Управление инвестициями. Оценка эффективности и риска инвестиционных проектов

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и (или) достижения иного полезного эффекта.

Управление инвестициями включает в себя:

1) управление инвестиционной деятельностью на государственном уровне, что предполагает регулирование, контроль, стимулирование инвестиционной деятельности законодательными и регламентирующими методами;

2) управление отдельными инвестиционными проектами, которое включает в себя планирование, организацию, координацию, контроль в течение жизненного цикла инвестиционного проекта путем применения системы современных методов и техники управления;

3) управление инвестиционной деятельностью отдельного хозяйствующего субъекта – предпринимательской фирмы, которое предполагает выбор объектов инвестирования и контроль за протеканием процесса инвестирования.

Управление инвестициями включает в себя несколько этапов:

1. Анализ инвестиционного климата страны. Изучаются прогнозы динамики валового внутреннего продукта, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; динамики распределения национального дохода (накопления и потребления); развития приватизационных процессов; государственного законодательного регулирования инвестиционной деятельности.

2. Выбор конкретных направлений инвестиционной деятельности фирмы с учетом стратегии ее экономического и финансового развития. Изучается инвестиционная привлекательность отдельных отраслей экономики – их конъюнктура, динамика и перспективы спроса на продукцию этих отраслей.

3. Выбор конкретных объектов инвестирования. Анализируются предложения на инвестиционном рынке. Отбираются отдельные реальные инвестиционные проекты и финансовые инструменты, соответствующие основным направлениям инвестиционной деятельности и экономической стратегии фирмы.

4. Определение ликвидности инвестиций. По каждому объекту инвестирования первоначально следует оценить степень ликвидности инвестиций и предпочтение отдать тем из них, которые имеют наибольший потенциальный уровень ликвидности.

5. Определение необходимого объема инвестиционных ресурсов и поиск источников их формирования. Прогнозируется общая потребность в инвестиционных ресурсах, необходимых для осуществления инвестиционной деятельности предпринимательской фирмы в запланированных направлениях.

6. Управление инвестиционными рисками. Вначале выявляются риски, с которыми может столкнуться фирма в процессе инвестирования по всем объектам инвестирования, а затем разрабатываются мероприятия по минимизации рисков.

Риски инвестиционного проекта – это возможность отклонения от намеченных целей, и оценить их – значит выявить все причины возникновения, вероятность наступления и последствия (величину) потенциальных потерь.

Существуют качественная и количественная оценки рисков.

Качественный анализ означает выявление всех возможных рисков в соответствии с существующей классификацией:

· макроэкономические риски (общеэкономическая ситуация в стране);

· социально-политические риски (изменение политической ситуации, законодательства);

· финансовые риски (движение финансовых потоков);

· маркетинговые риски (общая ситуация на рынке и позиционирование);

· производственные риски (строительно-монтажные работы);

· деловые риски (взаимоотношения с партнерами);

· операционные риски (ошибки в управлении и контроле);

· риски события (форсмажор).

В процессе анализа необходимо руководствоваться тремя основными правилами: выделять простые риски, учитывать зависимые и независимые риски, понимать, какие риски являются устранимыми, а какие – неустранимыми.

Для анализа причины возможных рисков необходимо собрать большую информацию из разных источников: финансовой отчетности, маркетинговых исследований, схем организационно-управленческой структуры и др. Затем нужно разработать систему мер по нейтрализации и минимизации рисков – таких, как: создание резервов на непредвиденные расходы; проведение маркетинговых исследований, которые позволяют приблизить прогноз объемов и цен продаж к реальности; страхование; включение в договоры с контрагентами дополнительных условий, которые позволяют переложить риск на других лиц или распределить его.

При проведении количественного анализа лучшим считают метод экспертных оценок, используемый группой экспертов. Они изучают всю доступную информацию о проекте, внешней среде, а затем составляют перечень рисков и осуществляют их ранжирование по вероятности проявления и величине возможного ущерба. На практике чаще всего используют два метода: анализ чувствительности и анализ сценариев. Анализ чувствительности заключается в поочередном изменении значений определенных проектных переменных и проверки их влияния на результаты проекта.

В итоге выявляют наиболее важные факторы риска проекта. Частный случай анализа чувствительности – анализ безубыточности, который показывает взаимосвязь объема строительства, себестоимости и прибыли. Смысл его состоит в том, чтобы определить объем реализации, при котором инвестор уже не несет убытки, но еще не имеет прибыли. В случае сценарного подхода значения нескольких проектных переменных варьируются, в результате чего удается создать альтернативный вариант проекта. Как правило, разрабатывают три сценария проекта: оптимистический, пессимистический, наиболее вероятный. Проект принимают, если результаты всех трех сценариев положительны, и отвергают, если они отрицательны. В других случаях необходимо провести доработку проекта. Оценивать риски необходимо постоянно – как на этапе разработки, так и в процессе реализации, отслеживая возникновение новых и отсеивая те, которые уже не угрожают проекту.

28. Краткосрочное и долгосрочное финансирование: понятие, источники. Традиционные и новые методы финансирования.

Краткосрочное финансирование - это привлечение компанией средств для реализации различных проектов на срок, не превышающий 1 года.

Основными источниками средств при краткосрочном финансировании компании выступают:

· торговый кредит, полученный от других юридических лиц. Торговый кредит может иметь формы открытого кредита, когда компания получает товары с отсрочкой платежа на какой-либо срок, либо закрытого векселя, в котором точно установлен срок оплаты товаров;

· кредиты коммерческих банков или других финансовых учреждений. Такие кредиты могут быть необеспеченными или выдаваться под какой-либо залог: движимое и недвижимое имущество компании, ее дебиторская задолженность и т.п.;

· коммерческие векселя от инвесторов, которые вначале выкупают их по цене ниже номинальной, а когда краткосрочное финансирование подойдет к концу получают от заемщика полную стоимость векселя.

Долгосрочное финансирование – вложение средств в бизнес с отдаленной перспективой (превышающей один год) получения прибыли от этого.

Долгосрочные источники финансирования делятся на внутренние и внешние ресурсы.

Внутренние долгосрочные источники финансирования:

· нераспределенная прибыль и накопленные амортизационные отчисления (собственные накопленные резервы компании). Однако использование внутренних средств для долговременного финансирования возможно лишь в очень крупных компаниях, финансово-промышленных группах, которые располагают необходимым объемом временно свободных собственных средств.

· средства, полученные из бюджета на безвозвратной основе в рамках различных программ;

· страховые возмещения.

Внешние долгосрочные источники финансирования:

· банковские кредиты;

· небанковские инструменты, когда необходимые средства компании получают путем размещения облигаций и акций;

· средства, предоставленные из бюджета на возвратной основе;

· средства, полученные от других юридических лиц.


Долгосрочное финансирование предполагает, что компания отказывается от части прибыли сегодня, вкладывая ее в собственное развитие, в расчете на то, что эти вложения дадут гораздо большую окупаемость.

Традиционными способами финансирования являются коммерческий кредит и банковский кредит.

Новыми способами финансирования можно признать такие приёмы, как страхование, форвардные и фьючерсные контракты и операции РЕПО, позволяющие обеспечить предприятие необходимыми оборотными средствами и в определённой мере уменьшить риск финансово-хозяйственной деятельности при принятии решений финансового характера, имеющих отношение к будущему.

29. Запасы: понятие и классификация. Методы оценки и управления запасами («точно в срок», партиями).

Производственные запасы представляют собой совокупность предметов труда, используемых в производственном процессе. Они участвуют в производственном процессе однократно и полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.

По функциональной роли и назначению в процессе производства производственные запасы условно подразделяются на основные и вспомогательные.

Основные – это предметы труда, составляющие основы изготавливаемой продукции. К ним относится: сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия. Например, для добывающей промышленности сырьем является: древесина, уголь, нефть, а материалами – продукты обрабатывающей промышленности (металл, бумага).

Вспомогательные – это предметы труда, которые придают основным материалам определенные свойства и качества (лаки, краски) или используются для содержания средств труда (смазочные, обтирочные материалы) и других хозяйственных целей (уборка помещения). В качестве вспомогательных материалов отдельно выделяются топливо, тара и тарные материалы, запасные части.

Топливо различают в зависимости от его использования на технологические цели (технологическое), как горючее (двигательное) и для отопления (хозяйственное).

К таре и тарным материалам относят предметы, используемые для упаковки и транспортировки других предметов и готовой продукции.

Запасными частями являются предметы, используемые для ремонта и замены отдельных частей машин и оборудования.

Раньше в специальную группу выделялись малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. К малоценным относились предметы, стоимость которых ниже установленного законом лимита стоимости основных средств, независимо от срока их использования. Быстроизнашивающимися являются предметы, служащие менее одного года независимо от их стоимости.

Методы оценки запасов:

· Метод поштучной оценки. Индивидуально описывается и оценивается каждая единица товарно-материальных запасов, а учет ведется по ее фактической себестоимости. Осуществляется наблюдение и точное отображение фактического товарного потока. Каждая единица конечного продукта может быть идентифицирована и оценена.

· По себестоимости первых по времени закупок (ФИФО). Первый в запас - первый в производство. Этот метод основывается на предположении, что товарно-материальные ценности, дольше всего находящиеся в составе товарно-материальных запасов, продаются или используются самыми первыми. Товарно-материальные запасы по состоянию на конец периода считаются приобретенными в ходе самой последней закупки.

· По себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО). Последний в запас - первый в производство. При этом методе оценка основывается на предположении, что товарно-материальные ценности, закупленные последними, продаются или используются первыми. Остаток на конец отчетного периода оценивается по самой ранней закупке.

· Метод средней стоимости. При его применении для оценки потока товаров исходят из предположения, что вся готовая к реализации продукция перемешивается в случайном порядке и при ее продаже берется из товарного запаса наугад

Методы управления запасами:

· метод экономичного заказа – когда размещать заказ на продукцию;

· метод производственного заказа – как много продукции надо заказывать для пополнения запаса;

· метод заказа с резервным запасом;

· метод заказа с дисконтируемым количеством.

Метод экономичного заказа основан на следующих допу­щениях:

· время между размещением заказа и получением заказа из­вестно и постоянно;

· заказанная продукция поступает в одной партии в одно время;

· уменьшение количества заказа невозможно;

· дефицит исключен, если заказ размещен вовремя;

· цена единицы продукции не зависит от объема заказа;

· потребность в продукции известна и постоянна;

· объем продукции, выдаваемой со склада поставщика в рас­сматриваемые промежутки времени, постоянен;

· время подготовки заказа практически равно нулю;

· заказ одного наименования продукции может быть выполнен независимо от заказа других наименований;

· затраты на хранение и на выполнение заказа могут быть опре­делены достаточно точно;

· минимальная величина заказа не предусматривается.

30. Затраты: понятие и классификация. Управление затратами.

Затраты - стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

Затраты предприятия подразделяются на три вида:

· затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции в процессе кругооборота оборотного капитала;

· затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и др.;

· затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) классифицируются по ряду признаков:

· по роли в процессе производства они подразделяются на основные и накладные;

· по способу включения в себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные;

· по зависимости затрат от изменения объема выпуска продукции они подразделяются на постоянные и переменные;

· по способам учета и группировки затрат они подразделяются на простые и комплексные, то есть собираемые в группы по функциональной роли в процессе производства либо по месту осуществления затрат;

· по срокам использования в производстве различаются текущие затраты и единовременные.

Последовательность процесса управления затратами:

· Планирование и расчет (калькулирование) затрат;

· Организация учета затрат по объектам учета и центрам ответственности;

· Контроль затрат по центрам ответственности.

Наши рекомендации