Порядок сертификации. Схемы сертификации.
Главный объект сертификации систем качества (ССК) – деятельность по управлению и обеспечению качества. Эту деятельность проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2011.
ССК включает этап организации работ (предсертификационный этап) и три этапа сертификации.
На этапе организации работ заявитель направляет заявку в ЦОС системы – Технический центр Регистра. Последний определяет орган сертификации (ОС). После оплаты регистрационного взноса ОС передаёт заявителю следующие документы:
- комплекс исходных форм документов для проведения предварительной оценки СК;
- перечень документов, представляемых на ССК.
В частности, в состав исходных данных для предварительной оценки СК входят сведения о предприятии, используемой технической документации, показателях качества изготовления продукции (коэффициент дефектности, уровень гарантийных ремонтов и т.д.).
Далее сертификация может проходит по следующим этапам:
I – предварительная оценка СК;
II – проверка и оценка СК в организации;
III – инспекционный контроль за сертифицированной СК.
На I этапе комиссия проводит анализ представленных документов для предварительной оценки готовности заявителя к ССК. Этап завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведении II этапа ССК.
Если на I этапе проводится заочная оценка деятельности по управлению и обеспечению качества, то на II этапе проводится обследование проверяемой организации по согласованной с ней программе. Несоответствия, выявленные в ходе проверки, подразделяются на значительные несоответствия (например, отсутствует один элемент) и малозначительные несоответствия (например, незначительное упущение при реализации отдельных требований стандарта). Несоответствия могут быть сняты главным экспертом в двух случаях:
- проверяемая организация представляет дополнительные доказательства того, что обнаруженные экспертом несоответствия не являются обоснованными;
- обнаруженное несоответствие устраняется в ходе проверки.
Значительное несоответствие может быть переведено главным экспертом в категорию малозначительного в случае представления проверяемой организацией объективных доказательств.
СК признают соответствующей стандарту при отсутствии значительных несоответствий или при наличии 10 или менее малозначительных несоответствий. СК признают не соответствующей стандарту при наличии одного значительного несоответствия или более 10 малозначительных несоответствий.
Результатом проверки и оценки СК может быть один из трёх вариантов:
- система полностью соответствует стандарту;
- система в целом соответствует стандарту, но обнаружены отдельные малозначительные несоответствия по элементам системы;
- система содержит значительные несоответствия.
Решение о рекомендации СК к сертификации (отказе в ССК) принимает главный эксперт на основе акта о результатах проверки и оценки СК. При положительных результатах ОС оформляет проект сертификации соответствия СК. Указанные документы вместе с актом проверки представляют Техническому центру Регистра. Одновременно ОС и организация заключают договор на проведение инспекционного контроля. Технический центр Регистра принимает окончательное решение о регистрации сертификата в реестре Регистра.
Инспекционный контроль (этап III) устанавливают на весь период действия сертификата и осуществляют не менее одного раза в год. При проведении контроля эксперты обязательно проверяют наличие корректирующих мероприятий и их результаты по данным предыдущих проверок на основе замечаний о несоответствии.
Как и при сертификации продукции и услуг (работ), в ряде случаев возникает необходимость в проведении внепланового ИК.
Сертификация работ и услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает шесть этапов:
1. подача заявки на сертификацию;
2. рассмотрение и принятие решения по заявке;
3. оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;
4. принятие решения о возможности выдачи сертификата;
5. выдача сертификата;
6. инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
Сравнивая содержание этапов сертификации продукции и сертификации работ (услуг), необходимо обратить внимание на сущность этапа 3 (оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям). В общем виде она включает:
- оценку выполнения работ и оказания услуг;
- проверку, испытания результатов работ и услуг.
Итоги первой процедуры отражают в актах, итоги второй – в протоколах испытаний.
При сертификации работ и услуг используют семь схем.
Нмер схемы | Оценка выполнения работ, оказания услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг |
Оценка мастерства исполнителя работ и услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль мастерства исполнителя работ и услуг | |
Оценка прочеса выполнения работ и услуг | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг | |
Анализ состояния производства | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль состояния производства | |
Оценка организации (предприятия) | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль соответствия установленным требованиям | |
Оценка системы качества | Проверка (испытания) результатов работ и услуг | Контроль системы качества | |
- | Рассмотрение заяв- ки-деларации (с прилагаемыми документами | Контроль качества выполнения работ, оказания услуг | |
Оценка системы качества | Рассмотрение заявки-декларации (с прилагаемыми документами) | Контроль системы качества |