества.
4.1. Сущность программ "Качество".
4.2. Значение международных стандартов ISO 9000 по обеспечению качества продукции.
5. Совершенствование системы управления качеством на основе международных стандартов.
6. Заключение.
Графическая часть
1. Функциональная схема комплексная система управления качеством продукции (КС УКП).
2. Структурно-функциональная схема КС УКП.
3. Порядок разработки и внедрения КС УКП.
4. Управление качеством продукции.
5. Структурная блок-схема отдела управления качеством (ОУК).
6. Структурная блок-схема отдела технического контроля (ОТК).
Рекомендации по выполнению отдельных разделов
Комплексная система управления качеством продукции является целевой подсистемой системы управления предприятием и представляет собой совокупность управляющих органов и управляемых объектов, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством продукции и услуг. Объектами управления КС УКП являются качество и влияющие на него факторы и условия. Управляющими органами -службы и подразделения - управления качеством.
Основными направлениями совершенствования организационных структур управления, форм и методов руководства производственным циклом являются:
- децентрализация производственных и сбытовых операций;
- нововведенческая экспансия, поиск новых рынков, диверсификация операций;
- систематическое повышение творческой и производственной отдачи персонала, в частности путем распределения акций среди персонала и образования предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников;
переход от узкой специализации к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления;
превращение пирамидальных организационных структур управления в плоские с минимальным числом уровней между высшим руководителем и непосредственными исполнителями;
- отказ от использования административных рычагов координации и контроля;
- предоставление руководству компаний самых широких полномочий в решении производственно-сбытовых проблем.
Комплексность системы заключается в том, что она позволяет управлять качеством на всех стадиях и этапах жизненного цикла продукта: на стадии исследования, проектирования и изготовления опытного образца; в серийном производстве; в период обращения к реализации (хранение, транспортирование, торговые операции); на стадии эксплуатации или потребления продукции.
При реализации и внедрении КС УКП необходимо рационально организовать работу всех служб и подразделений предприятия, всех участников производственного процесса.
КС УКП предназначена для совершенствования организации производства с целью достижения постоянных высоких темпов улучшения качества выпускаемой продукции и оказании услуг (перевозка грузов и пассажиров) в интересах повышения эффективности общественного производства, наиболее полного удовлетворения потребностей населения, народного хозяйства, обороны страны и экспорта.
Важным шагом в планировании улучшения качества продукции стала разработка в отраслях, регионах и на предприятиях программ повышения технического уровня и качества выпускаемой продукции (программ "Качество").
Программы "Качество" охватывают все стадии жизненного цикла и предусматривают конкретные сроки доведения качества продукции до мирового уровня с учетом возрастающих потребностей народного хозяйства и населения, требований экспорта.
Программы "Качество" обеспечивают четкую координацию деятельности большого числа предприятий разных отраслей и регионов, эффективное использование имеющихся резервов, трудовых и материальных ресурсов и концентрацию усилий всех участников программ на решение задачи повышения качества продукции. Иначе говоря, программы "Качество" обеспечивают на практике сочетание отраслевого и территориального управления качеством продукции.
В настоящее время при заключении контрактов на предприятиях применяются международные стандарты серии ISO 9000 по обеспечению качества продукции.
Высокое качество продукции может быть обеспечено, если на предприятии эффективно функционирует система управлении качеством продукции, целями которой являются:
- достижение удовлетворенности потребителей (заказчиков) про
дукцией;
- выполнение ожиданий общества и соблюдение требований к экологии;
- удовлетворенность и увлеченность сотрудников качеством и результатами деятельности.
I
Особое место в мировой практике управления качеством продукции занимают "кружки контроля качества" как форма привлечения работников предприятия к осознанному участию в процессе повышения качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия.
В основе организации "кружков контроля качества" в Японии лежат следующие принципы:
- высшее руководство фирмы должно уделять максимум внимания вопросам качества на всех этапах производства;
- каждый исполнитель несет ответственность за качество своего
труда, заинтересован в его повышении и готов добровольно участвовать в работах по обеспечению качества продукции.
По мнению американских экспертов, с помощью подобных объединений создается новый тип культурно-производственных отношений, который характеризуется ростом ответственности за качество у всех занятых на производстве. Для решения задачи формирования кружков контроля качества на предприятиях специалисты США предлагают руководителям фирм использовать теорию малых групп, согласно которой на первом этапе необходимо создать общность интересов будущих участников и предоставить им достаточное время для обсуждения возникающих проблем как внутри группы, так и с представителями руководства предприятия. Особенно важными в создании "кружков контроля качества" являются: установление общей цели и выявление причин неудовлетворенности современным состоянием производственного процесса, формирование и укрепление личных контактов между членами кружка.
Литература к теме 12
1. Качество продукции, испытания, сертификация. Терминология: Справочное пособие. - М.: Изд-во стандартов, 1989.
2. Мескон, М. и др. Основы менеджмента. - М. Дело, 1992.
3. Управление качеством продукции / Под ред. И. Г. Леонова,
О. В. Аристова. - М.: Изд-во стандартов, 1990.
4. Управление качеством продукции. Международные стандарты. М.: Изд-во стандартов, 1992.
5. Экономика промышленного предприятия / Под ред. В.Я. Хрипача. - М: Высш. школа, 1994.
ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
При защите курсового проекта (работы) студент в своем докладе должен раскрыть основные вопросы:
- назначение, область применения и технико-экономическая характеристика объекта проектирования;
- методики расчета и иные методы проектирования;
- полученные результаты и степень новизны принятых технических решений
Время, отводимое студенту на доклад, должно быть ограничено (5-8 мин).
Студент, не представивший в установленный срок курсовой проект (работу) или не защитивший его, считается имеющим академическую задолженность. Продление срока защиты устанавливается деканом факультета по согласованию с кафедрой при наличии уважительных причин.
После защиты всех проектов руководителю проектирования рекомендуется проводить со студентами заключительную беседу с анализом лучших инженерных решений, выявленных типовых ошибок и пр.
Курсовые проекты, имеющие теоретический и практический интерес представляются на конкурс, отмечаются приказом по БНТУ, а также передаются производству для использования.
Лучшие курсовые проекты (работы) представляются на конкурсы студенческих работ.
5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Основная литература
1. Абчук, В. А. Менеджмент: Учебник. - СПб.: Издательство "Союз", 2002. - 463с. - (Серия "Высшая школа").
2. Громов, Н.Н., Персианов, В.А. Менеджмент на транспорте. - М.: Издательство "Академия", 2003. - 527с.
3. Мескон, М., Альбер, М., Хедоури, Н. Основы менеджмента. - М.:Дело, 1992.-523с.
4. Гайнутдинов, Э.М. и др. Основы менеджмента / Под ред. Э.М. Гайнутдинова. - Мн.: Университетское, 2002. - 152 с.
Дополнительная литература
1. Бокун, И.А., Темичев, A.M. Основы менеджмента. - Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ БГПА, 1998. - 111 с.
2.Брасс, А.А. Основы менеджмента. - Мн.: ИП "Экоперспекти-ва", 1999.-239 с.
3. Джейн, Обэр-Крис. Управление предприятием. - М.: Сирин, 1998.-257 с.
4. Панов, С.А. и др. Управление грузовыми автомобильными перевозками. -М.: Транспорт, 1979. - 127 с.
5. Паркинсон, С., Рустомджи, М.К. Искусство управления. - М.: ФАИР, 1997. - 272 с.
6. Ванчукевич, В.Ф., Седюкевич, В.Н., Холупов, B.C. Грузовые автомобильные перевозки. - Мн.: Выш. шк., 1989. - 271с.
7. Правила автомобильных перевозок пассажиров в Республике
Беларусь. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22.07.2002 № 23.
ПРИЛОЖЕНИЕ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
В приложении приведены темы, которые могут быть использованы при выдаче заданий на курсовое проектирование студентам заочной и очной формы обучения.
Темы курсовых работ сгруппированы по вариантам, для того, чтобы задания на курсовое проектирование не совпадали у студентов нескольких групп, изучающих одновременно данную дисциплину.
ГРУППА 301151-14 (темы варианта 1)
Номер темы соответствует номеру в списке:
Атаманенко – тема № 40
Дерюго
Долгих – тема № 27
Костецкий
Курган – тема № 28
Малиновский
Метлицкий
Мисько
Пазухин – тема № 29
Полонейчик
Рудая – тема № 31
Тихонов
Шамкалович – тема № 33
Тема № 36
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Тема № 38
25.
Вариант 1. Темы по номеру в списке
1. Совершенствование характеристик и структуры элементов производственно-хозяйственной системы транспортного предприятия.
2. Совершенствование системы стимулирования персонала.
3. Совершенствование хозяйственного механизма управления на транспортном предприятии.
4. Разработка методов и моделей принятия управленческих решений.
5. Организация управления транспортным предприятием, соз
данным в форме акционерного общества.
6. Управление производственными запасами как составная часть управления транспортным предприятием.
7. Определение системы рейтинговой оценки предприятия.
8. Организация подсистемы мотивации персонала.
9. Совершенствование подсистемы оперативного управления перевозочным процессом.
10. Показатели и критерии оценки эффективности управления предприятием.
11. Организация управления транспортным предприятием с иностранными инвестициями.
12. Сущность и роль производственных запасов, анализ методов их оптимизации.
13. Особенности организации управления унитарным транспортным предприятием.
14. Совершенствование организации оперативного управления казенным транспортным предприятием.
15. Применение метода анализа иерархии в управлении предприятием.
16. Совершенствование организации управления транспортным предприятием в условиях рыночной экономики.
17. Разработка моделей стратегического управления предприятием.
18. Аттестация персонала по методике СААРС.
19. Совершенствование структуры управления транспортным предприятием.
20. Совершенствование методов организации управления транспортным предприятием.
21. Анализ структуры потребностей персонала и методов мотивации.
22. Управление инновационной деятельностью предприятия.
23. Совершенствование методов производственного учета транспортной работы.
24. Характеристики и состав функциональных подсистем управления транспортного предприятия.
25. Организация рабочего места "АРМ-кадры".
26. Система целей управления транспортным предприятием.
27. Особенности управления коллективом транспортного пред
приятия.
28. Управление производительностью труда персонала транспортных предприятий.
29. Оперативное регулирование деятельностью транспортного предприятия.
30. Функционально-структурный анализ деятельности предприятий.
31. Разработка новых форм организационных структур управления.
32. Особенности управления организационно-плановой подготовкой транспортного производства.
33. Совершенствование структуры научно-технического потенциала предприятия.
34. Управление транспортно-экономическими показателями транспортных предприятий.
35. Управление предметно-замкнутыми участками транспортно го производства.
36. Особенности управления парком транспортных средств.
37. Технология принятия управленческих решений в подсистеме оперативного управления.
38. Особенности формирования кадровой политики предприятия.
39. Принципы создания автоматизированных рабочих мест.
40. Научная организация управления персоналом в современных условиях.
Вариант 2(не используется)
1. Среда и инфраструктура транспортной организации.
2. Экономические методы менеджмента, хозрасчет, стимулирование.
3. Прогнозирование объемных показателей использования подвижного состава транспортного предприятия.
4. Инновационный менеджмент в транспортной организации.
5. Координация и регулирование транспортным производством.
6. Управление подсистемой технико-экономического планирования, бизнес-план транспортного предприятия.
7. Управление внешнеэкономической деятельностью транспортного предприятия.
8. Управление снижением трудоемкости операций перевозки грузов (пассажиров).
9. Организация труда руководителя предприятия. Работа с людьми. Разрешение конфликтов.
10. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности транспортного предприятия.
11. Организация управления международными (междугородними) перевозками грузов (пассажиров).
12. Диспетчерское управление перевозками. Технические средства управления.
13. Формирование парка подвижного состава транспортного предприятия.
14. Технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава.
15. Управление коллективом в новых условиях хозяйствования.
16. Организация труда управленческого персонала.
17. Система информационного обеспечения управления перевозками.
18. Управление материально-техническим снабжением.
19. Оптимизация грузопотоков и определение наилучшего плана
поставок ресурсов (грузов) автомобильным транспортом.
20. Управление при использовании подвижного состава предприятия.
21. Применение автоматизированных рабочих местах, методика
их проектирования.
22. Система и процесс контроля деятельности предприятия.
23. Процесс подготовки и принятия управленческих решений.
24. Система целей управления предприятием, их выработки и механизм реализации.
25. Стиль, имидж и организационная культура в управлении предприятием.
26. Управление персоналом на предприятии. Персонал-менеджмент.
27. Планирование хозяйственно-финансовой деятельности пред приятия.
28. Расчеты эффективного менеджмента.
29. Функции и методы менеджмента.
30. Совершенствование хозяйственного механизма управления
транспортным предприятием.
31. Показатели и критерии оценки эффективности менеджмента.
32. Организация рабочего места "АРМ диспетчерского управления перевозками".
33. Организация рабочего места "АРМ материально-технического снабжения".
34. Организация рабочего места "АРМ-бухгалтер".
35. Финансовый менеджмент транспортного предприятия
36. Управление совместным предприятием.
37. Актуальные проблемы кадровой политики в современных условиях.
38. Управление транспортно-экспедиционным обслуживанием предприятий и организаций.
39. Разработка предложений по повышению конкурентоспособности транспортного обслуживания.
40. Разработка мероприятий по повышению качества пассажирских перевозок.
ГРУППА 301141-14 (темы варианта 3)
Номер темы соответствует номеру в списке:
Александров
Ахраменко
Банифатов
Волков
Довнар
Дубаневич
Карабанова
Коваленко
Ксенжук
Сазонова
Соловьянчик
Стахейко – тема № 30
Толстикова
Фицай
Щерба
Щетко – тема № 31
17.
18.
Тема № 33
Тема № 35
21.
Тема № 37
23.
24.
25.
Тема № 39
Вариант 3 . Темы по номеру в списке
1. Эволюция стратегии руководства организацией, предприятием в современных условиях.
2. Основные факторы, учитываемые при формулировке стратегии предприятия.
3. Отличия американской и отечественной систем подготовки менеджеров.
4. Эволюция менеджмента, анализ теорий организации и управления.
5. Структуры управления - функциональные, линейные программно-целевые и матричные.
6. Метод анализа иерархий.
7. Экономический механизм менеджмента.
8. Философия современного менеджмента.
9. Сущность функции коммуникации, преодоление коммуникационных барьеров.
10. Сущность функции распределения.
11. Основные методы менеджмента, их классификация, особенности в условиях рыночной экономики.
12. Организационное проектирование менеджмента, методы проектирования.
13. Совершенствование стиля работы менеджера на предприятии.
14. Организационные формы и структура управления транспортным предприятием.
15. Зарубежный опыт в области принятия управленческих решений.
16. Общая характеристика и состав функциональных подсистем
управления.
17. Особенности реализации функции мотивации в современных условиях.
18. Сущность и направление совершенствования организации управления предприятием.
19. Методика оценки готовности руководителя к работе в условиях интенсивной экономики.
20. Фактор времени в управлении производством.
21. Проблемы организации внутрифирменного управления.
22. Организация автоматизированных рабочих мест, методика их проектирования.
23. Модели и методы принятия управленческих решений.
24. Актуальные проблемы кадровой политики в современных условиях.
25. Содержание и особенности управления персоналом на современном этапе.
26. Совершенствование хозяйственного механизма управления на предприятии.
27. Оценка хозяйственных решений и система показателей предприятия, определение рейтинга предприятия.
28. Значение нормативных параметров в управлении предприятием, классификация норм и нормативов.
29. Состав и характеристика элементов производственно-хозяйственной системы.
30. Характеристика методов обоснования решений, эвристические методы и метод экспертных оценок.
31. Сущность методов совершенствования организации управления.
32. Методы определения размера заработной платы.
33. Показатели и критерии оценки эффективности менеджмента.
34. Информационные системы управления: понятие, классификация и требования к ним.
35. Совершенствование системы моделей принятия управленческих решений.
36. Методы прогнозирования.
37. Стратегический менеджмент.
38. Методы сетевого планирования транспортным производством.
39. Процесс подготовки и принятия решений.
40. Совершенствование методов определения заработной платы.
Содержание
Введение................................................................ 3
1...................................................................................
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ................................... 4
1.1. ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ 4
1.2. ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ................ 7
1.3. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЕ......................................................... 7
2...................................................................................
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ 8
2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.......................................... 8
2.2. СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ КУРСОВОЙ
РАБОТЫ........................................................................... 8
2.3. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ....................... 9
3...................................................................................
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ НЕКОТОРЫХ
ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ.............................................. 10
4. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ................................ 48
5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 48
Приложение................................................................. 49
Учебное издание
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по дисциплине "Менеджмент на транспорте"
для студентов специальностей 1 -44 01 01
и 1 - 44 01 02 заочной формы обучения
Составители:
АНДРЕЕВ Анатолий Яковлевич
КАПСКИЙ Денис Васильевич
МАТВЕВА Наталья Викторовна
Технический редактор М.И. Гриневич Компьютерная верстка Е.А. Занкевич
Подписано в печать 03.05.2005.
Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная.
Отпечатано на ризографе. Гарнитура Тайме.
Усл. печ. л. 3,26. Уч.-изд. л. 2,54. Тираж 250. Заказ 385.
Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет.
ЛИ № 02330/0056957 от 01.04.2004. 220013, Минск, проспект Ф.Скорины, 65.