Виды расходов организации и их классификация

Затраты на производство и реализацию продукциипредставляют собой совокупность выраженных в денежной форме расходов предприятий на производство и реализацию продук­ции (работ, услуг). Они обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реа­лизации продукции.

- прямые,связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость (сырье, основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др.);

- косвенные, связанные с производством разнообразных изделий, которые нельзя отнести на себестоимость определенного вида продукции (расходы на содержание и эксплуатацию обору­дования, ремонт зданий, заработную плату инженерно-технических работников и др.).

1)Материальные затраты включают: стоимость покупных сырья и материалов, топли­ва; основных вспомогательных материалов; комплектующие изделия и полуфабрикаты; тару; запчасти для ремонта; МБП и прочие затраты. Стоимость материальных ресурсов складывается из цен их приобретения.

2)3атраты на оплату труда включают:выплату заработной платы; выплату премий; вознаграждения по итогам работы за год; компенсирующие и стимулирующие выплаты; стои­мость бесплатного питания; единовременное вознаграждение за выслугу лет; оплату учебных отпусков; оплату труда внештатных сотрудников и другие выплаты, включаемые в фонд опла­ты труда.

3)0тчисления на социальные нуждывключают отчисления в фонд обязательного соци­ального страхования, Пенсионный фонд, Государственной фонд занятости населения (в на­стоящее время упразднен), Фонд обязательного медицинского страхования.

4)Амортизация основных фондоввключает амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основе их балансовой стоимости и действующих норм амортизации. Если предприятие работает на ус­ловиях аренды, то в данном разделе приводятся амортизационные отчисления на полное вос­становление по собственным и арендованным основным фондам.

39.Себестоимость продукции, принципы её планирования

Себестоимость продукции — это сумма всех затрат предприятия на производство продукции и ее реализацию (продажу).

Для изготовления изделий предприятие затрачивает средства на приобретение сырья, материалов, топлива. В процессе производства используются машины, оборудование, инструмент. Ремонт и замена износившейся техники также требуют определенных затрат. В изготовлении продукции принимают участие все работники предприятия, и всем им выплачивается заработная плата. На реализацию продукции предприятие также затрачивает определенные средства. Если все эти затраты выразить в денежной форме и сложить, то мы получим себестоимость продукции.

Чтобы определить себестоимость каждого отдельного изделия (одного костюма, телевизора, велосипеда и т.п.), подсчитывают, или, как говорят, калькулируют, все расходы на единицу продукции. В калькуляции все затраты предприятия группируются по статьям расходов (статьям калькуляции): сырье и материалы; топливо и энергия на технологические (производственные) нужды; заработная плата основных производственных рабочих; расходы на освоение новых видов продукции и т.д.

Калькуляция дает возможность подсчитать, во сколько обходится производство изделия и по заводу в целом, и в каждом цехе. При помощи калькуляции можно узнать, какие затраты связаны непосредственно с производством, а какие с его управлением и обслуживанием, во сколько обходится предприятию производство продукции, а во сколько ее реализация (продажа) и т. д.

Снижение себестоимости — важнейший фактор повышения рентабельности производства; за счет снижения себестоимости накапливаются средства для строительства новых заводов, фабрик, шахт, школ, санаториев, домов отдыха. Снижение себестоимости лежит в основе снижения цен на товары народного потребления.

Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается (наряду с ростом накоплений) увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Плановая себестоимость определяется путем технико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого вида изделий.

План по себестоимости продукции включает следующие разделы:

1)Смета затрат на производство продукции (составляется по экономическим элементам).

2)Расчет себестоимости всей товарной и реализованной продукции.

3)Сравнение плановых калькуляций отдельных изделий.

4) Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.

Качественные показатели плана по себестоимости продукции:

а) затраты на 1 руб. товарной (реализованной) продукции;

б) себестоимость товарной и реализованной продукции;

в) себестоимость отдельных видов продукции;

г) процент снижения себестоимости по технико-экономическим факторам;

д) процент снижения себестоимости сравнимой продукции.

Наши рекомендации