Организация как функция управления. Основные принципы выполнения организационной функции.
Организационная функция обеспечивает упорядочение технической, экономической, социальной, правовой деятельности тур.предприятия.
Организация выступает как процесс, по средствам которого создается и сохраняется структура предприятия.
Организация выступает как процесс, по средствам которого создается и сохраняется структура предприятия.
Организация как функция менеджмента представляет собой процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей и реализации намеченных планов.
Осуществление организационной функции включает:
· формирование организационной структуры управления;
· распределение полномочий различных уровней и звеньев управления;
· обеспечение работы необходимыми ресурсами;
· достижение согласованности и непрерывности путем установления рациональных взаимосвязей;
· координацию деятельности исполнителей на основе коммуникаций;
· установление ответственности за результаты работы.
Функция управления –это комплекс необходимых, повторяющихся управленческих работ, объединенных единством содержания и целевой направленности.
Функции управления характеризуют определенную сферу управленческой деятельности осуществляемую на всех уровнях управления предприятиями.
Различают общие и специальные функции управления.
Общие - отражают типовую структуру процесса управления; они включают комплексы управленческих работ ,выполняемых при управлении любым объектом .К ним относятся : прогнозирование ,планирование,регулирование, контроль, учет.
Специальные – включают комплексы управленческих воздействий на отдельные стороны деятельности предприятия ,которые выступают специфическими объектами управления , например: управление снабжением , транспортным хозяйством , качеством продукции и другое.
Сложная совокупность управленческих действий на любом уровне и в любой системе - может быть сведена к ограниченному перечню, то есть все исследователи полностью разделяют такое мнение о составе управленческого цикла :
Принятие управленческого решения;
Реализация решения;
Контроль.
8.Сущность функций управления "регулирование" и "координация".
Она обеспечивает согласованность действий, всех звений систем управления. С помощью этой функции решается задачи связанные с разделением труда и обеспечиваются сохранение, поддержка и совершенствование устанавливаемых механизмов.
Координация - это функция управления, которая, во-первых, обеспечивает целостность и устойчивость организации, во-вторых, сохраняет бесперебойность и непрерывность процесса управления, в-третьих, представляет собой, процесс распределения деятельности во времени, обеспечивая взаимодействие различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач.
Координация — это общий процесс достижения единства усилий всех подсистем (подразделений) организации для реализации ее задачи целей
Особенность функции координации заключается в том, что она присутствует практически на всех этапах управленческого цикла при всех действиях, связанных с согласованием усилий, установлением приоритетов, иерархии, распределением всех видов ресурсов и средств на этапе:
— определения целей — при выборе первостепенных целей и ранжированию целей по значимости;
— планирования — при установлении последовательности действий и обеспеченности ресурсами;
— организации — при распределении ресурсов, расстановке персонала, установлении заданий;
— контроля и регулирования — выборе наиболее значимых отклонений и определении очередности корректирующих действий.
Из этих соображений координация отнесена к общим функциям, не включенным в управленческий цикл.
9.Характеристика функций "мотивация" и "контроль". Виды контроля.
Рассматривается как совокупность факторов и активной трудовой деятельности.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
В самом общем виде процесс мотивации сводится к следующему: человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивами и возможностями, настраивает себя на определенное поведение и осуществляет (или не осуществляет) действия, приводящие к достижению целей организации. В теории мотивации потребность обычно рассматривается как нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.
Мотив – внутренняя побудительная причина поступков и действий человека. Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя.
Современные теории мотивации можно представить двумя группами:
1. содержательные теории мотивации, основывающиеся на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе (теории иерархии потребностей Маслоу, приобретенных потребностей МакКлелланда, двухфакторная теория Герцберга);
2. процессуальные теории мотивации, основывающиеся на анализе того, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения (теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера).
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Контроль - это непрерывный процесс совпадающий в своем развитии с производственным циклом.
Контроль очень важен для успешного функционирования организации.
Без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно.
Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше сем они станут слишком серьезными.
Контроль используется для стимулирования успешной деятельности.
Контроль необходим для борьбы с неопределенной ситуацией как внутренней так и внешней. Неопределенность: изменение законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции и др.
Контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций. Функция контроля - это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Любая организация обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.
Контроль поддерживает все то, что является успешным в деятельности организации.
Широта контроля. Контроль должен быть всеобъемлющим.
Виды контроля:
· Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Предварительный контроль используется в трех областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
· Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Объектом является подчиненные сотрудники.
· Заключительный контроль основывается на обратной связи. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, то есть руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы