Управленческое обследование организации

Управленческое обследование представляет собой методичную оцен­ку функциональных сфер деятельности организации, предназна­ченную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон.

В простейшем случае в обследование рекомендуется включить пять функций — маркетинг, финансы и бухгалтерский учет, производ­ство, человеческие ресурсы, а также культура и образ организации.

Маркетинг.При обследовании функций маркетинга выделяют семь областей для анализа и исследования.

1.Доля рынка и конкурентоспособность. Желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости является существенной целью, ко­торая обычно контролируется руководством успешно действующих предприятий. В процессе анализа необходимо установить тенденции изменения доли рынка предприятия по сравнению с конкурентами.

2.Разнообразие и качество ассортимента товаров и услуг. Многие предприятия довольствуются единственным или ограниченным ас­сортиментом товаров или услуг, в то время как другие активно внедряют на рынок десятки и сотни изделий. Ассортимент должен быть оптимальным по прибыльности. Анализ должен дать оценку отклонений от оптимальности.

3. Рыночная демографическая статистика. Проблемы могут со­здать изменения на рынках и в интересах потребителей. Например, старение населения России создает проблемы для производителей некоторых товаров детского ассортимента, но оно открывает воз­можности для производителей витаминов, которые потребляют пожилые люди.

4. Рыночные исследования и разработки. Еще одной проблемой яв­ляются исследования и разработки новых товаров и рынков. В кон­курентной среде крайне необходимы исследования и разработки новых и лучших товаров и услуг.

5. Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов. Од­ним из наиболее слабых мест в современном предпринимательстве является функция обслуживания. Эффективное и добротное обслу­живание помогает продать больше товаров, оно создает и сохраня­ет лояльность клиентов. Многие фирмы могут устанавливать высо­кие цены благодаря превосходному обслуживанию клиентов.

6. Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара. Агрессив­ная, компетентная группа сбытовиков может оказаться самым цен­ным достоянием фирмы. Аналогичным образом творчески направ­ленная реклама и продвижение товара служат хорошим дополне­нием к ассортименту изделий. Координация сбыта, рекламы и про­движения товара является важнейшей управленческой функцией.

7. Прибыли. Лучшие товары или стимулирующие усилия окажутся фактически ничего не стоящими, если в результате отсутствует прибыль. Постоянный контроль за прибылью от различных товаров и услуг является важным рычагом управления при анализе функ­ции маркетинга.

Финансы и бухгалтерский учет.Анализ финансового состояния — процедура обязательная. Он может принести пользу благополучно развивающемуся предприятию и содействовать повышению эффек­тивности процесса стратегического планирования.

Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости в организации, а также положение организации в сравнении с ее конкурентами. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству области внутренних сильных и слабых сторон и в долгосрочной перспективе.

Производство.Важным для развития фирмы является непрерыв­ный анализ управления операциями, которые в узком смысле мож­но назвать производством. В ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Может ли предприятие производить товары или услуги с более низкими издержками по сравнению с конкурентами? Если нет, то почему?

2.Доступны ли новые материалы и комплектующие? Зависит ли предприятие от одного или ограниченного количества поставщи­ков? Почему?

3.Являются ли оборудование и производственные мощности со­ временными, и хорошо ли они обслуживаются?

4.Можно ли снизить материальные запасы и время реализации заказов? Существует ли система управления и контроля запасов и заказов?

5.Подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса? Что вынуждает прибегать к использованию временных работников? Как можно исправить данную ситуацию?

6. Может ли предприятие обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать конкуренты?

7. Существует ли на предприятии эффективная и результативная система регулирования и контроля качества?

Человеческие ресурсы.Истоки большинства проблем предприя­тий сосредоточены в их персонале, в людях. Некоторые основные проблемы, связанные с человеческими ресурсами, можно выявить, отыскав ответы на следующие вопросы:

1.Каков характер нынешнего и будущего типа сотрудников от­расли?

2.Каковы компетентность и подготовка высшего руководства?

3.Имеется ли эффективная система вознаграждения?

4.Спланирован ли порядок преемственности руководящих кадров?

5.Эффективна ли подготовка, повышение квалификации руко­водства?

6.Имелись ли потери ведущих специалистов? Если да, то почему?

7.Когда проводился анализ системы оценки деятельности пер­сонала?

8.Можно ли улучшить качество, работу сотрудников путем ис­пользования кружков качества или участия работников в управлении?

9.Участвует ли персонал в доходах, прибылях и собственности?

10. Насколько эффективна организация труда?

Если организация обладает квалифицированными сотрудника­ми и руководителями с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В про­тивном случае вероятность успеха мала. В начале следует изменить кадровую политику.

Культура и образ организации.Эти нетрадиционные для многих отраслей факторы имеют решающее значение для успешной дея­тельности организации в долгосрочной перспективе.

Атмосфера или климат в организации называются культурой орга­низации. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и ожи­дания в организации. Руководство использует эту культуру для при­влечения работников определенных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Имидж, образ организации как внут­ри, так и вне ее относится к тому впечатлению, которое создается ею с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения в целом. Это впечатление стимулирует клиентов к покупке товаров у определенных фирм. Имидж может привлекать, например, студентов к какому-то конкретному колледжу и университету, а не к другим.

Культура и образ фирмы подкрепляются или ослабляются репу­тацией компании. Хорошая ли репутация у фирмы в отношении достижения ею своих целей? Была ли она последовательна в своей деятельности? Какова эта компания по сравнению с другими в дан­ной отрасли? Привлекает ли она хороших людей? Ответы на эти вопросы покажут, насколько удачными являются культура и образ компании.


Наши рекомендации