Отличительные черты некоммерческих организаций

Некоммерческие организации – организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Достоинство некоммерческой организации: относительная стабильность , поддержка государственных и муниципальных учреждений культуры органами власти.

Недостатки некоммерческой организации: ограничение хозяйственной самостоятельности, более низкий уровень оплаты труда работников.

Некоммерческие организации:

- обладают правами юридического лица;

- не преследуют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли;

- не распределяют возможную прибыль между участниками, направляя её на обеспечение основной деятельности.

Под основной понимают деятельность некоммерческой организации, соответствующую целям, ради осуществления которых эта организация создана, и предусмотренную ее учредительными документами.

Ограничено право НКО на ведение предпринимательской деятельности: некоммерческие организации могут предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Предпринимательской считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Необходимость общественного контроля деятельности НКО. За рубежом подобный контроль осуществляется путем создания Попечительских советов.

Попечительский совет – орган управления, осуществляющий надзор за деятельностью некоммерческой организации принятием другими органами управления решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства.

Особенности образовательного учреждения, как некоммерческой организации

Для понимания сущности образовательного учреждения как некоммерческой организации необходимо определение его статуса, включающего определение как самого понятия «об­разовательное учреждение», так и тех отношений, которые это учреждение реализует. Под статусом понимается место обра­зовательного учреждения среди организаций других типов, его отличия от них и характерные черты. К основным характерным чертам образовательного учреж­дения, уже закрепленным в действующем законодательстве, мо­гут быть отнесены следующие:

• некоммерческий тип организации, осуществляющей об­разовательную деятельность;

• наличие в оперативном управлении образовательного уч­реждения имущества, переданного учредителем для осуществ­ления образовательного процесса (и иной деятель­ности, в т.ч. приносящей доходы);

• право на доходы от собственной деятель­ности, на продукты интеллектуального и творческого труда или само­стоятельное распоряжение этими доходами;

• право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществле­нием образовательного процесса и использовать для этого пере­данное имущество;

• определенные государственные гарантии, связанные с приоритетностью сферы образования, в том числе налоговые льготы.

Законом «Об образовании», образовательным учреждениям разрешена практически любая предпринимательская, т.е. коммерческая деятельность, что на практике и осуществляется. В результате остается совершенно неясным, каким же образом можно определить размеры коммерческой деятельности, удовлетворяющие указанным условиям. Вместе с тем возникает вопрос, до каких пор некоммерческая организация, осуществляющая коммерческую деятельность в качестве одного из видов своей деятельности, остается некоммерческой? Второй стороной данного вопроса является определение той количественной грани, переходя через которую некоммерческая организация превращается в коммерческую и наоборот.

По определению учреждение — это некоммерческая орга­низация. Однако термин «некоммерческая» относится к организации, не ставящей своей целью извлечение прибыли осуществления своей деятельности. Само по себе отсутствие такой цели вовсе не оз­начает, что прибыль некоммерческой организацией не может быть получена. Кроме того, коммерческие организации, имея в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли, мо­гут ее не получать вовсе, будучи, например, убыточными.

Очевидно, что термин «учреждение» обычно применяется к организациям, осуществляющим функции непроизводственно­го характера: управленческие, культурные, образовательные, на­учные и т.д. Однако этим характеристика учреждения также не исчерпывается, поскольку эти же функции могут осуществлять­ся (и осуществляются) организациями других типов, например предприятиями, реализующими функции управления, научных исследований и др. Но на предприятии реализация функций уп­равления, например, является одним из видов деятельности, обес­печивающим достижение основной цели. При этом предприя­тие, в принципе, может функционировать и без осуществления этих функций, передав по договору их исполнение другим ор­ганизациям. Созданная же специально для осуществления по­добных функций организация должна выполнять их сама в ка­честве своей основной деятельности, в том числе и с целью извлечения прибыли.

Важной характеристикой, является то обсто­ятельство, что учреждение финансируется собственником (уч­редителем). По определению финансирование — это обеспече­ние необходимыми финансовыми ресурсами затрат на реализа­цию некоторой потребности. Основным принципом финанси­рования является принцип безвозвратности, означающий, что предоставляемые учреждениям ресурсы непосредственно ими не возмещаются. Следует подчеркнуть, что при этом собствен­ник (учредитель) не оплачивает произведенные для него това­ры или услуги, а именно финансирует некоторую деятельность, т.е. компенсирует полностью или частично расходы, понесен­ные в процессе осуществления этой деятельности, имеющей зна­чение для учредителя. В частности, учебное заведение осуще­ствляет образовательный процесс, а учредитель обеспечивает его средствами на выплату заработной платы сотрудникам и содержание (развитие) материально-технической базы. Для государственных образовательных учреждений собственником является государство, осуществляя бюджетное финансирование их деятельности.

Говорить о финансировании какой-либо деятельности мож­но в случаях, когда результат этой деятельности не выступает в форме товара, не может быть реализован и, следовательно, не может возместить расходы по его достижению. Именно этот случай и имеет место применительно к образовательной деятельности как к реализации общественной потребности (не личной). Или когда реализация результата деятельности не возмещает издержек по его достижению, т.е. имеет место погашение убытков. Следовательно, говорить о необходимости существования такой формы организации, как учреждение, можно лишь при условии наличия необходимости осуществления ею деятель­ности, результат которой не выступает в товарной форме и не возмещает издержек по его достижению.

В результате можно сделать вывод о том, что деление орга­низаций на коммерческие и некоммерческие является в значи­тельной степени условным и вызвано сложившимся отношени­ем в обществе к тем или иным видам деятельности.

Тем не менее, многие ученые и специалисты в области экономики образования считают, что образовательная деятельность должна осуществляться именно в учреждениях, а никак не в иных формах организаций, тем более не в коммерческих. Это связано в значительной сте­пени с интуитивным пониманием необходимости сохранения доступности бесплатного образования, достигаемой в условиях сохранения некоммерческого характера образовательной дея­тельности.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Раскройте понятие «образовательная система»

2. Перечислите особенности некоммерческой организации на примере образовательного учреждения.

3. Опишите функции образовательного учреждения.

Литература:

1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 1998.

2. Экономика и организация управления вузом / Под ред. д-ра эконом. наук Глухова В.В. – СПб.: издательство «Лань», 1999.

3. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. 2-е изд., уточн. и доп. – М.: ГИТИС, 2006, 231с.

Наши рекомендации