Рынок. Понятие и разновидности
Рынок –– это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар различными предложениями с передачей юридического права собственности после оплаты товара.
Для раскрытия принципов рыночной экономики необходимо в первую очередь определить перечень основных технико-экономических условий, обеспечивающих нормальное функционирование рыночного механизма. К наиболее значительным условиям следует отнести:
- перечень товаров и услуг, которые будут реализованы для удовлетворения потребностей общества;
- оценку потребности в трудовых, материальных, денежных ресурсах, используемых в процессе производства товаров и услуг (сырье, материалы, топливо, энергия, рабочая сила и т.д.);
- обеспечение экономически оправданного (обоснованного) сочетания орудий и предметов труда, включая рабочую силу для производства материальных благ;
- управление процессом реализации товаров и услуг;
- мероприятия по перестройке технологического процесса производства с целью повышения конкурентоспособности продукции и спроса на нее.
Рассмотрим эти условия подробно.
План номенклатуры товаров и услуг –– это основная часть плана перспективного развития предприятия (бизнес-план), который формируется на основе оценки конкурентоспособности товара и сопоставления ее с уровнем конкурентоспособности аналогичной продукции, изготавливаемой на конкурирующих производствах (см. главу 3).
Необходимость оценки различных ресурсов, используемых в процессе промышленного производства, объясняется тем, что себестоимость единицы продукции может формироваться при различных комбинациях ресурсов. Наиболее экономичное сочетание различных ресурсов зависит не только от технико-экономических параметров выпускаемой продукции, но и от рыночной стоимости этих ресурсов. Иными словами, оценка ресурсов позволяет выбирать такие сочетания средств производства и живого труда, при которых достигаются минимальные затраты.
Для того, чтобы в условиях рыночных отношений получить от реализации продукции запланированный доход, необходимо выполнить по крайней мере три требования:
1) величина спроса на товар и услуги не должна превышать величину предложения;
2) ценовая эластичность спроса должна обеспечивать соответствующую выручку;
3) должен измеряться потребительский спрос.
Потребность порождается производством не непосредственно, а через потребление (спрос). Экономическая потребность не является постоянной величиной. Рост экономических потребностей в результате развития общественного производства нельзя представить в виде прямой функциональной зависимости.
В экономическом отношении потребность является формой объективной связи производства и потребления, так как ее источник –– производство, а основа формирования воспроизводства –– потребление.
Если промышленное потребление предусматривает в своих планах перспективного развития предпочтение каким-то определенным полезным свойствам тех или иных потребностей, тогда товаропроизводитель должен учесть эти изменения и расширить объем производства. Таким образом, на основании плана удовлетворения экономических потребностей формируется не только объем дополнительного или нового общественного продукта, но и его номенклатура, ассортимент и технологический процесс производства. Иными словами, совершенствование производства для удовлетворения экономических потребностей –– необходимое условие повышения конкурентоспособности продукции на рынке.
Конкуренция заставляет внедрять экономичную технологию, применять качественные материалы, квалифицированную рабочую силу, поскольку только при таком отношении к производственному процессу товаропроизводитель может избежать банкротства или серьезных финансовых потерь, если конкурирующая организация начнет использовать для выпуска аналогичной продукции более совершенную технологию производства.
Рыночная экономика способствует наиболее рациональному использованию ресурсов, т.е. направляет их для производства той номенклатуры товаров и услуг, в которых общество нуждается больше всего. Рыночные отношения предполагают использование наиболее рациональных с экономической точки зрения методов комбинирования ресурсов для производства и внедрения новых, более совершенных и экономичных технологических процессов, а следовательно, получение максимальной отдачи на 1 руб. привлеченных капитальных вложений. Серьезным аргументом в пользу рыночной экономики является свобода предпринимательства.
Вся совокупность рынков может быть классифицирована по видам деятельности его участников, направленной на удовлетворение соответствующих потребностей начиная от духовных и вплоть до производственных, т.е. рынок может быть представлен следующими типами: производственный, непроизводственный, финансовый и интеллектуальный.
Производственный рынок –– составная часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства и общество и удовлетворяющая их потребность в средствах производства и предметах потребления.
В свою очередь производственный рынок подразделяется на рынок средств производства и потребительский рынок.
Рынок средств производства –– это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводителями и потребителями, продавцами и покупателями, которые направлены на осуществление купли-продажи материальных ресурсов основного производства: сырья, материалов, топлива, оборудования, инструментов, запасных частей и т.д.
В условиях планово-распределительной системы государственные предприятия обеспечивались средствами производства через систему материально-технического снабжения. Такая форма распределения способствовала образованию сверхплановых нормативов. Например, еще в конце 80-х гг. сверхнормативные производственные запасы оборотных фондов по отдельным промышленным предприятиям бывшего СССР достигли 20 %, неустановленное оборудование превышало 50 % установленного парка.
Рынок потребительский –– рынок товарного обращения, где осуществляется купля-продажа предметов потребления, т.е. продукции и товаров, которые используются в сфере непроизводственного потребления для личных и коллективных нужд. В связи с тем, что рынок товаров еще не создан, т.е. не завершил полного формирования, реальные свободные цены устанавливаются в результате действующей на рынке конкуренции при государственном регулировании, заключавшемся в корректировке цен и проведении налоговой политики.
Рынок рабочей силы –– сфера купли продажи на основе договорных условий между покупателем рабочей силы –– работодателем и продавцом способностей человека, которые в дальнейшем используются в процессе материального производства.
В условиях административно-командной системы рабочая сила не являлась товаром и перераспределялась централизованно в интересах общества.
Рыночная экономика предоставляет юридическое право выбора рабочего места, обеспечивает взаимную согласованность интересов между работодателем и рабочим, способствует эффективному использованию трудовых ресурсов, но не исключает возникновения безработицы.
Финансовый рынок –– это совокупность операций по ссудам и займам, купле и продаже иностранной валюты, обмену ценных бумаг и долговых обязательств, закладных и других авуаров.
Финансовый рынок включает: рынок капитала, рынок ценных бумаг, валютный и ссудный рынок.
Рынок капитала –– это рынок, на котором формируются денежные ресурсы для удовлетворения потребностей в инвестициях на развитие промышленного производства, торговли и других отраслей непроизводственной сферы.
Рынок ценных бумаг удовлетворяет спрос на банковские ссуды для финансирования инвестиций товаропроизводителям, у которых возник дефицит в доходной части. Большое влияние на эффективность рынка ценных бумаг оказывает денежный рынок, который использует свободные денежные средства организаций и частных лиц, обращая их в краткосрочные долговые обязательства с выгодной процентной ставкой.
Рынок интеллектуальной продукции включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, а также технические и духовные идеи и завершенные в этой области работы. Из всего перечня рынков интеллектуальной продукции рассмотрим только рынок технологий.
Рынок технологий представляет собой специфическую форму купли и продажи, так как результаты новых технологических решений могут быть источником дополнительной прибыли и поэтому обладают коммерческой ценностью, а значит, могут быть проданы. Между тем реальная отдача от внедрения новой технологии может быть определена только после того, как она будет использована для создания более качественной или другой номенклатуры продукции, которая может быть признана только на рынке. Следовательно купля и продажа осуществляется не по принципу товар-деньги, а на основе договора и процентных отчислений от прибыли.
По территориально-географическому признаку рынок может быть внешним и внутренним.
Внутренний рынок подразделяется на региональный, местный национальный и т.д., внешний –– на мировой, пограничный и т.д.
Подразделение товарного обращения на рынок продавцов и покупателей предопределяется экономической ситуацией, сложившейся на рынке.
Рынок покупателя отражает ситуацию, когда предложение опережает спрос, т.е. на рынке наблюдается избыток товаров, что вынуждает производителя снижать цены. Таким образом рынок покупателя поддерживает интересы покупателя.
Рынок продавца функционирует в интересах продавца, так как при опережении спроса над предложением создается дефицит товара, а следовательно, усиливается власть продавца на рынке, который в данной экономической ситуации может по своему усмотрению регулировать рост цен и объем реализации, но только до момента устранения дефицита.
Кроме того, существует еще рынок промежуточных продавцов, поскольку реализация продукции может осуществляться двумя способами. Первый способ предусматривает ее реализацию через собственные торговые организации, т.е. в этом случае вся прямая и обратная связь по этой важной для товаропроизводителя функции возлагается на службы сбыта (маркетинга). В другом случае право на реализацию товара передается экономическому посреднику, т.е. на рынок промежуточных продавцов, который представляет собой совокупность лиц и организаций, приобретающих различные товары для перепродажи или передачи их в аренду на выгодной для арендодателя основе. Иными словами, рынок промежуточных продавцов –– это рынок посреднических операций. Поскольку посредническая деятельность носит чисто коммерческий характер, ее эффективность во многом зависит от того, насколько объективно обработана вся информация об осуществлении различных вариантов купли-продажи, которая для экономического посредника представляет коммерческий интерес.
Товаропроизводители часто прибегают к помощи посреднических организаций, которые в условиях рыночной экономики превратились в монополистов по реализации продукции на различных рынках. Владея каналами сбыта на рынках товара и имея возможность влиять на конкурентоспособность товара, объем реализации и цены, эти часто неформальные посреднические организации имеют свои формы организации, поэтому устойчивое положение товаропроизводителя на рынке во многом зависит от экономического посредника.
Сегментация и емкость рынка
Для повышения эффективности реализации продукции с учетом интересов покупателей, их финансовых возможностей и потребительских свойств товара осуществляют сегментирование рынка. При сегментации рынка необходимо детально изучить всю совокупность требований покупателей к продаваемому товару, а также характеристики самих покупателей.
Установление определенных групп потребителей по признаку платежеспособности, возрастной характеристике и т.п. либо на основании интересов будущих покупателей к качественным или другим технико-экономическим характеристикам товара позволяет оценить емкость рынка и выбрать стратегию разработки товарной политики промышленной организации.
Емкость рынка –– это предполагаемая величина предложения на конкретном рынке товаров при заданных уровне цен и объеме реализации за определенный промежуток времени, т.е. произведение цены единицы i-го товара Цi на предполагаемый объем реализации i-го товара за определенный период Qi: ЦiQi. В свою очередь Qi= Qiсут Т, где Qiсут –– объем реализации i-го товара в течении суток; Тi –– продолжительность реализации i-го товара, в днях.
Сегментация –– это определение широких групп покупателей, объединенных общностью требований или интересов к определенному товару.
К основным принципам сегментации потребительских рынков можно отнести:
- географический (региональный принцип), который предполагает подразделение рынка на городских или сельских потребителей, потребителей Крайнего Севера и т.д.;
- демографический принцип, согласно которому рынок подразделяется по группам на основе таких демографических переменных, как возраст, пол, количество членов семьи, уровень доходов и т.д.
- психологический принцип, по которому покупателей подразделяют на группы по признакам принадлежности к общественному классу, образа жизни и характеристик личности;
- поведенческий принцип, согласно которому покупателей делят на группы в зависимости от характера использования товара и реакции на этот товар.
Способов, с помощью которых можно осуществлять сегментацию рынков, существует много. Единых методических рекомендаций по сегментации рынка нет, да вряд ли в этом есть необходимость. Каждая организация исходя из целей и задач, номенклатуры выпускаемой продукции и выполняемых услуг должна выработать индивидуальную стратегию при четкой обработке и увязке интересов товаропроизводителей и потребителей. Поэтому товаропроизводитель из большого множества способов выбирает такие, которые обеспечат производство наиболее выгодной продукции при достаточно высокой вероятности ее реализации по заданной цене и в установленных объемах. Служба маркетинга считает, что правильная оценка рыночного сегмента –– основа коммерческого успеха. Наиболее выгодной сегментацией называется такое соотношение, когда 20 % покупателей данного рынка приобретают 80 % всего объема реализации продукции соответствующей организации.
Рыночная конкуренция
Составной частью рыночной экономики является конкуренция. Конкуренция (или соперничество) –– основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции и максимального удовлетворения потребностей потребителей. Различают четыре наиболее распространенных типа конкуренции: рынок чистой конкуренции, рынок чистой монополии, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок.
Рынок чистой конкуренции проявляется в случае, когда имеется большое число товаропроизводителей и потребителей, изготовляющих и покупающих аналогичный специализированный товар (например, рынок телевизоров, радиоприемников и т.п.).
Покупатель и продавец находятся в равных экономических условиях: не могут оказывать решающего воздействия на изменение свободных цен. Если товаропроизводитель пытается установить более высокую цену на продукцию, он может понести потери, так как покупатель имеет возможность отказаться от этой продукции с высокой ценой и приобрести аналогичный товар по более низкой цене и в любом количестве у конкурента. Если покупатель потребует снижения цены, то это может лишить его нужной продукции, которая будет распродана по установившемся на рынке свободным ценам.
Если производство определенной продукции осуществляет небольшое количество товаропроизводителей, конкуренция протекает в виде соперничества. Для устранения влияния конкурента на реализацию продукции товаропроизводители используют различные способы вплоть до реализации товара ниже себестоимости. Однако, такой серьезный экономический рычаг, как цена, еще не означает, что соперник не имеет защиты. В этом случае особая роль принадлежит службе маркетинга. Например, на региональном рынке появился новый продавец, который стал реализовывать свою продукцию по цене, сниженной на 10 %. Местные товаропроизводители также снизили цену. Тогда новый товаропроизводитель еще снизил цену, но при этом изменил объем поставок и резко увеличил интервал между поставками на рынок, т.е. превратился в оптового продавца. Этим воспользовались местные продавцы, которые перестроили свою систему сбыта. Они предложили товар в малых расфасовках и обеспечили его доставку в любой экономически оправданный для продавца район. В результате не смотря на более высокую цену на товар, розничные покупатели обеспечили достаточную величину спроса, а следовательно, и выручку, что и сохранило жизнеспособность местных товаропроизводителей.
В случае, когда новые конкуренты или соперники устраняются в результате ликвидации торговых точек, конкуренция носит хаотический характер, ее главная цель –– быстрое обогащение. Для хаотической конкуренции характерны: резкое превышение предложения товара над спросом, увеличение складских запасов товара, резкое снижение цен и рост числа банкротов.
Следует отметить, что конкуренция товаропроизводителей зарождается еще на предпроизводственной стадии жизненного цикла изделия, когда товаропроизводитель с учетом основных технико-экономических параметров и технологических характеристик производства будущего изделия формирует производственные запасы и орудия труда, т.е. создает техническую и материально-сырьевую базу производства новой и модернизированной продукции по более низким ценам, с более высокими качественными характеристиками либо при одновременном сочетании высокого качества и низкой цены.
В борьбе за реализацию товаров на рынке выигрывают те товаропроизводители, которые более успешно формируют средства производства, в том числе рабочую силу для производства нового товара. Конечно, при таком обеспечении товарно-материальными ценностями производства новой продукции существует высокая степень риска, так как организация материально-технического снабжения, обеспечивающая низкие цены на сырье и материалы, нестабильна.
Стратегия товаропроизводителя, направленная на создание производства высококачественной продукции с использованием современной технологии и высококвалифицированных специалистов позволяет обеспечить высокий «имидж» и долгую жизнь на рынке, так как разработка аналогичных товаров с соответствующим уровнем качества новым товаропроизводителем связана с привлечением значительных инвестиций, возврат которых в экономически оправданный срок обусловлен значительной степенью риска.
Рынок чистой монополии –– пик конкуренции, когда организация представлена на рынке товаров единственным производителем при отсутствии конкурентов и наличии различных льгот и привилегий со стороны государства. В условиях чистой монополии товаропроизводитель, диктуя рост цен на рынке и не учитывая платежеспособность потребителей, может создать экономически неблагоприятные условия для собственного финансового положения, так как при завышении цен падает спрос и сокращается выручка. Следовательно, в условиях чистой монополии покупатель может влиять на уровень свободной цены. Поэтому товаропроизводитель-монополист для обеспечения соответствующих спроса и выручки должен отреагировать на поведение покупателей на рынке и снизить цену.
Однако товаропроизводитель не может полностью оказаться о монопольной власти в области цен и объема реализации. Поэтому он группирует потребителей по платежеспособности и для каждой из групп устанавливает соответствующие цены и объемы реализации. Следует отметить, что чистая монополия не всегда способствует внедрению достижений научно-технического прогресса. Несмотря на лучшие финансовые возможности по сравнению с чистой конкуренцией, товаропроизводитель-монополист не только не спешит обновить парк основного технологического оборудования, но и не стимулирует интенсивности развития научных исследований. Такой подход объясняется тем, что монополист, обладая на конкретном рынке товаров большой властью, может перераспределять товар для реализации и тем самым сократить временные потери, возникающие в результате влияние потребителя на снижение цен. Иными словами, чистый монополист создает условия для повышения выручки путем ценовой дискриминации, которая возможна только при условии группировки покупателей по платежеспособности, ценовой эластичности спроса и т.д.
Рынок монополистической конкуренции –– это такой тип конкуренции, когда на рынке вся номенклатура продукции изготовляется большим числом товаропроизводителей, изделия которых не только специализированы, но и дифференцированы, т.е. представлены похожими, но не схожими изделиями, товарами отличающимися типом, маркой качеством и другими потребительскими характеристиками.
В отличие от чистой монополии монополистическая конкуренция не предусматривает серьезных ограничений для появления на рынке новых продавцов, так как монополистический рынок включает большое число организаций с небольшим основным и оборотным капиталом. Особенностью предприятий, представленных на рынке, является то, что производимая ими продукция не может иметь в ближайшей перспективе аналогов-товаров, поскольку она защищена патентами и авторскими правами. Несовершенные аналоги-товары, которые иногда появляются на монополистическом рынке, не могут повлиять на конкурентоспособность товара, его цену и спрос.
В условиях монополистической конкуренции при реализации основной продукции обеспечивается достаточная выручка ЦiQi, если выполняется условие ценовой эластичности продукции, т.е. при соблюдении опережения темпов роста объема реализации по сравнению с темпами изменения цен. Однако такие экономические ситуации могут носить временный характер из-за необходимости снижения цен на основную продукцию. Стратегию товаропроизводителя основной продукции по снижению цен можно объяснить тем, что количество предприятий-конкурентов увеличивается. Предприятия-конкуренты производят близкие по внешним характеристикам, но не совершенные по качественным показателям аналоги-товары, которые реализуются по более низким ценам. Товаропроизводитель основной продукции несет временные убытки до определенного момента, пока потребитель не убедится в преимуществах основной продукции. Как правило, это происходит только в краткосрочном периоде и легко устраняется.
В долговременном периоде монополистическая конкуренция имеет тенденцию к снижению выручки от максимальной до нормальной или средней величины, а в отдельных случаях и до чистых убытков. Падение экономической стабильности на монополистическом рынке товаров объясняется тем, что возможность повышения выручки постепенно исчезает, так как появляются новые серьезные конкуренты, продукция которых является результатом внедрения новых технических решений и прогрессивных технологий, защищенных авторскими правами или патентами. Не смотря на то, что аналоги продукции еще не занимают ведущего места на рынке, товаропроизводитель основной продукции ощущает их присутствие, поскольку объем их реализации, хотя и незначительно, но сокращается.
Пошатнувшийся «имидж» заставляет товаропроизводителя основной продукции увеличить текущие издержки на рекламу, проанализировать использование действующих производственных мощностей и уровень конкурентоспособности своей продукции и товаров-аналогов т.д. На основе результатов анализа разрабатывается план организационно-технических мероприятий по обеспечению роста конкурентоспособности основной продукции, определению инвестиций, необходимых для ускорения завершения предпроектной стадии по разработке новой продукции.
В условиях монополистической конкуренции для повышения выручки предприятие должно рассмотреть три основных переменных фактора: цена, уровень конкурентоспособности продукции и рекламная деятельность. Эта триада рыночной экономики не может быть выражена простой экономико-математической зависимостью. Различная комбинация этих элементов не обеспечивает постоянную ценовую эластичность спроса, а тем более повышение прибыли.
Олигополистический рынок характеризуется немногочисленностью продавцов, но имеет высокую чувствительность к политике ценообразования и маркетинговой политике.
Олигополистический рынок занимает большое пространство, но темпы его развития ограничены, с одной стороны, рынком чистой монополии, а с другой –– монополистической конкуренцией. Одна из особенностей олигополистического рынка –– это получение максимальной выручки за счет повышения цен. Однако ценовая стратегия действует только в краткосрочном периоде, так как окружение сильных конкурентов заставляет участников олигополистического рынка снизить цены. Небольшое число товаропроизводителей, присутствующих на данном рынке, обусловлено жесткими условиями проникновения на рынок, которые диктуют промышленные предприятия с высокой концентрацией производства.
Сосредоточение большой части средств производства, квалифицированной рабочей силы и объема выпуска продукции в одном промышленном предприятии позволяет товаропроизводителю внедрять достижения научно-технического прогресса, резко снижать текущие издержки производства (себестоимость), а значит, устанавливать те цены, которые на соответствующем этапе выгодны для участников олигополистического рынка.
На тех предприятиях, где концентрация капитала невысокая, а следовательно, невозможно повысить эффективность промышленного производства в результате применения новой техники и прогрессивной технологии, текущие затраты на производство и реализацию продукции растут и могут превышать рыночные цены. Естественно, при такой экономической ситуации эти промышленные предприятия не могут выдержать жесткой, основанной на тайном сговоре конкуренции , и разоряются.