Определение и сущность риск-менеджмента в сфере туризма.
Управление рисками или риск-менеджмент– деятельность руководителей фирмы, которая направлена на экономически эффективную защиту компании от нежелательных обстоятельств, наносящих материальный ущерб.
Риск-менеджмент состоит из двух подсистем:
· объект управления– рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами;
· субъект управления– группа руководителей, которая посредством различных вариантов своего воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.
Среди основных принциповуправления риском можно выделить следующие:
· нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
· необходимо думать о последствиях риска. Предприниматель, зная максимально возможную величину убытка, должен определить, какова вероятность риска. На основе этой информации необходимо принять решение о собственной ответственности за риск, передаче риска на ответственность другому лицу или об отказе от риска;
· нельзя рисковать многим ради малого.
Этапы процесса управления риском можно разделить на две группы:
1. Анализ риска включает сбор и обработку данных по аспектам риска, качественный и количественный анализ риска.
2. Методы по устранению и минимизации риска. Широко используются следующие методы: страхование, резервирование средств, диверсификация.
Страхование– это соглашение, по которому страховщик (страховая компания) за определенное вознаграждение принимает на себя обязательство возместить страхователю убытки, происшедшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей (страховой случай).
Страхование рисков туристских фирм включает финансовые риски (коммерческие, банкротство фирмы, изменение таможенного законодательства, валютного регулирования, паспортного контроля и т.д., возникновение обстоятельств форс-мажорного характера, политические риски и др.); ответственность по рискам туристов, их родственников, третьих лиц.
Резервирование средствсостоит в том, что предприниматель создает обособленные фонды возмещения убытков за счет собственных оборотных средств. По сути, резервирование средств представляет собой самострахование.
Диверсификация – процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Туристские компании страхуют риски, расширяя географию своего представительства, а также спектр предлагаемых услуг. Они выходят на внешние рынки стран, лидирующих по отправке или приему международных туристских потоков, открывают в них свои филиалы, создают транснациональные цепи. Для большей устойчивости они проникают в смежные секторы туризма.
Основные понятия, используемые в риск-менеджменте. Анализ рисков.
Этапы процесса управления риском можно разделить на две группы:
1. Анализ риска включает сбор и обработку данных по аспектам риска, качественный и количественный анализ риска.
2. Методы по устранению и минимизации риска. Широко используются следующие методы: страхование, резервирование средств, диверсификация.
Страхование– это соглашение, по которому страховщик (страховая компания) за определенное вознаграждение принимает на себя обязательство возместить страхователю убытки, происшедшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей (страховой случай).
Страхование рисков туристских фирм включает финансовые риски (коммерческие, банкротство фирмы, изменение таможенного законодательства, валютного регулирования, паспортного контроля и т.д., возникновение обстоятельств форс-мажорного характера, политические риски и др.); ответственность по рискам туристов, их родственников, третьих лиц.
Резервирование средствсостоит в том, что предприниматель создает обособленные фонды возмещения убытков за счет собственных оборотных средств. По сути, резервирование средств представляет собой самострахование.
Диверсификация – процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Туристские компании страхуют риски, расширяя географию своего представительства, а также спектр предлагаемых услуг. Они выходят на внешние рынки стран, лидирующих по отправке или приему международных туристских потоков, открывают в них свои филиалы, создают транснациональные цепи. Для большей устойчивости они проникают в смежные секторы туризма.