Порядок организации аналитической работы на предприятиях сервиса

Принципы организация аналитической работы на предприятии:

· научный характер, т.е. применение научно-обоснованных методик и передового опыта.

· эффективное распределение обязанностей между сотрудниками с целью обеспечения полноты анализа и исключения дублирования в работе.

· эффективность, предполагающая, что затраты на проведение аналитической работы должны быть наименьшими, а результаты проведенной работы должны превосходить затраты.

· унификация, т.е. создание системы типовых методик и таблиц, заполнение которых минимизирует труд исполнителей, обеспечит полноту и достоверность проводимого анализа.

При организации проведения анализа на предприятии выделяют следующие этапы:

формируют организационную структуру АХД:

¨ выделяют объекты анализа (какие показатели будут анализироваться) и субъекты (кто будет собирать и обрабатывать информацию);

¨ затем в зависимости от структуры управления на предприятии определяют подчиненность служб- участников проводимого анализа (как правило в этой работе участвуют главный экономист, планово-экономический отдел, отдел труда и зарплаты, бухгалтерия, финансовый отдел, службы главного механика, технолога, цеховые экономисты и т.п.);

¨ распределяют обязанности между конкретными исполнителями (обычно, планово-экономический отдел осуществляет составление плана аналитической работы и контролирует его выполнение, разрабатывает методики проводимого анализа, обобщает результаты анализа в отдельных подразделениях, формирует отчеты и разрабатывает предложения по итогам анализа;ОтиЗ анализирует уровень организации труда, обеспеченность трудовыми ресурсами, производительность труда, использование фонда рабочего времени и фонда оплаты труда; отдел главного механика – анализирует состояние и использование оборудования и т.д.)

¨ планируют проведение аналитических работ (например, при проведении комплексного анализа составляют план-график, определяют сроки и ответственных, формы контроля и т.п.)

¨ формируют информационное и методическое обеспечение (Прежде всего необходимо обеспечить наличие информации для проведения анализа.

Для этого определяют виды документов, которые могут быть использованы – планы, задания, технологические карты, сметы, нормативные материалы, данные бухгалтерского и оперативного учета, первичная документация, приказы, договора, техническая и технологическая документация и т.д.

Далее формируют структуру информационного обеспечения, учитывая, что она должна быть

§ оптимальной (минимальное количество документов, обеспечивающих полноты необходимой информации),

§ объективной (те, кто собирает информацию не должны быть заинтересованы в ее фальсификации),

§ единообразной (любой показатель должен измеряться или рассчитываться один раз и по установленной методике, иначе в нескольких документах могут оказаться разные его значения),

§ оперативной (данные должны поступать быстро, обеспечивая возможность принятия актуального решения),

§ рациональной (затраты на сбор, обработку, хранение информации должны быть минимальны)

¨ собирают и обрабатывают данные по разработанной методике в следующей последовательности: сбор данных, проверка доброкачественности (полноты, правильности расчетов, логический анализ достоверности путем сопоставления информации из различных источников), приводят в сопоставимый вид, проводят необходимый анализ, выявляют наиболее важные влияющие факторы, оценивают неиспользованные возможности и резервы, разрабатывают предложения по их использованию, оформляют результаты проведенной работы в виде документов и справок по заранее определенной структуре, учитывающей для кого этот документ готовиться.

¨ проводят контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа с целью обеспечить экономическую эффективность проведенной работы.

49 Виды анализа, их классификация и характеристика на предприятиях сервиса

Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, на основе расчленения целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

В науке и на практике применяются разные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический и др. Они отличаются объектами, целями и методикой исследования.

Экономический анализ в свою очередь возможно разделить с точки зрения целей проведения на политико-экономический, социально-экономический, анализ хозяйственной деятельности и т.п..

Социально-экономический анализ изучает связь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.

Экономико-статистический анализ применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления. Экономико-экологический анализ, исследует взаимодействие экономических и экологических процессов.

Анализ хозяйственной деятельности (АХД) классифицируется по разным признакам.

По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики, и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или другими словами теорией анализа хозяйственной деятельности.

По признаку времени АХД подразделяется на предварительный и последующий. Предварительный анализ проводится по осуществления хозяйственной операции. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий. Последующий (ретроспективный) анализ производится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана. В свою очередь, ретроспективный анализ, делится на оперативный анализ (проводится сразу после совершения хозяйственной операции, и итоговый анализ производится за отчетный период времени.

По периодичности: периодический, годовой, квартальный, месячный, декадный, сменный анализ и разовый.

По субъектам анализа различают: внутренний анализ – проводится непосредственно на предприятии, и внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической органами хозяйственного управления.

По содержанию и полноте изучаемых вопросов: полный анализ, локальный анализ, тематический анализ.

По пространственному признаку можно выделить внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений, и межхозяйственный анализ – сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий.

Хозяйственная деятельность состоит из отдельных подсистем, поэтому можно классифицировать по подсистемам управления:

технико-экономический анализ (его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов),

финансово-экономический анализ (основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия),

аудиторский или бухгалтерский анализ (проводится с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования),

маркетинговый анализ (применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия) и др.

По методике изучения объектов анализ может быть:

сравнительным (ограничиваются сравнением отчетных показателей), факторный (направлен на выявление величин влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей),

диагностический (способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения),

маржинальный анализ (это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе),

экономико-математический анализ (выбирается оптимальный вариант решения экономической задачи),

функционально-стоимостной анализ (ФСА представляет собой метод выявления резервов, он сориентирован на функциях, которые выполняет объект).

Наши рекомендации