Товарная и хозяйственная стратегии организации в условиях антикризисного управления

Формирование хозяйственной стратегии в общем виде можно определить как процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определённый период времени, а также способов использования средств для достижения поставленной цели.

Выбор хозяйственной стратегии зависит от множества условий: форм конкурентной борьбы и степени её жестокости, темпов и характера инфляции, экономической политики правительства, сравнительных преимуществ национальной экономики на мировом рынке и иных так называемых внешних факторов, а также внутренних факторов, связанных с возможностями самого предприятия, т.е. его производственными и финансовыми ресурсами.

Процесс формирования хозяйственной стратегии предприятия включает:

- формирование общей, базисной стратегии;

- формирование конкурентной стратегии;

- определение функциональных стратегий.

Базисная стратегия предприятия формируется в зависимости от изменений внешней и внутренней среды, представляя собой общую концепцию поведения предприятия на данном этапе его функционирования. При разработке общей, базисной стратегии решаются две основные задачи:

- отбор и распределение основных элементов общей стратегии предприятия;

- установление конкурентной роли каждого из подразделений предприятия при осуществлении стратегии и определении способов распределения ресурсов между ними.

Товарная политика – это деятельность, связанная с планированием и осуществлением совокупности стратегий и мероприятий по формиро­ванию конкурентных преимуществ с точки зрения текущих и долго­срочных целей предприятия.

Товарная стратегия является составной частью хозяйственной и маркетинговой политики предприятия. В силу этого принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве. Система конструирования, моделирования, дизайна, механизмы стимулирования и организации производства должны ориентироваться на конкретного потенциального покупателя.

При формировании товарной стратегии необходимо соблюдать ряд условий: иметь чёткое представление о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу, стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия; хорошо знать рынок и характер его требований; осознавать возможности и ресурсы в настоящее время и в перспективе.

33.Экономическая стратегия организации, планирование и прогнозирование

Прогнозирование — деятельность, направленная на выявление и изучение возможных альтернатив будущего развития фирмы. Главная роль здесь отводится прогнозированию сбыта продукции. Основная цель прогноза — определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные — на 1 — 1,5 года, среднесрочные — на 4-6 лет и долгосрочные — на 10-15 лет.

Среднесрочное идолгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов —конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

Основная функция прогнозирования — обоснование возможного состояния объекта в будущем и определение альтернативных путей и сроков достижения поставленной цели. Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной степенью достоверности.

Планирование на предприятии – это совокупность действий по установлению заданий, определяющих направление, темпы, пропорции и результаты работы, на различные периоды времени.

Оно регламентирует деятельность предприятия в области развития техники, технологии, организации производства и труда, социального развития коллектива, выпуска продукции и финансов, обеспечи­вает успешное выполнение основных установлен­ных заданий и повышение эффек­тивности производства.

Базой разработки перспективного планирования служат технико-экономические расчеты возможностей предприятия, его цехов и производственных участков:

– разработка предложений по целесообразной специализации предприятия, кооперированию и установлению прямых связей с другими предприятиями;

– определение важнейших направлений развития техники и со­вершенствования организации производства, включая характери­стику продукции, подлежащей освоению;

– установление заданий по механизации и автоматизации отдельных участков, освое­нию новых технологических процессов, реконструкции цехов и т. п.;

– определение важнейших видов продукции, подлежащей выпу­ску, с учетом спроса потребителей;

– установление заданий по повышению качества и расширению ассортимента выпускаемой продукции;

– установление технико-экономических показателей, характери­зую­щих эффективность работы предприятия (объединения).

Наши рекомендации