Сущность диверсификации предприятий сервиса в условиях рынка

Диверсификацияпроизводства услуг подразумевает расширение их ассортимента, освоение принципиально новых видов услуг, как смежных с ними видов деятельности, так и зачастую технологически с ними не связанных.

Целью диверсификации является получение экономической выгоды и предотвращение банкротства предприятия сервиса.

Для эффективной организации производства в условиях постоянной диверсификации производства услуг в условиях конкуренции необходимо:

· - вложение средств капитального характера в организацию быстропереналаживаемого производства;

· - сочетание основных и сопутствующих услуг в одной контактной зоне;

· - комплексное обслуживание населения всеми платными услугами, независимо от ведомственной подчинённости;

· - обеспечение взаимозаменяемости работников;

· - организация других видов услуг и реализация сопутствующих товаров, если зона их доступности окажется ближе для населения, чем аналогичных услуг других предприятий.

Планирование доходов и расходов предприятия

Планирование доходов осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период. Расчет планового движения денежных средств в планируемом периоде имеет целью обеспечить контроль за денежными потоками предприятия в ходе осуществления им хозяйственной деятельности. Денежные потоки позволяют определять и планировать размеры избытка или недостатка денежных средств, определять на этой основе размеры привлечения в оборот кредитных ресурсов, а также сроки и суммы их погашения, выплаты процентов по кредитам.

Источниками доходов и поступлений средств предприятий являются

· прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;

· амортизационные отчисления;

· устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия);

· средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой);

· паевые членские взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;

· долгосрочные банковские кредиты;

· займы;

· пожертвования и благотворительные взносы;

· поступления от долевого участия в строительстве;

· финансовые ресурсы, мобилизуемые в процессе строительства (плановые накопления по работам, выполняемым хозяйственным способом), а также мероприятия по снижению себестоимости этих работ, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.

Расходы и отчисления предприятия в плановом году составляют раздел 2 финансового плана.

В расходной части финансового плана предусматриваются следующие статьи расходов:

· отчисления в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, на благотворительные цели;

· свободная прибыль, находящаяся в распоряжении предприятия;

· свободная амортизация, имеющаяся в распоряжении предприятия;

· прочие расходы;

· итого расходов и отчислений;

· превышение доходов над расходами или расходов над доходами.

Таким образом, в данном разделе финансового плана отражаются только те расходы предприятия, которые связаны с расширением и развитием производства, удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей трудового коллектива, прочие расходы, финансируемы за счет прибыли и других финансовых ресурсов предприятия.

Конкретные направления и пропорции использования финансовых ресурсов предприятие определяет самостоятельно. Это является результатом стратегического планирования. Законодательство регламентирует только ту часть прибыли, которая должна направляться в государственный бюджет в виде налогов и платежей. Для эффективного функционирования на принципах коммерческого расчета, проведения сбалансированной стратегии и тактики в условиях рыночной экономики предприятие должно иметь три фонда: накопления, потребления, резервный (страховой).

Фонд накопления предназначен для:

· финансирования капитальных вложений; прироста собственных оборотных средств; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

· уплаты процентов по долгосрочным кредитам.

Фонд потребления предусматривает покрытие следующих расходов:

· вознаграждение трудового коллектива по итогам работы за год;

· оказание единовременной помощи членам трудового коллектива;

· премирование работников за выполнение особо важных производственных заданий;

· культурно-бытовое обслуживание работников предприятия;

· строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских и спортивно-культурных учреждений;

· дотации на питание членам трудового коллектива и др.

Соотношение между этими фондами предприятие устанавливает самостоятельно. Однако хозяйственная практика показывает, что наиболее оптимальным соотношением между ними будет следующим: фонд накопления-60%, потребления-40%.

Резервный фонд предназначен для компенсации недополучения доходов от предпринимательской деятельности вследствие наступления факторов риска. Эти средства могут быть направлены на корректировку параметров проекта в случае, если его реализация в силу различных причин идет не по намеченному плану

44. Планирование денежной наличности (теория по части бизнес-плана)

Планирование - это деятельность, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей способов и средств его достижения. С точки зрения предприятия, на микроэкономическом уровне, планирование – это способ осуществления действия, основанный на сознательных, волевых решениях субъектов микроэкономики, механизм, который заменяет цены и рынок. Как правило, эти аспекты планирования взаимосвязаны.Необходимо отметить, что по-настоящему планирование может быть рациональным только тогда, когда отношения фирмы с контрагентами на рынке носят не случайный и разовый характер, а приобретают устойчивый и долговременный характер.Планирование деятельности предприятия позволяет:· осуществить четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению· поставленных целей;· побудить руководителей конкретнее определить свои цели и пути их· достижения;· определить показатели деятельности фирмы, необходимые для· последующего контроля;· подготовить предприятие к внезапным изменениям рыночной конъюнктуры;· четко формализовать обязанности и ответственность всех менеджеров· фирмы.Основным инструментом планирования фирмы является бизнес – план финансово-хозяйственной деятельности. Бизнес–план – это план осуществления бизнес – операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Цель разработки бизнес–плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.В финансовый план входит прогноз денежной наличности. Такой прогноз составляется также на три года, с месячной разбивкой данных по первому году. Разные счета оплачиваются в разные сроки, поэтому определение потребностей в денежной наличности является важным моментом, особенно для первого года. Доходы могут сильно различаться из месяца в месяц, да и деньги, вырученные от продаж, поступают на банковский счет предприятия не мгновенно, а с некоторым шагом, поэтому, даже если продукция расходится хорошо, может возникнуть необходимость в краткосрочных займах для покрытия посторонних затрат. Например, для выплаты заработной платы или за коммунальные услуги.Одна из главных проблем, стоящих перед любым предприятием – это правильное планирование денежной наличности. Сплошь и рядом вполне рентабельные предприятия терпят банкротство только из-за того, что в нужный момент у них не хватило денег. Следовательно, если предприниматель судит о своем успехе по прибыли, он рискует сильно ошибиться, особенно если при этом прирост наличности отрицателен.Прогноз денежной наличности строится на основании плана денежных поступлений и выплат. План денежных поступлений и выплат составляется на основе плана доходов и расходов с поправкой на ожидаемые лаги. Если для какого-то месяца окажется, что выплаты превышают поступления, предприниматель должен заранее позаботиться, и взять на этот период деньги в долг. Если в другом месяце денежные поступления превысят выплаты, то лишние деньги можно отдать в краткосрочную ссуду или положить на банковский счет до того времени, когда выплаты вновь будут превышать поступления.Самый сложный момент в прогнозировании денежной наличности – это определение размеров поступлений и выплат по месяцам. Для этого приходится строить предложения, чтобы денег заведомо хватало на оплату счетов в течение всего периода становления предприятия. На основе подобных предположений можно оценить размеры денежных поступлений и платежей по месяцам и прикинуть, когда и сколько денег потребуется брать в долг.План денежных поступлений и выплат, как и план доходов и расходов, строится на определенных предположениях, которые представлялись реалистичными на момент составления прогноза, но со временем могут и не подтвердиться. В этом случае в планы необходимо внести соответствующие коррективы. Все предложения и допущения должны быть четко сформулированы в тексте делового плана, чтобы потенциальный инвестор смог понять, как была получена та или иная цифра.

45. Стратегический и долгосрочный планы предприятия

Планирование - это разработка и корректировка плана, включающее предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.

В плане указываются:

· цель деятельности хозяйственного объекта и его структурных подразделений на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей с указанием конкретных видов выпуска продукции и характера работы,

· средства достижения цели

· методы и сроки увязки средств и целей

· этапы и сроки выполнения работ,

· исполнители плана по срокам и видам работ

· методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

Так как характер деятельности подразделений весьма различен, то и планы должны различаться, поэтому планы группируются по различным критериям. Стратегические и долгосрочные планы имеют существенные различия. Они относятся к разным типам планирования в зависимости от признака.

Так, по горизонту планирования, т.е. сроку действия, который охватывает план, он может быть долгосрочным, среднесрочными краткосрочным (текущим), а по содержанию плановых решений, по типам целей план м.б. стратегическим, тактическим и оперативным.

Именно в СП определяются основные направления развития и создание потенциала для выживания предприятия в условиях динамики меняющейся внешней среды.

Существуют 4 базовые стратегии, определяемые на этом уровне:

· Дальнейшее продвижение на рынках уже существующего товара;

· Разработка новых видов продукции;

· Расширение рынков сбыта;

· Диверсификации производственно-сбытовой деятельности

1. 46. Роль и структура бизнес-плана

Бизнес– план – это сводный документ, обосновывающий с экономической точки зрения жизнеспособность задуманного проекта. Бизнес – план – это план действий по созданию и дальнейшему функционированию предприятия, подразделения, отдельного направления деятельности, инвестиционного проекта. Чем детальней проработан бизнес– план, тем меньше неожиданностей поджидает инвесторов в реальной обстановке.

Общий объем и структура бизнес-плана определяются руководством (администрацией) предприятия с учетом целей его составления, размера и сферы деятельности предприятия, особенностей региона, в котором функционирует предприятие, накопленного предприятием опыта в составлении и реализации бизнес-планов. Число разделов и подразделов бизнес-плана колеблется от 8-10 до 50 и более.

Основные разделы:

1. резюме или аннотация бизнес-плана

2. предприятие (компания) и его бизнес

3. оценка рынка сбыта продукции, работ и услуг

4. конкурентный анализ

5. стратегия маркетинга

6. план совершенствования изделий, работ и услуг

7. стратегия производства

8. прогнозирование объема реализации продукции, работ и услуг

9. стратегия финансирования

10. организационный план

11. оценка риска и страхование

47. График безубыточной работы, его сущность

Анализ безубыточности помогает определить тот минимально необходимый объем реализации услуг (или продукции), при котором предприятие покрывает свои расходы и работает безубыточно, не давая прибыли, но и не неся убытков.

Для предприятий, производящих один продукт, расчет уровня безубыточности (который называют “точкой безубыточности”) достаточно прост. Но для предприятий, выпускающих несколько продуктов (услуг), расчет оказывается довольно-таки сложным.

Сущность диверсификации предприятий сервиса в условиях рынка - student2.ru

Для определения объема реализации в минимально необходимом размере для безубыточной работы ОРб.у., можно использовать следующий расчет:

ОРб.у., = Пост.Р + Пер. Р,

где: Пост.Р - постоянные расходы в денежном выражении,

Пер.Р - переменные расходы в денежном выражении.

Постоянные расходы(или фиксированные) представляют собой затраты предприятий, не зависящие от уровня реализации продукции (услуг).

К ним относятся: расходы на заработную плату персонала, на аренду, отдельные виды налогов, амортизация и прочее.

Переменные расходы непосредственно зависят от объема реализуемой продукции. Они включают в себя затраты на производство, реализацию продукции, переменную часть затрат на рабочую силу и т.д.

Для расчета уровня безубыточности в единицах продукции (или услуг) необходимо разделить полученный результат в стоимостной оценке на цену единицы продукции (услуг). Таким образом, можно определить точку безубыточности в натуральном выражении.

В бизнес-плане полезно привести графики, показывающие, как изменение роста доходов от реализации и общих расходов предприятия зависит от объема реализации продукции. С помощью таких графиков можно наглядно показать точку безубыточности. Такие графики можно с успехом использовать для проверки реалистичности планов (например, при определении срока выхода на прибыльность или же при подсчете количества клиентов, которых необходимо обслужить для достижения запланированного объема реализации товаров).

Наши рекомендации