Государственная поддержка благотворительной и спонсорской деятельности
Государственную поддержку благотворительности и спонсорства можно подразделить на материальную и моральную. Спонсорский взнос разрешено включать в себестоимость продукции (работ, услуг) спонсора, если спонсорская помощь оказывается на условиях предоставления рекламы. При этом устанавливаются жесткие предельные размеры расходов на рекламу, принимаемые при налогообложении прибыли (до 1% от полученной выручки).
Материальное стимулирование благотворителей - юридических лиц отменено с 2002 года. Физические лица при направлении благотворительных взносов организациям культуры, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, имеют право на налоговый вычет размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
Моральное стимулирование - присуждение почетных званий, государственных наград и т.п. Почетный диплом Президента РФ за активную благотворительную и спонсорскую деятельность в области культуры и искусства (с 1998г.)
Поддержка благотворительности и спонсорства в культуре должна стать приоритетным направление государственной культурной политики, что предполагает предоставление адекватных налоговых льгот и соответствующее общественное признание деятельности благотворителей и спонсоров.
Меценатство
К.С. Станиславский говорил: «Для того, чтобы процветало искусство, нужны не только художники, но и меценаты». Меценатство- от имени римского вельможи Мецената, умершего в 8 г. до нашей эры, в Древнем Риме приближенный императора Августа, выполнявший его дипломатические, политические, частные поручения, прославившийся широким покровительством поэтам и художникам.
Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с понятием "благотворительность". Меценатство, более узкое понятие, это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительной деятельностью. Меценатство – организация и поддержка общественно значимых мероприятий в просветительских целях (преимущественно в сфере культуры и искусства).
В современном понимании меценат - богатый покровитель наук и искусств; человек, который покровительствует какому-либо делу - характерная для эпох господства дворянства и буржуазии материальная поддержка деятелей литературы и искусства (подарки, пенсии, премии, синекуры и т. п.), осуществляемая в порядке личной инициативы отдельными представителями господствующего класса и имеющая своей конечной целью максимальное подчинение деятельности поэта или художника своим интересам, а через это интересам своего класса. В наиболее примитивной форме меценатство возникает на почве материальной необеспеченности писателей в те эпохи, когда отсутствует широкий книжный рынок.
История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей.
В начале ХХ века, Россия - быстро развивающаяся и экономически успешная страна. Благотворительность развита как никогда, хотя никаких материальных льгот не приносит. Помощь ближнему - вопрос личной совести, а также престижа.
В XIX веке меценатами были в основном дворяне. К началу ХХ столетия инициативу перехватывают купцы и промышленники. Активное участие в благотворительности принимают и бывшие крепостные крестьяне, вернее, их образованные дети и внуки.
Меценатство прошло долгий путь становления и развития, и стала основой для формирования такой профессиональной деятельности как "социальная работа". Она начинает складываться в начале 90-х годов из-за экономического кризиса и роста социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака и так далее.
Изучение основ меценатства в настоящее время играет важную роль, так как сегодня происходит возрождение не только государственной благотворительной помощи, но и частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц, что способствует более эффективной помощи в развитии культуры и просвещения в нашей стране.
Патронаж.
Патронаж — покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей с определенными правами и обязательствами. Примером может служить широко практикуемое в зарубежном музейном деле «членство» (membership).
Речь идет об участии в попечительских и других советах с предоставлением различных льгот и прерогатив таким патронам, в зависимости от уровня и масштаба оказываемой ими поддержки. Членство обеспечивает зарубежным музеям зачастую основные поступления, позволяя делать вход в музей практически бесплатным. Фактически, membership — не что иное как соучредительство. Оно и оформляется соответствующими организационными документами (уставами и положениями о попечительских и прочих советах). По ряду вполне понятных причин membership в современной России не имеет широкого распространения.
Однако первые движения уже делаются, правда, в основном, как попытки объединения бюджетных средств.
Так, в Красноярске начата работа по переучредительству краевых учреждений культуры, находящихся в краевом центре и работающих, таким образом, в основном с жителями города. Предполагается, что введение в состав их учредителей городских властей позволит привлечь средства не только краевого, но и городского бюджетов. Аналогичные попытки предпринимают некоторые учреждения культуры федерального подчинения в Санкт-Петербурге, пытающиеся инициировать свое переучреждение и ввести в состав учредителей городские власти.
По другому пути пошли в Военно-историческом музее Санкт-Петербурга. Там был создан «Клуб друзей» с несколькими уровнями членства:
• Индивидуальное членство. В случае взноса в 50 долларов США — вручение персональной карты, пригласительного билета на два лица на открытие выставок. В случае взноса 100 долларов США — к этим прерогативам добавляется участие за дополнительную плату в специальных мероприятиях клуба, включая эксклюзивные экскурсии (в том числе — в вечернее и ночное время), потешные бои, использование помещений музея для корпоративных акций и т. п.
• Привилегированные члены клуба (взнос 200 долларов США) сверх указанных возможностей получают право участвовать в событиях жизни музея, приобретать его печатную и сувенирную продукцию со скидкой 10%.
• Учредители клуба (500 долларов США) кроме этого получают персональную серебряную карту, скидку в 20% на продукцию и билеты музея. Взнос в 1000 долларов США дает право на получение специального диплома и «золотой карты», режим наибольшего благоприятствования во всех видах сотрудничества, скидку 25% и приглашение на 2 лица на ежегодный Бал-Ассамблею VIP, проводимый музеем.
• Коллективные члены. Взнос в 1000 долларов США дает право на получение диплома, бесплатного пользования помещением музея 1 раз в год, организацию культурной программы на льготных условиях и приглашение руководителей организации на упоминавшийся VIP- бал. Взнос 5000 долларов США дает право, помимо прочего, еще на 5 именных карточек.
Более распространена в современной России другая форма патронажа — foundation — создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры. Такие фонды созданы, например, при Большом драматическом театре им. Г. Товстоногова, Санкт-Петербургской театральной академии. В правление таких фондов входят видные представители крупных коммерческих организаций, банков, торговых фирм. Их участие в фонде дает им определенные преимущества: не только возможности формирования привлекательного имиджа, но и использования помещений, привлечения артистов для проведения корпоративных мероприятий. Такие отношения оформляются также организационными документами — уставом фонда, учредительскими договорами. Само же учреждение культуры получает дополнительные возможности финансового маневра.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Как государство поддерживает благотворителей и спонсоров?
2. Самостоятельно подготовить сообщение об основных аспектах понимания благотворительности.
3. Спонсорство, патронаж и благотворительность. Мотивы и формы сотрудничества, проблемы развития.
Литература:
1. Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. – 288с., ил.
2. Щекова Е.Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях: учебное пособие. – Спб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. – 416 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).