Виды расходов организации и их классификация
Затраты на производство и реализацию продукциипредставляют собой совокупность выраженных в денежной форме расходов предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Они обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции.
- прямые,связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость (сырье, основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др.);
- косвенные, связанные с производством разнообразных изделий, которые нельзя отнести на себестоимость определенного вида продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, ремонт зданий, заработную плату инженерно-технических работников и др.).
1)Материальные затраты включают: стоимость покупных сырья и материалов, топлива; основных вспомогательных материалов; комплектующие изделия и полуфабрикаты; тару; запчасти для ремонта; МБП и прочие затраты. Стоимость материальных ресурсов складывается из цен их приобретения.
2)3атраты на оплату труда включают:выплату заработной платы; выплату премий; вознаграждения по итогам работы за год; компенсирующие и стимулирующие выплаты; стоимость бесплатного питания; единовременное вознаграждение за выслугу лет; оплату учебных отпусков; оплату труда внештатных сотрудников и другие выплаты, включаемые в фонд оплаты труда.
3)0тчисления на социальные нуждывключают отчисления в фонд обязательного социального страхования, Пенсионный фонд, Государственной фонд занятости населения (в настоящее время упразднен), Фонд обязательного медицинского страхования.
4)Амортизация основных фондоввключает амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основе их балансовой стоимости и действующих норм амортизации. Если предприятие работает на условиях аренды, то в данном разделе приводятся амортизационные отчисления на полное восстановление по собственным и арендованным основным фондам.
39.Себестоимость продукции, принципы её планирования
Себестоимость продукции — это сумма всех затрат предприятия на производство продукции и ее реализацию (продажу).
Для изготовления изделий предприятие затрачивает средства на приобретение сырья, материалов, топлива. В процессе производства используются машины, оборудование, инструмент. Ремонт и замена износившейся техники также требуют определенных затрат. В изготовлении продукции принимают участие все работники предприятия, и всем им выплачивается заработная плата. На реализацию продукции предприятие также затрачивает определенные средства. Если все эти затраты выразить в денежной форме и сложить, то мы получим себестоимость продукции.
Чтобы определить себестоимость каждого отдельного изделия (одного костюма, телевизора, велосипеда и т.п.), подсчитывают, или, как говорят, калькулируют, все расходы на единицу продукции. В калькуляции все затраты предприятия группируются по статьям расходов (статьям калькуляции): сырье и материалы; топливо и энергия на технологические (производственные) нужды; заработная плата основных производственных рабочих; расходы на освоение новых видов продукции и т.д.
Калькуляция дает возможность подсчитать, во сколько обходится производство изделия и по заводу в целом, и в каждом цехе. При помощи калькуляции можно узнать, какие затраты связаны непосредственно с производством, а какие с его управлением и обслуживанием, во сколько обходится предприятию производство продукции, а во сколько ее реализация (продажа) и т. д.
Снижение себестоимости — важнейший фактор повышения рентабельности производства; за счет снижения себестоимости накапливаются средства для строительства новых заводов, фабрик, шахт, школ, санаториев, домов отдыха. Снижение себестоимости лежит в основе снижения цен на товары народного потребления.
Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается (наряду с ростом накоплений) увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Плановая себестоимость определяется путем технико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого вида изделий.
План по себестоимости продукции включает следующие разделы:
1)Смета затрат на производство продукции (составляется по экономическим элементам).
2)Расчет себестоимости всей товарной и реализованной продукции.
3)Сравнение плановых калькуляций отдельных изделий.
4) Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.
Качественные показатели плана по себестоимости продукции:
а) затраты на 1 руб. товарной (реализованной) продукции;
б) себестоимость товарной и реализованной продукции;
в) себестоимость отдельных видов продукции;
г) процент снижения себестоимости по технико-экономическим факторам;
д) процент снижения себестоимости сравнимой продукции.