Абсолютная и сравнительная эффективность капиталовложений
Эффективность есть отношение результата к затратам, необходимым для достижения этого результата. В этом определении заложен показатель эффективности различного рода систем:
,
где Е — эффективность;
Р — результат;
3 — затраты, обеспечивающие получение результата.
Если отношение результата к затратам является показателем эффективности, то разность между результатом и затратами является показателемэффекта (Э).
.
Приведенные выше формулы выражаютабсолютную эффективность (3.1) иабсолютный эффект (3.2). При расчете показателей абсолютного эффекта и абсолютной эффективности применяются полные величины затрат и результатов.
Показатели сравнительного эффекта (Эс) исравнительной эффективности (Ес) рассчитываются при помощи дополнительных затрат и дополнительных результатовпо сравниваемым вариантам.Показатель сравнительной эффективности
,
а показатель сравнительного эффекта
.
где ΔР и ΔЗ — дополнительные результаты и затраты по сравниваемым вариантам.
При плановой экономике в отечественной практике проектирования предприятий, при планировании капитальных затрат применялся показатель абсолютной эффективности —рентабельность капиталовложений.
где Ц — годовой выпуск продукции в оптовых ценах по проекту,
С — себестоимость годового выпуска продукции после полного осуществления строительства и освоения введенных мощностей;
Полученные в результате расчетов показатели рентабельности (абсолютной эффективности капиталовложений) сравнивали снормативомRн. Капитальные вложения признавались экономически эффективными, если полученные для них показатели рентабельности были не ниже нормативов. Норматив рентабельности устанавливался для каждой отрасли на пятилетку вышестоящим директивным органом.
В условиях рыночной экономики принятие фирмой решения об инвестировании проекта обусловливается целями, которые она ставит перед собой. Известна следующая иерархия инвестиционных целей фирмы.
1. Прибыльность (рентабельность) инвестиционного мероприятия определяется как норма прибыли на инвестиции. Капиталовложения осуществляются только в том случае, если прибыль от них достигает определенного, заранее заданного минимума.
2. Рост фирмы путем ежегодного увеличения торгового оборота и доли контролируемого ею рынка.
3. Поддержание высокой репутации фирмы среди потребителей и сохранение контролируемой доли рынка.
4. Достижение высокой производительности труда.
5. Производство новой продукции.
В условиях рынка каждое предприятие (фирма) устанавливает для себя самостоятельно приемлемый уровень рентабельности капиталовложений, которые обеспечивают ему нормальный размер прибыли.
Шведский экономист Я. Хонко [Планирование и контроль капиталовложений, 1987.] приводит типичное для европейских и американских предприятий разделение капиталовложенийнаклассы. На этих предприятиях капиталовложения группируются по следующим категориям в зависимости от их цели:
1) вынужденные капиталовложения;
2) сохранение позиций на рынке;
3) обновление основных производственных фондов;
4) экономия затрат;
5) увеличение доходов;
6) «рисковые» капиталовложения.
По каждой категории капиталовложений разработаны свои нормы прибыли*[1].
Для категории 1 (вынужденные капиталовложения), которые, например, осуществляются с целью повышения техники безопасности или направлены на выполнение требований законодательства о сохранении окружающей среды — требования к норме прибыли отсутствуют.
Для категории 2 норма прибыли составляет 6%,
для категории 3 — 12%,
для категории 4 — 15%,
для категории 5 — 20%.
для категории 6 — 25%.