Теории поведения потребителя и производителя (предприятия)
Теории поведения потребителя и производителя (предприятия)
У каждого потребителя свои вкусы, предпочтения, своя шкала ценностей. При этом каждый потребитель будет так использовать доход, чтобы получить максимальную степень удовлетворения. Анализ принципов поведения типичного, среднего потребителя позволил выделить ряд аксиом:
1. Аксиома независимости выбора. Потребитель свободен в своем выборе. На него не оказывают влияния внешние эффекты, к которым можно отнести принуждение со стороны государства.
2. Аксиома рациональности. Потребитель ведет себя рационально. Он знает, что ему нравится больше, а что меньше. А при имеющемся доходе выбирает такой набор товаров, который сможет принести наибольшую степень удовлетворения, то есть из всего множества наборов выбирает самый предпочтительный.
3. Аксиома упорядоченности. Предпочтения потребителя уже сформировались. Это означает, что потребитель может сравнивать и классифицировать все наборы товаров и услуг, обладая для этого необходимой информацией.
Основным инструментом анализа поведения потребителя служат кривые безразличия.
Кривые безразличия представляют совокупность точек, на которых расположены альтернативные комбинации двух товаров, приносящих одинаковое удовлетворение, и к выбору из которых покупатель безразличен.
Рис. 3. Кривые безразличия
Экономический субъект в своей деятельности стремится достичь максимальной полезности. Однако его возможности далеко не безграничны, то есть способность субъекта удовлетворять свои предпочтения определяются при помощи бюджетного ограничения.
Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Именно на это направлен процесс производства, непрерывно связанный с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства.
С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах.
Первая аксиома – потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутолимы.
Вторая аксиома – ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки
Потребность– это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.
Для удовлетворения своих потребностей человеку и обществу в целом необходимо производить товары и прочие блага, т. е. необходим процесс производства.
Рыночное равновесие
Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) – точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.
Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).
Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.
Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.
Конкуренция и ее виды
Конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Выделяют следующие функции конкуренции:
· выявление или установление рыночной стоимости товара;
· выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
· регулирование перелива средств между отраслями и производствами.
Существуют несколько видов конкуренции. Рассмотрим классификацию видов рыночной конкуренции по ряду признаков.
По масштабам развития выделяют следующее виды:
· индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
· местная (среди товаровладельцев какой-то территории);
· отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
· межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
· национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
· глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.
Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.
Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка: совершенная и несовершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.
Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.
Рынки факторов производства
Факторы производства – задействованные в производственном процессе ресурсы экономики.
Виды экономических ресурсов (факторы производства):
1) Природные (земля) – земля, водные, лесные, биологические, климатические, полезные ископаемые.
2) Трудовые (труд) – люди с их способностью производить товары и услуги.
3) Капитал – в форме денег — денежный капитал, в форме средств производства – реальный капитал.
4) Предпринимательские способности - способности людей к организации товаров и услуг.
Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства получают следующие виды доходов:
1) от земли – ренту,
2) от труда – заработную плату,
3) от капитала – процент,
4) от предпринимательских способностей – прибыль.
Несмотря на специфические черты, независимо от того, какие группы ресурсов включены в рыночный оборот, ценообразование подчинено действию общих экономических законов. К числу таких законов относятся:
· во-первых, закон ограниченности, дефицитности ресурсов. Как бы ни была богата экономика теми или иными ресурсами, они ограничены, дефицитны и недостаточны по сравнению с потребностями в тех благах, которые фирмы и могли бы и хотели бы выпускать для продажи на рынках:
· во-вторых, ограниченность ресурсов вызывает необходимость их рыночной оценки, определения цены в соответствии со спросом и предложением;
· в-третьих, все ресурсы подчинены законам отраслевой специализации хозяйственной деятельности, определяющейся общественным разделением труда.
Цены на факторы производства в условиях совершенной конкуренции определяются соотношением спроса и предложения. Спрос на факторы производства является вторичным (производным) от спроса, формирующегося на рынках потребительских благ.
Вопрос № 11
Вопрос № 12
Вопрос № 13
Вопрос № 14
Вопрос № 15
Вопрос № 16
Основные школы менеджмента
Классическая (или традиционная) школа управления. Тейлор. Основное внимание исследователей этой научной школы привлекали вопросы эффективности труда в основном на низших уровнях управления организации:1) повышение производительности и эффективности труда;2) нормирование труда;3) работа с кадрами;4) мотивация труда работников;5) разрешение социальных проблем.
Административная(функциональная) школа управления. Файоль, Муни. Внимание представителей этой школы привлекали общей функцией и принцип управления на всех уровнях управления предприятия. Они рассматривали следующие вопросы:1) основные принципы менеджмента;2) основные принципы управления;3) процессный подход к управлению;4) принципы работы менеджеров низшего, среднего и высшего звена управления;5) построение организации;6) централизация и децентрализация власти;7) мотивация труда и стабильность кадров; 8)разделение труда;9) власть и ответственность;10) справедливость оплаты;11) контроль.
Школа человеческих отношенийМюнстерберг,Фоллетт. Основное внимание исследователей этой школы привлекали следующие проблемы: 1) социальная ответственность бизнеса перед работниками;2) индивидуальная психология;3) человеческие потребности;4) мотивация работников;5) конфликты функциональные и дисфункциональные;6) обеспечение единства целей и усилий членов коллектива;7) формальная и неформальная организация; 8) статусы и роли членов коллектива;
9) авторитет и лидерство в коллективе;10) роль социальных, половых, возрастных, этнических и др. факторов влияющих на эффективность труда.
Школа социальных систем.Мертон, Парсонс. Представители этой школы рассматривали соц. организацию как комплексную организованную систему с рядом составляющих:1) индивид (человек);
2) формальная структура организации;3) неформальная структура организации;4) статусы и роли членов организации;5) внешнее окружение;6) технические средства труда;
Представители этой школы исследовали взаимодействие этих составляющих между собой.
Школа эмпирического направления (менеджеризм). Дейвис, Эппли – представители. Империки считают, что нужно создать единую теорию управленческой деятельности, что менеджмент должен быть построен на обобщении опыта прошлой работы с использованием методов экономических наук, психологии, социологии и т.д.
Новая школа управления 1950 г. В результате развития математики, кибернетики, вычислительной техники, экономико-математических методов управления. Форстер, Раппопорт. Внимание представителей этой школы было сфокусировано на:1) сетевом планировании;2) планировании расписании поступления и расходования ресурсов, запасов в ходе технологических процессов;3) управлении и оптимизации запасов и ресурсов;4) прогнозировании;5) разработке макроэкономических моделей типа «затраты - выпуск»;6) статистических методах анализа и оценки ситуации.
Вопрос № 17
Содержание, основные направления и алгоритм маркетинговых решений
Маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах. Процесс маркетингового исследования включает пять основных этапов:
1. определение проблем и формулирование цели исследования;
2. отбор источников информации;
3. сбор информации;
4. анализ собранной информации;
5. представление полученных результатов.
1. Определение проблем и формулирование цели исследования. Прежде всего весьма важно определиться в отношении потребности в проведении исследования. В принципе такая потребность актуализируется не только в связи с возникновением определенных проблем, но и в ходе постоянного анализа рынка. Необходимо определиться с целесообразностью проведения конкретного исследования.Крайне важно определить проблему. Скажем сокращение объема продаж фирмы – это ведь еще не проблема, а следствие пока не выявленной проблемы. Цели исследования могут быть разведочными (сбор предварительной информации), описательными (описание маркетинговой ситуации) или каузальными (обоснование гипотез, выявляющих причинно-следственные связи).
Например: определить сложившийся (описательная цель) и перспективный (каузальная цель) психолого-демографический профиль покупателя товара, включая возраст, пол, годовой доход на члена семьи, уровень образования и характеристики стиля жизни клиентов и предпочитаемого им стиля покупок для совершенствования распределения и методов продажи. Такая цель понятна всем и маркетологам и менеджерам.
2. Отбор источников информации. На этом этапе необходимо определить вид интересующей информации и пути ее наиболее эффективного сбора.
Методы исследования подразделяются на кабинетные (с использованием преимущественно вторичной информации) и полевые, предусматривающие три способа сбора данных, а именно наблюдение (непосредственное наблюдении за людьми и обстановкой, лучше всего подходит для поисковых исследований), эксперимент (выявление степени значимости какого-либо явления, подходит для выявления причинно-следственных связей), опрос (анкетирование, наиболее удобен при проведении описательных исследований).
3. Сбор информации. Разработав проект исследования, необходимо собрать данные. Наиболее трудоемкий, дорогой и чреватый ошибками этап исследований. Важно квалификация специалистов, быстрота осуществления, стандартизированная процедура сбора, контроль качества и первичной обработки данных.
4. Анализ собранной информации подразумевает извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов и их оценку. Среди видов статистического анализа применяются дескриптивный (описательный), выводной, анализ различий, связей, предсказательный анализ.
5. Представление полученных результатов подразумевает представление основных результатов, нужных руководству фирмы для принятия главных, насущных маркетинговых решений.
Исследование полезно когда оно содействует уменьшению неопределенности с которой столкнулись специалисты маркетинга.
Вопрос № 18
Вопрос № 19
Вопрос № 20
Бюджетное финансирование.
Федеральные власти регулируют и координируют инвестиционную деятельность, принимают прямое участие в финансировании некоммерческих проектов социальной сферы, ВПК, жизнеобеспечивающей инфраструктуры, а также в определенной мере поддерживает малопривлекательные для частного капитала капиталоемкие проекты с долгим сроком окупаемости.
Теории поведения потребителя и производителя (предприятия)
У каждого потребителя свои вкусы, предпочтения, своя шкала ценностей. При этом каждый потребитель будет так использовать доход, чтобы получить максимальную степень удовлетворения. Анализ принципов поведения типичного, среднего потребителя позволил выделить ряд аксиом:
1. Аксиома независимости выбора. Потребитель свободен в своем выборе. На него не оказывают влияния внешние эффекты, к которым можно отнести принуждение со стороны государства.
2. Аксиома рациональности. Потребитель ведет себя рационально. Он знает, что ему нравится больше, а что меньше. А при имеющемся доходе выбирает такой набор товаров, который сможет принести наибольшую степень удовлетворения, то есть из всего множества наборов выбирает самый предпочтительный.
3. Аксиома упорядоченности. Предпочтения потребителя уже сформировались. Это означает, что потребитель может сравнивать и классифицировать все наборы товаров и услуг, обладая для этого необходимой информацией.
Основным инструментом анализа поведения потребителя служат кривые безразличия.
Кривые безразличия представляют совокупность точек, на которых расположены альтернативные комбинации двух товаров, приносящих одинаковое удовлетворение, и к выбору из которых покупатель безразличен.
Рис. 3. Кривые безразличия
Экономический субъект в своей деятельности стремится достичь максимальной полезности. Однако его возможности далеко не безграничны, то есть способность субъекта удовлетворять свои предпочтения определяются при помощи бюджетного ограничения.
Конечной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Именно на это направлен процесс производства, непрерывно связанный с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства.
С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах.
Первая аксиома – потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутолимы.
Вторая аксиома – ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки
Потребность– это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.
Для удовлетворения своих потребностей человеку и обществу в целом необходимо производить товары и прочие блага, т. е. необходим процесс производства.