Органы, осуществляющие контроль за состоянием охраны труда
Переход на рыночные отношения позволил предприятиям обрести экономическую самостоятельность. Большинство предприятий и организаций освободились от опеки вышестоящих организаций.
Однако, государство оставило за собой право осуществлять управление и государственный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Основным нормативно-правовым документом, регулирующим отношения между субъектами трудовых отношений «работодателем» и «наёмным работником» - является Трудовой Кодекс РФ.
Существуют три формы контроля за состоянием охраны труда в организации, это: государственный; ведомственный; общественный.
Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства по охране труда на предприятиях осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов.
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляется генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами субъектов Российской Федерации.
Государственный надзор за охраной труда осуществляют:
Государственная инспекция по охране труда при Министерстве труда и социального развития России;
Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпидемнадзор, Госатомнадзор, Госпожнадзор России.
Госгортехнадзор России (Федеральный горный и промышленный надзор России) контролирует соблюдение норм и правил безопасности ведения работ в промышленности (включая горный, газовый и химический надзор, а также надзор за устройством и эксплуатацией грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением).
Инспекция Госэнергонадзора России (Государственная инспекция по промышленной энергетике и энергетическому надзору РФ) контролирует соблюдение правил технической эксплуатации и техники безопасности при эксплуатации электроустановок и теплоэнергетических агрегатов промышленных предприятий и электростанций.
Санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации осуществляют санитарно-эпидемиологические станции Министерства здравоохранения РФ.
Госатомнадзор РФ осуществляет контроль за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности на предприятиях и в организациях, использующих ядерные материалы.
Госпожнадзор РФ осуществляет надзор и контроль за соблюдением пожарных норм и правил при строительстве зданий и сооружений, а также на предприятиях и в организациях.
Министерства, государственные комитеты и ведомства осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им предприятий, учреждений, организаций. Эту функцию выполняют соответствующие службы этих министерств, комитетов и ведомств.
Ведомственно-общественный контроль за состоянием условий и охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах осуществляет администрация совместно с комитетом профсоюза и комитетом (комиссией) по охране труда на предприятии. Это основная форма контроля администрации предприятия за состоянием условий и безопасностью труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, на строительных площадках, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда.
Ведомственно-общественный контроль проводится на рабочих местах: на участке, в смене (1-я ступень), в цехе (2-я ступень) и на предприятии (3-я ступень).
Общественный контроль за охраной труда на предприятии проводят профсоюзные органы совместно с уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.
Материалы всех видов контроля используют при проведении дней, недель, месячников охраны труда на предприятии, а также при заполнении карт условий труда на рабочих местах и определении комплексного показателя состояния охраны труда.
При проведении всех видов контроля устанавливают причины выявленных отклонений от норм и требований охраны труда и разрабатывают мероприятия по их устранению с последующим включением в соответствующие планы работы по охране труда. Общественный контроль состояния охраны труда является многоуровневым: осуществляется уполномоченными представителями общероссийских, отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов, первичных организаций предприятий и организаций.
Приказом от 29.05.2006 года № 413 Минздравсоцразвития РФ признал утратившим силу Постановления Митруда РФ от 12 октября 1994 года № 64 «О рекомендациях по формированию комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек» и, одновременно, утвердил «Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда. Работа комитета строится на принципах социального партнерства между работодателем и наёмными работниками, представленными уполномоченными членами профсоюзной организации или иного представительного органа, которое разработано в соответствии со статьей 218 ТК РФ.
Комитет является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.
Комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.
Комитет в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными правовыми актами организации.
Выдвижение в Комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного (ых) органа (ов) первичной (ых) профсоюзной (ых) организации (ий), если он (они) объединяет (ют) более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя - работодателем.
Состав Комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.
Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем Комитета, как правило, является работодатель или его ответственный представитель, одним из заместителей является представитель выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем - работник службы охраны труда.
Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы.
Члены Комитета должны проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по направлению работодателя на специализированные курсы не реже одного раза в три года.
Члены Комитета информируют не реже одного раза в год выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференцию) работников о проделанной ими в Комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание работников организации вправе отзывать из Комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим решением отзывать своих представителей из Комитета и назначать вместо них новых представителей.