Оценка инфляционного ожидания

Важное значение для фирмы в условиях инфляции имеет оценка инфляционного ожидания. Такая оценка необходима для:

- учета изменения цен на рынке при разработке общей стратегии развития фирмы;

- учета изменения цен при разработке бизнес-планов;

- обоснования цен на выпускаемую фирмой продукцию и оценки возможного изменения цен на производственные ресурсы, потребля­емые ею;

- учета влияния изменения цен на доход и выручку фирмы от про­дажи ее продукции;

- анализа влияния изменения цен на издержки производства и сбы­та, в том числе на средства производства и оплату труда;

- подведения финансовых итогов деятельности фирмы: прибыли (убытков), ликвидности, платежеспособности;

- выбора оптимальной структуры производства.

Для оценки инфляционного ожидания в ценовой политике фирмы используются:

? сводный индекс потребительских цен (ИПЦ);

? индекс цен производителей промышленной продукции;

? индекс тарифов на грузовые перевозки;

? индекс цен на материально-технические ресурсы;

? индекс цен на сельскохозяйственную продукцию;

? индекс цен на услуги для населения.

Инфляционные ожидания повышения цен могут основываться на таких источниках внешней информации:

? ежегодный прогноз экономического и социального развития страны, представляемый Правительством РФ в парламент России;

? проект Федерального бюджета Правительства РФ на предстоя­щий год, где излагается оценка ожидаемой инфляции;

? расчеты Центрального банка РФ о возможных размерах инфля­ции;

? результаты опросов ведущих специалистов предприятий и фирм, публикуемые в средствах массовой информации («Финансовые изве­стия», «Деловой мир» и др.);

? оценка экспертов.

В настоящее время существует множество методов прогнозирова­ния инфляции. Поэтому специалистам фирмы следует критически оценивать их и самостоятельно производить расчеты ожидаемой ин­фляции.

Оценка инфляционного ожидания проводится по следующим ос­новным этапам:

? уточнение конкретных показателей динамики цен, подлежащих оценке и прогнозированию;

? установление периода (краткосрочного, среднесрочного и дол­госрочного) прогнозирования;

? анализ исходных данных и подготовка информации за предше­ствующий период как по показателям прогноза, содержащимся в его выводах, так и по факторам и условиям, влияющим на конечные показатели;

? изучение и выявление факторов и условий, которые будут ока­зывать влияние на темпы инфляции, установление количественной меры их воздействия на темпы инфляции;

? определение (расчет) темпа инфляции;

? вероятностная оценка инфляционного ожидания по схемам наи­более благоприятной социально-экономической ситуации, оптималь­ной социально-экономической ситуации и менее благоприятной ситуации.

При проведении оценки инфляционного ожидания следует учиты­вать как объективные закономерности и условия образования дина­мики цен, так и воздействие государственных органов на инфляцион­ные процессы.

Опыт зарубежных стран и практика проведения реформ в эконо­мике России показывают, что главным условием эффективной анти­инфляционной политики выступает только комплексное государственное воздействие на два таких важнейших фактора, как: а) плате­жеспособный спрос; б) предложение товаров и услуг, издержек производства и сбыта.

В результате такого воздействия может быть достигнуто суще­ственное снижение инфляции спроса и издержек.

Оба названных фактора взаимосвязаны. Однако для оценки инф­ляционного ожидания специалистам, осуществляющим прогноз, не­обходимо определить главное – в какой мере в прогнозе темпов инфляции учитывается формирование равновесного рынка и рыночно­го конкурентного ценообразования.

2.Определение цен с ориентацией на спрос потребителей.

При определении цены с ориентацией на спрос первостепенное значение придается исследованию спроса и предложения. В данном случае нет непосредственной связи между уровнем цены и затратами на единицу товара. Однако фирма должна считаться с нижней границей цены, установленной с учетом затрат и являющейся определенным ограничительным фактором расчета базового уровня цены.

Основным фактором при установлении цены с ориентацией на спрос является чувствительность покупателей к цене. Такую чувствительность к цене непосредственно характеризует эластичность, знание которой позволяет в принципе рассчитать уровень спроса для различных уровней цен и на этой основе определить наилучшую цену продаж. Однако более практичной альтернативой указанного подхода является установление цены с учетом воспринимаемой ценности товара покупателем.

Основные методы, используемые при установлении цены с ориентацией на спрос:

Наши рекомендации