Расчет снижения себестоимости продукции
На предприятиях постоянно ведется работа по снижению себестоимости выпускаемой продукции. Как правило, данная работа ведется в рамках текущего планирования на предприятии. Расчеты по снижению себестоимости продукции на предприятии проводятся в два этапа.
На первом этапе расчет ведется по укрупненным группам факторов, влияющих на снижение себестоимости продукции:
- за счет планируемого среднего снижения норм расхода и цен на материалы;
- повышение производительности труда;
- увеличения объема выпуска продукции, а следовательно сокращения управленческих расходов.
1. По первой группе факторов рассчитывается снижение себестоимости (в %) в части материальных затрат под воздействием ожидаемого изменения норм и цен на материалы по каждому j-му изделию (DСмj)
,
где –– нормы расхода материалов соответственно в отчетном (базовом) и плановом периодах, кг.
–– цена материалов в отчетном и плановом периодах, руб/кг.
УЦм(с) –– удельное значение стоимости материалов в себестоимости данного изделия.
Снижение себестоимости (в %) по этому фактору товарной продукции (DСм)
,
где –– удельное значение стоимости материалов по отдельным изделиям в общей стоимости материалов по всей товарной продукции;
j = 1, 2, …n, где n –– количество видов выпускаемых изделий.
2. Рассчитывается процент снижения себестоимости за счет снижения доли заработной платы под влиянием планируемого изменения (повышения) производительности труда (DС(П))
DС(П)= (1 – / DПп) ´ УСз ´ 100,
где , DПп –– соответственно планируемый прирост средней заработной платы и производительности труда, %;
УСз –– удельное значение заработной платы в смете затрат на производство.
Пример = 10 %; DПп = 12,5 %; УСз = 0,15.
DС(П)= (1 – 0,1 / 0,125) ´ 0,15 ´ 100 = 3,0 %.
3. Определяется процент снижения себестоимости за счет планируемого уменьшения цеховых (СHцj) и общезаводских (СHзj) расходов, приходящихся на j-ю единицу продукции. Это снижение себестоимости происходит под воздействием двух факторов:
а) в связи с абсолютной экономией указанных расходов
,
где –– общезаводские и цеховые расходы соответственно в отчетном и планируемом периоде, руб.;
СjП –– плановая себестоимость j-го изделия;
QTj –– объем выпуска j-го изделия.
б) с увеличением объема производства и соответственно уменьшением доли условно-постоянных расходов СНцj и СНзj в себестоимости единицы продукции
,
где –– объем выпуска товарной продукции по j-му изделию соответственно в отчетном и планируемом периоде.
4. Общий процент снижения себестоимости (DС)
DС= DСм + DС(q) + DСН .
Полученный результат по снижению себестоимости должен являться ориентиром для последующего уточнения и расчетов. На втором этапе определяют влияние на себестоимость дифференцированных групп факторов и отдельных факторов.
7.4. Ценообразование в рыночных условиях
Цена какого-либо товара есть денежное выражение его стоимости. Цена — элемент рыночного механизма и концентрированный элемент рыночной конъюнктуры. Одновременно цена оказывает влияние на формирование рыночной конъюнктуры и наоборот.
Рыночная цена товара формируется под воздействием множества факторов. Классификация основных ценообразующих факторов представлена на рис. 6.1.
1. Цена производства. Цена товара –– это превращенная форма стоимости, которая определяется рабочим временем, необходимым для производства товара при данных общественно нормальных производственных условиях и среднем уровне умелости и интенсивности труда. Цена товара равна сумме общественных издержек производства и средней прибыли.
Основная динамика цен на товары определяется динамикой цены производства: снижение цены производства происходит в результате роста производительности труда, снижения затрат на орудия труда, сырья на единицу продукции и наоборот –– рост цены производства обусловлен противоположным действием аналогичных факторов.
2. Спрос и предложение. В рыночных условиях формирование цены товара происходит под влиянием действия законов спроса и предложения. При этом необходимо принимать во внимание тип рынка: свободной конкуренции, монополизированного и т.д.
Закон спроса –– потребители при высоких ценах приобретают товары и услуги в меньшем объеме, чем при более низких. Закон предложения — производители производят больше данного товара при более высоком уровне цен на него, чем при более низком.
Цена равновесия на какой-либо товар определяется пересечением кривых спроса и предложения (см. рис. 6.2).
Согласно закону спроса потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьировать для различных товаров. Экономисты измеряют степень чуткости потребителей к изменению цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса по цене измеряется соответствующим коэффициентом эластичности –– ЕD
Рис. 6.1. Классификация основных ценообразующих факторов |
.
3. Состояние денежной сферы. Непосредственное влияние на цены внутреннего рынка оказывает изменение покупательной способности денежной единицы соответствующей страны, а на внешние цены –– движение валютных курсов национальных денежных единиц.
Рис. 6.2. Равновесная цена товара |
Из экономической теории известно, что цена товара, являясь денежным выражением его стоимости, обратно пропорциональна стоимости денег. Также известно, что для стабильного и сбалансированного рынка действует формула: количество денег=сумме цен. Однако это соотношение часто нарушается по различным причинам.
Так например, излишний выпуск денег в обращение снижает их меновую и потребительскую стоимость –– деньги обесцениваются. Общий рост цен, вызванной падением стоимости денег, представляет собой увеличение масштаба цен, т.е. дороговизну. Дороговизна является одной стороной инфляции, вторая сторона –– дисперсия цен на товары различных отраслей (отклонение от средней цены). Две стороны инфляции стимулируют и дополняют друг друга.
На состояние денежной сферы государства оказывает существенное влияние движение валютных курсов. Механизм воздействия изменения валютного курса на цены следующий:
а) внешний рынок
Страна понизила курс своей валюты (девальвировала). При прочих равных условиях возникает возможность реального снижения цен на свои товары, так как импортер (покупающий у этой страны товар) должен заплатить за товар в своей валюте меньше за тоже количество товара. Это повышает конкурентоспособность экспортера.
При повышении курса национальной валюты (ревальвации) происходит обратный процесс, который ведет к снижению конкурентоспособности экспортера, так как продажные цены в данном случае повышаются.
б) внутренний рынок
Снижение курса валюты страны на внутреннем рынке ведет к возрастанию цен на импортную продукцию, что способствует общему росту цен в стране и означает повышение конкурентоспособности национальных товаров.
При повышении курса национальной валюты происходят обратные процессы, т.е. более низкие импортные цены способствуют замедлению инфляции. Однако более дешевые импортные товары ослабляют и подрывают позиции внутренних производителей. В этом случае государство должно вести более разумную протекционистскую политику.
4. Конкуренция .
5. Регулирование цен. Рыночное ценообразование как стихийное формирование цен на рынке в результате несогласованных действий многих производителей и покупателей сохраняется в современных условиях, но не в чистом виде, а в сочетании с государственно-монополистическим регулированием.
Регулирование цен представляет собой деятельность государства или монополии, направленную на установление определенного уровня цен, обеспечивающего максимальную прибыль и устойчивую конкурентоспособность. Это на разовый акт, а, как правило, комплекс мероприятий, политика по активизации всех ценообразующих факторов на длительный период времени.
При проведении ценовой политики государство и монополии могут применять как административные, так и экономические методы.
Административное регулирование цен –– непосредственное административное управление, в основе которого лежит собственность монополии или государства на реализуемые товары.
Экономическое регулирование цен –– это косвенное воздействие на цены при помощи различных экономических инструментов через элементы ценового механизма.
Государственное регулирование цен –– система мероприятий, проводимая правительственными органами, направленная на сохранение или изменение существующих уровней цен на отдельные товары и общего уровня цен для устранений экономических и социальных противоречий:
а) при административном регулировании:
· замораживание цен и другие способы фиксации цен на определенном уровне;
· контроль цен;
· соглашение с предприятиями;
· установление границ и диапазонов цен;
б) при косвенном государственном регулировании:
· обеспечение определенного уровня прибыли предприятия за счет субсидий, кредитов, налоговой политики, амортизационной политики и т.п.;
· воздействие на издержки через снижение цен на сырье и материалы, установление льготных тарифов;
· воздействие на спрос и предложение отдельных товаров (протекционизм в сельском хозяйстве);
· государственные закупки товаров и услуг.
Монополистическое регулирование цены осуществляется практически по такой же схеме, как и государственное регулирование.
Ценообразующие факторы второго уровня находятся полностью в сфере влияния предприятия–производителя товаров и услуг. Для этих факторов общим является то, что они самым непосредственным образом оказывают влияние на цену товара. Так, более высокое качество товара позволяет установить на него более высокую цену при прочих равных условиях. При этом часто повышение качества товара не связано с существенным ростом производственных затрат.
Увеличение объема поставок товаров дает возможность предприятию-поставщику установить более низкую цену (предоставить оптовую скидку) в силу «эффекта масштаба производства и реализации продукции».
Долговременные связи продавца и покупателя могут быть реальной основой для корректировки цены товара.
Обеспечение специальных условий поставки товаров и их оплаты (например, рассрочка платежа) часто является формой скрытых скидок на цену товара, но неблагоприятные условия поставок могут вести и к повышению цены товара.
Франко-цена товара предполагает включение в базовую цену, как правило, расходов по доставке товара и его страхованию к месту потребления (например, цена франко-вагон, франко-склад покупателя).
На практике используют три основных подхода к определению цены на продукцию и услуги предприятия: с ориентацией на издержки, с ориентацией на спрос, с ориентацией на конкуренцию.
Первый подход к ценообразованию, с ориентацией на издержки, может быть реализован по принципу «издержки плюс прибыль» (для промышленных предприятий) и «издержки плюс накидки» (для торговых предприятий), а также по принципу «целевой нормы прибыли».
Методика расчета цены по принципу «издержки плюс прибыль» такова:
- рассчитывается полная себестоимость единицы продукции;
- добавляется прибыль в процентах от полной себестоимости единицы продукции и получается цена продукции.
Данный подход к определению цены прост, но имеет ряд недостатков: в калькуляцию включаются иногда не совсем обоснованные накладные расходы; не учитывается потенциальный спрос на продукцию и может быть упущена потенциальная прибыль.
Методика расчета (назначения) цены, обеспечивающей получение «целевой нормы прибыли» при установленных объемах производства и продаж, следующая:
- оценивается производственная мощность предприятия по производству и реализации продукции на плановый период;
- калькулируются все издержки производства данного объема продукции и определяется целевая норма прибыли;
- суммируя производственные расходы, накладные расходы и целевую прибыль, получают целевой доход и целевую выручку;
- цена продукции –– это результат деления целевого дохода на запланированный объем производства продукции.
Подобный методический подход может быть использован для рынка с неэластичным спросом на данный вид продукции или услуг.
Ценообразование с ориентацией на спрос не всегда может быть применено на практике. Спрос значительно сложнее определить и выразить в количественных показателях по сравнению с издержками. Обычно на практике приходится иметь дело с анализом движения спроса за прошедший период и на этой базе давать прогноз цены на товар. Если необходимо определить цену на новый товар, при отсутствии достоверного представления о кривой спроса на данный товар, предприятие вынуждено изучать спрос на аналогичный товар. Оценка спроса может вестись статистическими методами, а также при помощи проводимых интервью и экспериментов.
Ценообразование с ориентацией на конкуренцию (закрытые торги) принято обычно среди крупных поставщиков, которые приглашаются к участию в торгах на поставку определенных видов товаров. Предложения (тендеры) с указанием наименьшей цены предприятия поставщики обычно представляют заранее в запечатанном конверте к определенному сроку. Такая форма представления цены необходима для соблюдения условий и правил добросовестной конкуренции. Победитель тендера (как правило, с наименьшей ценой ) не имеет права вносить изменения (в сторону увеличения) в первоначально установленную цену. Поэтому предприятия при установлении наименьшей цены основываются на собственных затратах и на анализе возможностей конкурентов.
Финансы предприятия
Сущность и функции финансов
В обыденной жизни часто употребляется понятие «финансы» и при этом подразумевается, что речь идет о деньгах. Однако неправильно отождествлять понятие «финансы» просто с деньгами.
Понятие финансов включает в себя следующее:
- денежные отношения между двумя субъектами: с одной стороны, государством и, с другой стороны, –– населением в лице отельного человека или группы лиц, объединенных в какой-либо хозяйствующий субъект;
- деньги как материальная основа существования и функционирования финансов (где нет денег, нет финансов);
- разный правовой статус субъектов в процессе денежных отношений (государство обладает особыми полномочиями);
- формирование общегосударственного фонда денежных средств — бюджета;
- создание государством соответствующего фискального аппарата по принудительному взиманию налогов, сборов и иных платежей в государственный бюджет.
Таким образом, когда речь идет о финансах, всегда имеются в виду товарно-денежные отношения, осуществляемые при участии государства.
Финансы — это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.
Основные предпосылки возникновения финансов:
1. В результате развития демократических процессов в ряде стран Европы была значительно урезана (ограничена) власть государств (обычно монархов), что выразилось главным образом в отторжении последних от казны государства. Возник впервые общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, использовать который глава государства, по своему усмотрению, уже не мог.
2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер. Получила законодательное закрепление система государственных доходов и расходов.
3. Замена натуральных податей и различных трудовых повинностей населения государства на налоги в денежной форме, как основного источника в формировании доходной части государственного бюджета.
Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями финансов необходимо понимать «работу», выполняемую финансами. Многие экономисты, анализируя многообразие финансов, выделяют три основные функции: обеспечение национального хозяйства денежными средствами, использование и контроль денежных фондов, распределение денежных средств на разных уровнях. Центральное место отводится функции распределения и контроля.
Распределительная функция финансов состоит в распределении совокупного общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но по стоимости.
Контрольная функция финансов возникает на основе распределительной функции (в этом проявляется связь контрольной и распределительной функций), становясь ее продолжением и развитием, и проявляется прежде всего в контроле рублем.
Финансовый контроль осуществляется по всей системе финансовых отношений, по всем уровням реального денежного оборота. Объект контрольных функций финансов — финансовые показатели деятельности субъектов хозяйственных отношений (предприятия, организации, учреждения).
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:
- общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль (проводят органы государственной власти и управления);
- внутрихозяйственный финансовый контроль (проводят финансовые службы предприятий и учреждений);
- общественный финансовый контроль (выполняют отдельный физические лица на добровольных началах);
- независимый финансовый контроль (проводят аудиторские фирмы и службы).
В условиях переходного периода нашей национальной экономики финансово-кредитный механизм должен способствовать созданию антизатратного производства. В целом финансовая система Российской Федерации представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений и состоит из общегосударственных финансов и финансов хозяйственных субъектов (см. рис. 7.1.).
Основой единой финансовой системы РФ являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в основном в сфере материального производства.