Расчет чистых активов для оценки использования собственного капитала
Чистые активы – это уточненный реальный собственный капитал предприятия. Данный показатель необходим для расчета финансовой рентабельности и оценки использования собственного капитала.
В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 21.01.2003 № 10н и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 3-6/пз «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» под стоимостью чистых активов понимается величина, определяемая вычитанием из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы пассивов, принимаемых к расчету.
В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:
· внеоборотные активы (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы);
· оборотные активы (запасы, НДС по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы), за исключением задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.
В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются:
· долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства;
· краткосрочные обязательства по займам и кредитам;
· кредиторская задолженность;
· задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
· резервы предстоящих расходов;
· прочие краткосрочные обязательства.
Расчет составляется по данным бухгалтерской отчетности (ф.№1) и дополнительным данным бухгалтерского учета.
Моделирование показателей рентабельности активов
Двухфакторные модели рентабельности
Как уже указывалось выше, показатели рентабельности активов зависят от двух основных факторов:
· прибыли (бухгалтерской или чистой) (П);
· авансированного капитала (активов) (К).
.
Если числитель и знаменатель умножить на выручку от продаж (N), то получим мультипликативную зависимость с новым набором факторов:
· рентабельность продаж ( );
· коэффициент оборачиваемости активов (OК).
.
Отношением прибыли к выручке получаем рентабельность продаж:
.
Отношением выручки к средней стоимости активов за анализируемый период получаем коэффициент оборачиваемости активов:
.
Моделирование показателей рентабельности активов и рентабельности собственного капитала является базой для проведения многофакторного анализа. Каждая модель раскрывает факторы и пути повышения рентабельности активов и собственного капитала. Расчет количественного влияния факторов на изменение рентабельности проводится одним из методов детерминированного факторного анализа – методом цепных подстановок.
Финансовое состояние коммерческой организации