Вопрос 47 Цена, виды цен и ценообразующие факторы, методы установления цен
Под ценой понимается количество денег, запрашиваемое за продукцию или услугу, или сумма благ, ценностей, которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенной продукции или услуги.
Основные функции цены следующие: измерительная и соизмерительная; регулирующая; стимулирующая, анализа, планирования и прогнозирования; учетная; социальная; функции мировых цен;
Цена активно влияет на объем реализации, на показатель рыночной доли, на такие конечные финансовые показатели, как окупаемость инвестиций и др. Структуру цены можно представить следующим образом: С – себестоимость производства и реализации продукции; НДС – налог на добавленную стоимость; А – акцизный налог на подакцизные товары; П – нормативная прибыль; Тнац. – торговая наценка
Существуют следующие виды цен: оптовые и розничные, закупочные цены - это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций и населения.
Жёсткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами.
Регулируемые цены
Договорные цены - это цены, величина которых определена соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями.
Применительно к объектам строительной индустрии на этапе их проектирования определяется цена строительства объекта. Такую цену принято называть сметной стоимостью. В более широком плане виды цен, определяемые посредством расчетов, бывают расчетными, а цены, ожидаемые в будущем, - ожидаемыми.
Часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяют следующие виды цен:• биржевые цены; • аукционные цены; • комиссионные цены.
Мировые цены складываются под влиянием экономических, природно-климатических, политических и других факторов. Применяются также демпинговыецены. Это искусственно заниженные цены.
Исходя из общей ценовой стратегии, предприятие выбирает метод ценообразования. Основные группы методов ценообразования 1. Затратные методы предполагают расчет цены продажи на товары путем прибавления к издержкам их производства некой определенной величины. 2. Определение цены продажи с ориентацией на спрос 3. Определение цены с ориентацией на конкуренцию 4. Маркетинговые методы ценообразования предполагают, 5. Методы ценообразования на новую продукцию с учетом жизненного цикла товара:
Уровень цен в рыночной экономике определяется действием ценообразующих факторов. Вот важнейшие из них: издержки производства; конкуренция; ценовая эластичность; потребители; количество каналов товародвижения; государство.
Вопрос 48 Экономическая эффективность специализации и кооперирования в промышленности и методика ее определения
Экономическая эффективность специализации и кооперирования - результат организационно-плановых мероприятий и повышения технического уровня производства. Эффективность проявляется в снижении себестоимости вследствие роста производительности труда и уменьшения условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. Основная доля экономического эффекта от специализации приходится на повышение технического уровня производства и качества продукции. Оба эти направления увеличения эффективности производства действуют одновременно.
Экономическая эффективность специализации промышленного производства определяется рядом факторов:
(1) специализация создаст условия для расчленения процесса производства продукции на более мелкие операции, каждая из которых закрепляется за рабочими местами, расположенными по ходу технологического процесса;
(2) детализируя и расчленяя производственные процессы, специализация создаст предпосылки и благоприятные условия для внедрения комплексной механизации и автоматизации производства;
(3) специализация обеспечивает более полное использование действующего оборудования. Любая высокопроизводительная машина может быть использована на полную мощность только при постоянном выпуске конструктивно и технологически однородной продукции на основе се унификации, типизации и стандартизации;
(4) на специализированных предприятиях технический уровень производства значительно выше, чем на универсальных;
(5) на специализированных предприятиях ремонтные, инструментальные службы меньше, чем на универсальных.
Кооперирование производства - одна из форм организации производства, тесно связанная со специализацией. Кооперирование производства - это длительные, устойчивые связи между самостоятельными предприятиями для совместного изготовления одного продукта, годного к самостоятельному потреблению.
Кооперирование осуществляется в разных формах. В соответствии с формами специализации известны его формы: 1. Предметная. 2. Подетальная (поузловая). 3. Технологическая (постадийная).
В соответствии с территориальным расположением кооперирующихся предприятий различают: внутрирайонное и межрайонное.
По отношению к отраслевой принадлежности известны внутриотраслевая и межотраслевая формы кооперирования. В промышленности известны следующие показатели кооперирования производства.
1. Удельный вес кооперированных поставок в общей себестоимости или стоимости произведенной предприятием продукции.
где Ок - объем кооперированных поставок, руб. Оо - себестоимость или стоимость всей товарной продукции, руб.
Количество кооперирующихся между собой предприятий. Экономическая эффективность классических форм кооперирования складывается из экономической эффективности специализации. Гораздо дешевле, например, получать кооперированные поставки, комплектующие от самостоятельных предприятий, чем производить их в небольших количествах для собственного потребления каждому предприятию. Инструменты и метизы, например, при кооперированных поставках в несколько раз дешевле, чем их производство на каждом предприятии. Здесь проявляется, безусловно, эффект крупномасштабного специализированного производства, эффект концентрации и специализации производства.