Многоступенчатый расчет сумм покрытия
Данный метод называют методом покрытия постоянных затрат. Он является дальнейшим развитием одноступенчатого расчета суммы покрытия. Если сравнить традиционный расчет полных затрат с одноступенчатым расчетом суммы покрытия, то видно, что, во-первых, осуществляется полный охват затрат и, во-вторых, полный отказ от покрытия постоянных затрат, дифференцированных с точки зрения причин их возникновения и отнесения.
Многоступенчатый расчет сумм покрытия приводит нас к методу, по которому только лишь непосредственно произведенные затраты относятся на единицу выполненной работы. При этом под этими затратами понимаются те затраты, которые вызываются непосредственно изготовлением единицы продукта, т. е. переменные производственные затраты. Сверх этого осуществляется дифференциация постоянных затрат. Таким образом, при данном методе можно работать уже не с единственным блоком постоянных затрат, а идентифицировать постоянные затраты по продуктам, группам продуктов, по местам и сферам возникновения затрат. Часть постоянных затрат, которые не идентифицируются, называют остатком постоянных затрат. Этот остаток состоит из постоянных затрат, относящихся ко всему предприятию. Поэтому он должен относиться на все без исключения группы произведенной продукции.
Чтобы можно было осуществить многоступенчатый расчет сумм покрытия постоянных затрат, необходимо выполнение следующих трех условий.
1. Надлежащее формирование продуктовых групп, которые являются особенно важными для предприятий с высокими долями постоянных затрат и которые не так сильно различаются продуктами. Вместе с тем должна быть возможность относить постоянные затраты прямо на отдельные виды продуктов или по меньшей мере на отдельные группы продуктов. Формирование продукции должно осуществляться по возможности полностью разделенным по различным машинам и по различным сферам работ. Точно так же должна дифференцироваться сфера сбыта. Необходимой предпосылкой для дифференцированного расчета сумм покрытия постоянных затрат является идентичное образование групп в сфере изготовления и сбыта.
2. Надлежащее формирование мест возникновения затрат, так как образование продуктовых групп, как и объединение нескольких продуктовых групп по отдельным местам возникновения затрат, не должно изменяться, с тем чтобы суммы покрытия оставались сопоставимыми. Б противном случае многоступенчатый расчет сумм покрытия едва ли применим.
3. Согласование планов производства и сбыта, потому что отнесение постоянных затрат на отдельные продукты происходит в многоступенчатом расчете сумм покрытия на основе запланированных сумм постоянных затрат, а также на основе запланированных объемов продукции.
Нижняя граница цены
Нижняя граница цены — это нетто-цена предложения на единицу продукта, уменьшение которой не обеспечит предприятию достижение определенной цели и даже выживание. При этом предполагается, что предприятие в основном предлагает на рынке свой продукт покупателям по одной и той же цене.
Нижняя граница цены может исчисляться с ориентацией на затраты, результат, ликвидность. Различают краткосрочную и долгосрочную нижнюю границу цены.
Ориентированная на затраты нижняя граница цены может исчисляться в рамках расчета суммы покрытия только на однопродуктовом предприятии. Однако расчет суммы покрытия может тогда рассматриваться пригодным для определения нижней границы цены, если принимаются во внимание следующие принципы:
• Ориентированная на затраты нижняя граница цены, рассчитываемая через расчет суммы покрытия, рассматривается лишь как информация, с которой начинаются «действительные жертвы* для предприятия.
• Ориентированная на затраты нижняя граница цены может определяться исходя из требований рынка, например в рамках политики по введению товара на рынок, политики привлечения покупателей, политики вытеснения конкурентов. Все они связаны с уступками, необходимыми в текущем периоде, возмещение которых при известных условиях ожидается в будущем.
• Нижняя граница цены, ориентированная на затраты, может определяться в связи с требованиями политики ликвидности.
• Ориентированная на затраты нижняя граница цены, рассчитываемая через расчет суммы покрытия, лишь тогда должна практиковаться, когда это необходимо.
• Ориентированная на затраты краткосрочная нижняя граница цены лежит при переменных затратах на единицу продукта.
Расчет нижней границы цены, ориентированной на результат, применяется на многопродуктовых предприятиях. Здесь недостаточно рассматривать только один вид продукта, причем изолированно. Необходимо учитывать влияние изменения по одному виду продукта на остальные виды продуктов и на общий успех предприятия.
Краткосрочная, ориентированная на результат нижняя граница цены при отсутствии ограниченности производственной мощности равна переменным затратам.
Если же принятие к производству нового вида продукта приводит к вытеснению изготовляемого вида продукта, то краткосрочная нижняя граница цены, ориентированная на результат, включает в себя переменные затраты и оппортунистические затраты.
Долгосрочная нижняя граница цены, ориентированная на результат, охватывает как переменные, так и постоянные затраты.
Нижняя граница цены, ориентированная на ликвидность, охватывает затраты, обеспечивающие по меньшей мере платежеспособность предприятия и представляет собой сумму краткосрочных действительно расходуемых постоянных и переменных затрат. Расчет нижней границы цены, ориентированной на ликвидность, в производственной практике возможен лишь тогда, когда выполняются следующие предпосылки.
• Все реализуемые продукты ведут к поступлению денег в тот же период.
• Изготовленное количество продукта полностью реализуется в тот же период.
• Приобретенные сырье и материалы полностью потребляются в тот же период.
• Потребляемые материалы оцениваются по ценам приобретения.
• Все приобретаемые блага оплачиваются немедленно.
• Все амортизационные отчисления устанавливаются на базе календарного времени.
• Другие факторы влияния на ликвидность, которые не связаны с затратами, отсутствуют.
• Начальный запас наличных средств равен нулю.
• Все возможности для получения ликвидных средств исчерпаны.
• Краткосрочные произведенные расходы относятся на различные виды продуктов.