Прием заказа, составление меню и карты вин (заказ-счет)
Заказ на обслуживание праздников принимает директор, метрдотель, а в крупном предприятии ресторанного хозяйства, где есть стол заказов, - дежурный администратор стола заказов.
При приеме заказа необходимо согласовать с заказчиком ряд вопросов, таких как:
- дата и время проведения торжества;
- количество гостей (пол, возраст и т.д.);
- отмечаемое событие;
- общая сумма заказа;
- сумма, выделяемая на каждого приглашенного;
- форма оплаты;
- список почетных гостей, приглашенных на торжество.
При приеме заказа заказчику предлагают ознакомиться с помещением, оформлением зала, расстановкой столов и, конечно же, с размещением гостей. Обязательно уточняется вопрос с подачей гостям аперитива, необходимостью украшать столы цветами, музыкой во время мероприятия и местом для танцев. Музыкальное сопровождение должно включать репертуар военных песен и песен времен Великой Отечественной войны.
Для этой цели необходимо подать письменную заявку на все необходимые продукты и напитки, причем директор лично контролирует выполнение заявки. Это прежде всего относится к тем продуктам и напиткам, которые гости пожелали обязательно включить в меню. Изменения в меню можно вносить, только поставив об этом в известность ответственного за банкет не позднее, чем за день до банкета, чтобы гости могли познакомиться с новыми блюдами и напитками.
Администратору следует заранее договорится со службой заказа такси, чтобы ветераны могли добраться домой без лишних хлопот.
Директор предприятия вместе с администратором проверяют, достаточно ли нужной для обслуживания посуды. Если нужно приобрести новую посуду, он составляет счет, в котором указывает, сколько и какой посуды будет нужно для банкета, принимая во внимание меню.
После согласования меню заказчиком оплачивается половина стоимости заказа, в подтверждение чего кассиром подготавливается приходный кассовый ордер, который вручается заказчику вместе с квитанцией. Заказ в обязательном порядке регистрируется работником заведения в книге учета заказов.
Обслуживание банкета поручают опытным квалифицированным официантам, которые обладают профессиональными навыками и специальными знаниями.
В зависимости от размера заведения ресторанного хозяйства и количества гостей заказчик резервирует часть помещения или арендует его полностью на определенное время. Чтобы избежать возможных претензий со стороны заказчика и ради собственной безопасности, администрации заведения целесообразно составить договор заказа на оказание услуг по организации любого вида банкета.
Существует утверждена специальная форма первичного учета - заказ-счет, который является и расчетным документом, и документом, по которому с кухни заведения ресторанного хозяйства осуществляется отпуск готовых блюд и кулинарных изделий потребителям (участникам банкета). Заказ-счет отражает дату и время обслуживания, согласованное меню с перечнем блюд и их стоимости, фамилия работников заведения, ответственных за проведение банкета (обслуживающего персонала).
Таблица 1 - Порядок приёма и оформления заказа на обслуживание. Книга учёта заказов
№ заказа | Дата приема заказа | Фамилия заказчика, адрес и телефон | Дата торжества, часы начала обслуживания | Количество персон | Характер мероприятия | Оплачено | Всего | Дата прихода заказчика для составления заказа счета | Фамилия лица принявшего заказ | Фамилия ответственного за исполнение заказа | |||
аванс | доплата | ||||||||||||
Дата, номер приходного ордера | Сумма | Дата, номер приходного ордера | Сумма | ||||||||||
16.04.2016 | Иванов А.А., ул. Ленина 15-5; 62-0-62 | 09.05.2016 12:00 | 54 человека | Банкет с частичным обслуживанием официантами | 16.04.2016 | 40.000 | 29.05.2016 | 40.000 | 80.000 | 16.04.2016 | Администратор: Степанова Н.А. | Администратор: Степанова Н.А. |
Обязательной частью банкета является оформление меню.
Меню – это перечень блюд, закусок, кулинарных изделий, напитков расположенных в определенном порядке.
Меню банкета составляется по желанию заказчиков и оговаривается заранее. Оно зависит от: традиций; финансовой возможности заказчика; возможностей предприятия. Меню составляется заведующим производством, метрдотелем и передается калькулятору для определения продажных цен блюд. Утверждается меню директором предприятия. Меню составляют в зависимости от характера банкета. Характерные черты данного банкета:
торжественность события.
В меню банкета включается широкий ассортимент холодных закусок из расчета ½- ¼ порции на каждого участника с тем, чтобы обеспечить их большее разнообразие. Гостям также предлагается горячая закуска, одно-два вторых горячих блюда, десерт, фрукты. Завершается банкет подачей кофе, чая и кондитерских изделий. До прихода гостей на сервированный стол ставят холодные закуски, напитки, фрукты. Один официант обслуживает 12-15 гостей.
Таблица 2- Меню банкета
Наименование блюд | Выход гр. | Количество порций |
Холодные блюда и закуски Канапе с икрой и севрюгой Мясное ассорти Рыбное ассорти Бутерброды с красной икрой Винегрет овощной Салат мясной Селёдочка по-домашнему Соления | 50гр 455гр 455гр 50 гр. 250 гр. 250гр. 370гр 500гр | |
Горячие закуски Жульен в кокотнице Запеканка картофельная с овощами и грибами Закуска «Черниговская на сковородке» Утка фаршированная картофелем и черносливом | 250гр. 250гр. 150гр. 250гр. |
Продолжение таблицы 2
Вторые блюда Жаркое по-домашнему Лосось на пару со сливочным соусом Кролик в сметанном соусе | 250гр. 250гр. 250гр. | |
Сладкие блюда Пудинг «Шоколадный» Суфле ванильное | 150гр. 150гр. | |
Мучные изделия Пирожки с гречкой Расстегаи московские | 50гр. 150гр. | |
Горячие напитки Чай чёрный Кофе чёрный | 150гр. 150гр | |
Алкогольные напитки Водка Вино Коньяк Виски Шампанское | 50гр. 50гр. 50гр. 50гр. 50гр. | |
Безалкогольные напитки Минеральная вода Сок в ассортименте | 500гр. 250гр | |
Хлеб в ассортименте | 10гр. |
Директор Администратор Старший повар Бухгалтер Заказчик | Иванов И.И. Степанова Н.А. СергееваН.Н. Никитина Е.Е. Фёдоров В.С. |