Отличительные черты некоммерческих организаций
Некоммерческие организации – организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Достоинство некоммерческой организации: относительная стабильность , поддержка государственных и муниципальных учреждений культуры органами власти.
Недостатки некоммерческой организации: ограничение хозяйственной самостоятельности, более низкий уровень оплаты труда работников.
Некоммерческие организации:
- обладают правами юридического лица;
- не преследуют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли;
- не распределяют возможную прибыль между участниками, направляя её на обеспечение основной деятельности.
Под основной понимают деятельность некоммерческой организации, соответствующую целям, ради осуществления которых эта организация создана, и предусмотренную ее учредительными документами.
Ограничено право НКО на ведение предпринимательской деятельности: некоммерческие организации могут предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.
Предпринимательской считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Необходимость общественного контроля деятельности НКО. За рубежом подобный контроль осуществляется путем создания Попечительских советов.
Попечительский совет – орган управления, осуществляющий надзор за деятельностью некоммерческой организации принятием другими органами управления решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства.
Особенности образовательного учреждения, как некоммерческой организации
Для понимания сущности образовательного учреждения как некоммерческой организации необходимо определение его статуса, включающего определение как самого понятия «образовательное учреждение», так и тех отношений, которые это учреждение реализует. Под статусом понимается место образовательного учреждения среди организаций других типов, его отличия от них и характерные черты. К основным характерным чертам образовательного учреждения, уже закрепленным в действующем законодательстве, могут быть отнесены следующие:
• некоммерческий тип организации, осуществляющей образовательную деятельность;
• наличие в оперативном управлении образовательного учреждения имущества, переданного учредителем для осуществления образовательного процесса (и иной деятельности, в т.ч. приносящей доходы);
• право на доходы от собственной деятельности, на продукты интеллектуального и творческого труда или самостоятельное распоряжение этими доходами;
• право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществлением образовательного процесса и использовать для этого переданное имущество;
• определенные государственные гарантии, связанные с приоритетностью сферы образования, в том числе налоговые льготы.
Законом «Об образовании», образовательным учреждениям разрешена практически любая предпринимательская, т.е. коммерческая деятельность, что на практике и осуществляется. В результате остается совершенно неясным, каким же образом можно определить размеры коммерческой деятельности, удовлетворяющие указанным условиям. Вместе с тем возникает вопрос, до каких пор некоммерческая организация, осуществляющая коммерческую деятельность в качестве одного из видов своей деятельности, остается некоммерческой? Второй стороной данного вопроса является определение той количественной грани, переходя через которую некоммерческая организация превращается в коммерческую и наоборот.
По определению учреждение — это некоммерческая организация. Однако термин «некоммерческая» относится к организации, не ставящей своей целью извлечение прибыли осуществления своей деятельности. Само по себе отсутствие такой цели вовсе не означает, что прибыль некоммерческой организацией не может быть получена. Кроме того, коммерческие организации, имея в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли, могут ее не получать вовсе, будучи, например, убыточными.
Очевидно, что термин «учреждение» обычно применяется к организациям, осуществляющим функции непроизводственного характера: управленческие, культурные, образовательные, научные и т.д. Однако этим характеристика учреждения также не исчерпывается, поскольку эти же функции могут осуществляться (и осуществляются) организациями других типов, например предприятиями, реализующими функции управления, научных исследований и др. Но на предприятии реализация функций управления, например, является одним из видов деятельности, обеспечивающим достижение основной цели. При этом предприятие, в принципе, может функционировать и без осуществления этих функций, передав по договору их исполнение другим организациям. Созданная же специально для осуществления подобных функций организация должна выполнять их сама в качестве своей основной деятельности, в том числе и с целью извлечения прибыли.
Важной характеристикой, является то обстоятельство, что учреждение финансируется собственником (учредителем). По определению финансирование — это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на реализацию некоторой потребности. Основным принципом финансирования является принцип безвозвратности, означающий, что предоставляемые учреждениям ресурсы непосредственно ими не возмещаются. Следует подчеркнуть, что при этом собственник (учредитель) не оплачивает произведенные для него товары или услуги, а именно финансирует некоторую деятельность, т.е. компенсирует полностью или частично расходы, понесенные в процессе осуществления этой деятельности, имеющей значение для учредителя. В частности, учебное заведение осуществляет образовательный процесс, а учредитель обеспечивает его средствами на выплату заработной платы сотрудникам и содержание (развитие) материально-технической базы. Для государственных образовательных учреждений собственником является государство, осуществляя бюджетное финансирование их деятельности.
Говорить о финансировании какой-либо деятельности можно в случаях, когда результат этой деятельности не выступает в форме товара, не может быть реализован и, следовательно, не может возместить расходы по его достижению. Именно этот случай и имеет место применительно к образовательной деятельности как к реализации общественной потребности (не личной). Или когда реализация результата деятельности не возмещает издержек по его достижению, т.е. имеет место погашение убытков. Следовательно, говорить о необходимости существования такой формы организации, как учреждение, можно лишь при условии наличия необходимости осуществления ею деятельности, результат которой не выступает в товарной форме и не возмещает издержек по его достижению.
В результате можно сделать вывод о том, что деление организаций на коммерческие и некоммерческие является в значительной степени условным и вызвано сложившимся отношением в обществе к тем или иным видам деятельности.
Тем не менее, многие ученые и специалисты в области экономики образования считают, что образовательная деятельность должна осуществляться именно в учреждениях, а никак не в иных формах организаций, тем более не в коммерческих. Это связано в значительной степени с интуитивным пониманием необходимости сохранения доступности бесплатного образования, достигаемой в условиях сохранения некоммерческого характера образовательной деятельности.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Раскройте понятие «образовательная система»
2. Перечислите особенности некоммерческой организации на примере образовательного учреждения.
3. Опишите функции образовательного учреждения.
Литература:
1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 1998.
2. Экономика и организация управления вузом / Под ред. д-ра эконом. наук Глухова В.В. – СПб.: издательство «Лань», 1999.
3. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. 2-е изд., уточн. и доп. – М.: ГИТИС, 2006, 231с.