Формы обслуживания населения
Под формой обслуживания следует понимать определенную систему организации оказания услуг населению. В зависимости от места предоставления услуги, сроков ее исполнения, методов организации приема и выдачи заказов используется большое количество разнообразных форм обслуживания:
· прием и выдача заказов населению непосредственно в производственных подразделениях (цехах, мастерских, ателье), где исполняют услуги
· обслуживание населения через приемные пункты, расположенные вблизи от мест жительства, работы, учебы заказчика
· выездное обслуживание
· обслуживание населения на дому
· обслуживание с помощью обменных фондов машин и приборов ( например при ремонте часов, электросчетчиков, телевизоров и т.п.)
78. Принципы размещения предприятий сервиса
Рациональное размещение предприятий сферы сервиса – такое их расположение в обслуживаемой зоне, при котором соблюдается заданный норматив времени доступности структурных подразделений, производственная мощность (пропускная способность) каждого подразделения соответствует объему потенциального спроса населения на обслуживаемой территории, а совокупные затраты на оказание услуг достигают минимальной величины.
При исследовании и организации территориального размещения предприятий сферы сервиса могут учитываться различные модели размещения предприятий:
• по характеру спроса на услуги (повседневного, периодического, эпизодического спроса);
• по характеру организации процессов оказания услуг на предприятиях (с контактом и специализированных без контакта с потребителями);
• с учетом рациональной транспортировки заказов между приемными пунктами и специализированными предприятиями и др.
В целях достижения оптимального размещения предприятий сервиса все услуги можно разделить на 3 группы:
1) Услуги каждодневного или повседневного спроса (например, мелкий и срочный ремонт обуви, услуги парикмахерских, прачечных и т.п.)
2) Услуги периодического спроса ( пошив одежды по индивидуальным заказам, ремонт мебели, мелкий ремонт бытовой техники и часов, услуги фотографии, срочная химчистка и т.п.)
3) Услуги эпизодического спроса ( централизованный пошив одежды по индивидуальным заказам, крупный ремонт бытовой техники и часов, услуги фотостудий, крупный ремонт обуви, услуги машинописных бюро и т.п.)
Исходя из предложенной классификации услуг, предприятия сервиса, оказывающие услуги периодического характера имеют больший радиус обслуживания (в городах это один-два планировочных района) и располагаются на оживленных проспектах, улицах, площадях, по возможности вблизи остановок общественного транспорта.
Крупные предприятия сервиса и предприятия, оказывающие услуги эпизодического спроса наиболее целесообразно размещать в торговых и культурных центрах городов и районов, на главных магистралях, по соседству с другими крупными предприятиями сферы обслуживания (универмагами, универсамами, рынками и т.п.) Хорошие результаты дает организация различных мастерских по ремонту часов, одежды, граверных работ и прочее в крупных предприятиях торговли.
Предприятия, оказывающие услуги каждодневного спроса имеют наименьшую зону доступности (от 3 до 20 минут) и должны располагаться в центрах микрорайонов или рядом с ближайшим магазином.
79. Краткая характеристика видов движения заказов
Одним из ведущих факторов, оказывающих влияние на длительность производственного процесса, является порядок передачи изделий с операции на операцию. Все многообразие построений производственного процесса (передачи, движения предметов труда) во времени можно свести к трем основным видам: последовательному, параллельному и параллельно-последовательному.
При последовательном виде движения передача предметов труда на последующую операцию происходит только после окончания обработки всей партии деталей на предыдущей операции. При этом оборудование на каждой операции работает непрерывно, а детали партии ожидают окончания обработки всей партии (возникают перерывы партионности). Вид движения применяется при небольшом количестве деталей в партии (в единичном и мелкосерийном производстве).
При параллельном виде движения передача предметов труда на последующую операцию происходит транспортными (передаточными) партиями или поштучно сразу после окончания обработки на предыдущей операции. При этом движение предметов труда происходит непрерывно, обработка – одновременно на нескольких операциях, достигается самая оптимальная длительность производственного цикла. Из-за разности в производительности (норм времени) на различных операциях могут возникать перерывы в работе оборудования, продолжительность которых определяется длительностью ведущей (с наибольшим операционным циклом) операции. Вид движения применяется в поточном производстве с применением метода синхронизации – достижения равенства или кратности длительностей операций.
При параллельно-последовательном виде движения передача предметов труда на последующую операцию происходит транспортными партиями или поштучно по мере завершения их обработки, при условии, что обработка всей партии деталей на каждой операции происходит непрерывно. При этом оборудование на каждой операции работает непрерывно, а выполнение последующей операции начинается до окончания обработки всей партии на предыдущей, то есть обработка деталей на соседних операциях в некоторые моменты происходит параллельно. Вид движения применяется при обработке значительных объемов продукции определенного вида на оборудовании с неравномерной производительностью, как правило, в серийном и крупносерийном производстве.
80 Пути сокращения срока исполнения заказа на предприятии сервиса.
Система обслуживания населения формируется из нескольких взаимосвязанных частей, процессов: собственно процесс обслуживания; процесс производства работ и оказания услуг; обслуживающая их инфраструктура. Одним из направлений повышения эффективности обслуживания населения является сокращение сроков исполнения заказа.
Среди основных причин увеличения срока исполнения заказов и соответственно для поиска резервов его сокращения могут рассматриваться различные группы факторов: организационные, технические, технологические, территориальные, финансовые и др. Эти факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, типичны для любых предприятий, в том числе и в сфере сервиса. Для предприятий сервиса характерным является сочетание в самом процессе выполнения заказа различных процессов, в частности – процесс обслуживания и процесс производства работ и оказания услуг. Поэтому типичными для предприятий сервиса резервами сокращения сроков исполнения заказов будут следующие: использование обменного фонда товаров; блочно-модульный метод ремонта бытовой техники и приборов; разделение труда при пошиве и ремонте изделий на операции и их механизация; внедрение ЭВМ на всех этапах оказания услуг с целью обеспечения выбора оптимальных режимов работы и сокращения сроков исполнения заказов; повышение квалификации кадров; применение высокопроизводительных технологий по ремонту и восстановлению деталей и узлов сложной бытовой техники; оснащение рабочих на выездном обслуживании современной портативной диагностической аппаратурой, приборами и инструментом для выполнения ремонта и восстановления отдельных деталей; совершенствование организации приема заказов и формирования ремонтных бригад на основе современных методов массового обслуживания и др.