Маркетинг кризисных предприятий

Функции маркетинга кризисных предприятий заключаются в исследовании и формировании его средствами организационно-экономических условий осуществления воспроизводственных процессов, обеспечивая их непрерывность, снижение издержек и уровень эффективности, достаточный для развития организации. Посредством маркетинга производственно-хозяйственные организации комплексно решают проблемы потребителя

В антикризисном менеджменте, особенно на стадии поиска путей выхода из экономического кризиса, существенное значение может иметь комплексный характер используемых в процессе маркетинга средств и методов выявления рыночных возможностей организации, ее сильных и слабых сторон, а также комплексный анализ обширной информации о динамике социально-экономических процессов.

Вырабатывая антикризисную политику, маркетинговый менеджер опирается на внутренние факторы организации: производственно-технологические особенности, ресурсный потенциал, характер внутренней атмосферы и др.

Выделены типичные для маркетингового цикла четыре стадии: анализ и оценка рыночных и маркетинговых возможностей организации; отбор целевых рынков; разработка комплекса маркетинга; разработка и реализация маркетинговых программ.

Существует «поле» решений, на основе которых менеджер строит логику стратегии поведения организации на рынке, выбирает главное направление концентрации усилий организации по выходу из кризиса за счет маркетинговых возможностей – ключевую маркетинговую стратегию. Все другие стратегии ранжируются и могут служить направлением тактических действий на коротких промежутках времени.

Виды стратегии выделяют: по маркетинговой среде, функциональному назначению, развитию организации; виду и масштабу рынка; приоритету средств маркетинга; рыночной конъюнктуре, рыночному поведению.

Интеграционный характер маркетинговых средств воздействия определяет необходимость комплексного использования методических подходов в процессах их прогнозирования и планирования, контроля и оценки.

Обоснование маркетинговой стратегии как процесса управления включает широкий набор средств и методов управления.

Организующее и стимулирующее воздействие оказывает наличие государственной программы антикризисного регулирования экономики. В условиях расширения сферы влияния рыночных регуляторов приоритетный вид управленческой деятельности – обеспечение взаимодействия рыночных рычагов и государственных регуляторов, а критерий такого взаимодействия – устойчивость системы во внешней среде. Функция регулирования через маркетинг создает предпосылки для планирования, служит средством реализации планов (программ). Оценка стратегии маркетинга с позиций соответствия правовому полю функционирования экономики и конкретного рынка расширяет возможности маркетингового менеджера по принятию более правильного решения и предвидения стратегических перспектив. В антикризисных условиях речь может идти о приоритете сфер экономики и о государственной поддержке, например, производственной сферы экономики, малого и среднего бизнеса. Особенность процесса обоснования стратегии в том, что на первом этапе предусмотрено обязательное сравнение маркетинговой стратегии и цели, а также рыночных возможностей организации. Такое сравнение соответствия ключевых характеристик положения организации на конкретном рынке дает основание для поиска прогнозных альтернативных рыночных путей выхода из кризиса. На втором этапе маркетинговая стратегия оценивается на предмет ее соответствия целям и стратегии организации. На третьем этапе формируется комплекс маркетинговых мер по реализации маркетинговой стратегии. В антикризисном управлении важно взаимодействие стратегических и тактических маркетинговых целей.

Маркетинг как система управления предполагает наличие объекта и субъекта управления, формирование целевых процессов управления, выбор средств управления, создание четкой систем правомочий и ответственности лиц, осуществляющих функции управления маркетингом.

Маркетинговые коммуникации и информация выполняют ключевую связующую роль в управлении. Маркетологи и маркетинговые менеджеры используют коммуникации как средство получения и оценки информации в значительно большей степени. нежели другие менеджеры фирмы.

Содействие продажам представляет собой комплекс мероприятий по воздействию на потребителя, чтобы «подтолкнуть» его к покупке, и на производителя с целью стимулирования сбыта. В качестве приемов содействия продажам используются: снижение цен; кредит на льготных условиях; премии, бесплатный товар в придачу к покупке; образцы-подарки, пробы, дегустации; конкурсы, лотереи.

Связи с общественностью – вид деятельности, направленный на формирование положительного общественного мнения о фирме, ее продукции, о главных менеджерах, деловой культуре. Для этого до общественного мнения доводятся ее интересы и создается ее позитивный имидж.

103 особенности бизнес-плана на кризисном предприятии

Для вывода предприятия из кризиса необходимо составить бизнес-план с указанием конкретных сроков как его выполнения в целом, так и отдельных задач, поставленных в нем. Структура такого бизнес-плана в целом не отличается от обычного, однако в нем основное внимание уделяется задачам по выводу предприятия из кризиса.

Наши рекомендации