Точка безубыточности и ее расчет для основного вида деятельности

Плановые расчеты считаются надежными, если они обеспечивают безубыточную работу предприятия и получение необходимой чистой прибыли для финансирования производственного и социального развития. Для этого рассчитывается критическая величина валового дохода (точка безубыточности), запас финансовой прочностии объем валового дохода, обеспечивающий получение целевой прибыли.

Точка безубыточности (критический объем продаж) показывает, при каком объеме продаж величина валового дохода покроет переменные затраты. Эта зависимость выражается следующей формулой:

Тб = Точка безубыточности и ее расчет для основного вида деятельности - student2.ru ,

где ИОпос – постоянные издержки обращения;

Уд – уровень валового дохода, в %;

Упер – уровень переменных издержек обращения, в %.

По скольку минимально необходимый объем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид

Ткр (рц) = Тпц + ИО перемен + ИО пост

Товарооборот по покупным ценам представляет собой затраты на покупку товаров, которые носят переменный характер:

Ткр (рц) = З перемен + ИО постоян

Следовательно З перем/Ткр (рц) = Д

Д-доля переменных затрат в розничном товарообороте.

Таким образом Ткр(рц)= ИО пост/1-Д

Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация

В деятельности торговых предприятий широко применяется показатель рентабельности, характеризующий относительный размер прибыли. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности. Рентабельность обобщает состояние доходов, оборачиваемости товаров, издержек обращения, использование собственного и заёмного капиталов, основных средств и рабочей силы.

Рентабельность торгового предприятия определяют посредством процентного отношения прибыли к следующим показателям:

- товарооборот;

- валовой доход;

- издержки обращения;

- основные фонды;

- оборотные средства;

- средства на оплату труда;

- собственный капитал;

- капитал ( совокупный капитал предприятия, включающий собственные и заёмные средства).

Процентное отношение суммы чистой прибыли к объёму товарооборота (без НДС) называется нормой прибыли, или общей экономической рентабельностью торгового предприятия.

Рентабельность товарооборота показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара, т. е. отражает зависимость между прибылью и товарооборотом. Чем выше прибыль, тем выше рентабельность.

Коэффициент прибыльности продаж характеризует долю прибыли в товарообороте.

Отношение товарооборота к величине капитала предприятия отражает число оборотов капитала. Этот показатель определяет сумму товарооборота на одну тыс. руб. вложенных средств. Чем больше объём товарооборота, тем выше число оборотов вложенного капитала.

Рентабельность продаж и оборачиваемость капитала являются составляющими общей экономической рентабельности.
Показатель рентабельности собственного капитала служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия.

Размер полученной прибыли в расчёте на одного работника, и эффективность использования рабочей силы определяется коэффициентом рентабельности, рассчитанным по отношению численности занятых на предприятии работников. Наряду с этим показателем, определяются величины валовой и чистой прибыли по отношению к фактической сумме затрат на оплату труда с учётом суммы обязательных отчислений во внебюджетные фонды. Этот показатель рентабельности характеризует размеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчёте на одну тыс. руб. средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды.

Финансы предприятия

Финансы предприятий — это система денежных отношений субъектов хозяйствования, связанная с формированием, распределением и использованием капитала, доходов и денежных фондов с целью осуществления ими хозяйственной деятельности и обеспечения нужд потребления.

Эти денежные отношения можно рассматривать как финансовые отношения, совокупность которых составляет сущность финансов предприятия.

Виды финансовых отношений: отношения внутри предприятия (состояние имущества, состояние финансовых ресурсов, размер собственных оборотных средств, величина доходов и расходов предприятия) и отношения с внешней средой (общее состояние экономики, налоговая, инвестиционная политика, инфляция, изменение уровня цен, тарифов, курса валют, банкротство должников, неплатежи). Функции финансов на предприятии :распределительная предполагает оптимизацию размещения ресурсов между: структурными подразделениями предприятия( распределения производятся в соответствие с принятой на предприятии инвестиционной политикой); видами деятельности; разновидностями активов предприятия, а также проявляется в стремлении оптимизировать левую активную сторону баланса.

Оперативная должна обеспечивать реализацию интересов собственников по получению доходов и соблюдению интересов работников и самого предприятия, это проявляется в оптимизации деления чистой прибыли на капитализируемую и потребляемую части.

Контрольная , осуществляется предприятием ( текущий анализ и контроль финансовых показателей), его собственниками внешний аудит, государственными органами (контроль над платежами в бюджет), и партнерами (контроль за возвратом кредитов, платежей и поставок товаров).

Выше перечисленное это финансовые ресурсы. Фин ресурсы – денежные средства, которые имеются в распоряжении предприятия и могут быть направлены на развитие торгово производственного процесса и на создание резервов.

Источники формирования: образованы за счет собственных и приравненных к ним средств в виде прибыли от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, амортизационных отчислений, выручке от реализации выбывшего имущества, паевых взносов учредителей, прироста устойчивых пассивов: мобилизованный на финансовом рынке путем получения кредитов и займов, продажи ценных бумаг; получены в порядке перераспределения страховых возмещений по наступившим риском; бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и прочее.

Методы управления : планирование и бюджетирование.

Планирование – процесс разработки финансовых планов и плановых показателей по обеспечению развития торгового предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.

юджетирование как один из наиболее эффективных инструментов управления денежными потоками ориентировано на достижение поставленной цели, объединяя в себе функции планирования, учета, контроля, анализа и регулирования, основой которого служит процесс формирования и исполнения бюджетов. При формировании бюджетов осуществляется планирование доходов и расходов, на этапе исполнения производятся учет увеличений и уменьшений экономических выгод, контроль за отклонениями фактических показателей от плановых, установление и анализ причин отклонений фактических показателей и определенные корректировки (регулирование) деятельности.

Наши рекомендации