Оценка риска и неопределенности
В предпринимательской деятельности всегда существует опасность того, что цели, поставленные в плане, могут полностью или частично не достигнуты.
Из всего многообразия рисков особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам, классификация и влияние которых отражены в
таблице 31.
Проанализировав имеющиеся виды рисков, можно сказать:
- неустойчивость спроса маловероятна, потому что товары для ремонта и строительства пользуются большим спросом, этот рынок является бурно развивающимся и имеет большую емкость ввиду более чем 70 % износа жилого фонда и активизации гражданского строительства, кроме того, в структуре прибыли магазина имеется некий запас для снижения отпускных цен, а, следовательно, и для избежания возможного о падения объема продаж;
- снижение цен у конкурентов имеет большую вероятность, но, как отмечалось выше, стратегия магазина направлена на создание сервиса высокого качества (продажа в кредит, доставка товара на дом, оказание услуг по монтажу);
Таблица 31 – Финансово-экономические риски
Виды рисков | Отрицательное влияние на прибыль |
Неустойчивость спроса | Падение спроса с ростом цен |
Снижение цен конкурентов | Снижение цен, падение нормы прибыли |
Увеличение ассортимента у конкурентов | Падение продаж или снижение цен и как следствие снижение нормы прибыли |
Рост налогов | Уменьшение чистой прибыли |
Неплатежеспособность потребителей | Падение продаж |
рост цен на сырье, материалы, перевозки | Снижение нормы прибыли из-за роста цен, увеличение цен, как следствие падение объема продаж |
Увеличение зависимости от поставщиков, отсутствие альтернативных поставщиков | Снижение прибыли из-за роста цен |
- снижение цен у конкурентов имеет большую вероятность, но, как отмечалось выше, стратегия магазина направлена на создание сервиса высокого качества (продажа в кредит, доставка товара на дом, оказание услуг по монтажу);
- увеличение ассортимента у конкурентов также имеет большую вероятность, мера противодействия здесь – регулярное посещение выставок и ярмарок в городе Москве и Новосибирске, постоянное изучение запросов потребителей;
- рост налогов маловероятен, так как их величина для предприятий малого бизнеса уже достаточно высока, но даже в случае наступления этого события предполагается акцентирование внимания на планировании и оптимизации налоговых платежей;
- риск неплатежеспособности потребителей в современной ситуации достаточно не высок, но, как отмечалось выше, предприятие имеет возможность снизить отпускные цены и тем самым увеличить объем продаж;
- рост закупочных цен на товары имеет большую вероятность, так как большинство поставщиков индексирует свои цены в соответствии с ростом курсов иностранной валюты и темпами инфляции, но в настоящее время среди поставщиков наблюдается острая конкуренция и всегда можно найти более оптимального поставщика;
- зависимость от поставщиков и отсутствие альтернативных поставщиков имеет малую вероятность по причине указанной выше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении следует отметить, что разработка бизнес-плана является серьезным и ответственным моментов в работе любого предприятия. Деятельность организации на основе тщательно проработанного бизнес-плана позволяет инициировать события во внешней среде, тогда как без бизнес-плана – является лишь ответной реакцией на любые внешние изменения. Наличие бизнес-плана позволяет убедиться, что работа предприятия осуществляется на плановой основе, что предприятие имеет четкую логику и целесообразность в поведении на рынке, основанную на внимательном изучении потребительских вкусов и предпочтений.
При разработке бизнес-планов, за исключением бизнес-плана финансового оздоровления, отсутствуют четко регламентированные государством методические указания. Поэтому целесообразно при планировании учитывать мнение и требования потенциального инвестора, руководствоваться его стандартами на оформление и содержание разделов бизнес-плана.
В качестве примера в настоящей работе была осуществлена разработка бизнес-плана по обоснованию стратегии развития магазина «Милано», работающего на рынке санитарно-технического оборудования и фурнитуры.
В ходе анализа результатов его работы за предшествующие 4 года, было установлено, что для дальнейшего наращивания оборота необходимо предпринять ряд шагов в направлении диверсификации его деятельности.
Общение с покупателями, исследование их потребностей, поведения конкурентов, анализ общей ситуации дел в данной отрасли показали, что важным фактором увеличения объема продаж является оказание дополнительных сервисных услуг по доставке и монтажу сантехооборудования, увеличение рекламного бюджета, расширение торговых площадей за счет открытия еще одного магазина. Предварительные оценки эффективности рассматриваемых вариантов стратегии развития магазина показали, что наиболее целесообразным является оказание дополнительных сервисных услуг.
Суть данных мероприятий заключается в улучшении обслуживания клиентов, более полном удовлетворении их потребностей, дать им понять, что магазину важно не только реализовать товар, но и убедиться в его надежности, комфорте и полном соответствии требованиям клиентов.
Для реализации намеченного проекта потребуется приобрести автомобиль для доставки товаров потребителям, нанять бригаду квалифицированных сантехников в составе трех человек, приобрести дополнительное оборудование для монтажа сантехники.
В результате реализации проекта ожидается увеличение выручки от реализации до 752235 руб./мес., годовой прибыли до 2823456 руб. Финансирование проекта предполагается только за счет собственных средств магазина. Показатели эффективности проекта достаточно высоки – чистый дисконтированный доход за четыре года намного больше нуля, индекс доходности инвестиций более 100 %, внутренняя норма доходности более 1000 %, период окупаемости при дисконтировании денежных потоков менее 1,5 месяцев. Все это позволяет оценить проект как весьма выгодный.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Акулич М.В. Анализ структуры сбыта предприятий в контексте проблемы финансового планирования. // Маркетинг в России и за рубежом. – №1, 2003. – С. 71-80.
2 Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 310 с.
3 Бизнес-планирование на малых предприятиях. Центр экономического и Бизнес образования. – Новокузнецк, 1998. – 56 с.
4 Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2002. – 864 с.
5 Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999. – 328 с.
6 Деловое планирование / Под ред. В.М. Попова. – М.:Финансы и статистика, 1997. – 368с.
7 Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: Издательство «Финпресс», 2001. – 240 с
8 Заикин А.А. Маркетинг в розничной торговле. // Маркетинг в России и за рубежом. – №1, 2003. – С. 60-70.
9 Как составить бизнес-план торговой компании. – Пер. с англ. – М.: Дело, 1997. – 72 с
10 Курс экономики: Учебник.-3-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 549 с.
11 Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. Изд. – М.; СПб.; К.;
Издательский дом " Вильямс", 2002. 944с
12 Оценка эффективности инвестиционных проектов: уч.пособие/ Сост.:А.Н Ткаченко.- Новокузнецк; РИО НФИ КемГУ,2003.- 78с.
13 Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-М, 2001. – 555 с.
14 Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.В. Поляка, проф. В.А. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001. – 180 с.
15 Самостроенко Г.М. Маркетинг стратегии развития. // Маркетинг в России и за рубежом. – №1, 2002. – С. 98-106.
16 Статистический справочник. Социально – экономическое положение города за январь – сентябрь 2002г. г Новокузнецк, 2002г.- 38с.
17 Сухова Л. Ф. Чернова Н. А. Практикум по разработке бизнес – плана и финансовому анализу предприятия. – М.: Финансы и статистика,2000.- 160с.
18 Токарев В. Применение SWOT-анализа при разработке стратегии фирмы. // Управление компанией. – №12, 2002. – С. 56-59.
19 Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 438 с.
20 Уткин Э.А. Бизнес-план компании – М.: ЭКМОС, 2000. – 250 с
21 Финансовый бизнес-план: Учебное пособие / Под ред. действ. члена Акад. инвестиций РФ, д.э.н., проф. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 480 с.
22 Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Учебное пособие для студентов экономических вузов. 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Изд. «МарТ», 2002. – 380 с.
23 Циферблат Л. Ф. Бизнес – план. Работа над ошибками. – М.: Финансы и статистика ,2000 – 144с.
24 Черняк В.З. Бизнес-планирование: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 470 с.
[1] Здесь и далее по тексту под словом “фирма” подразумеваются организации, занимающиеся производственной, хозяйственной и коммерческой деятельностью.
[2] Уткин Э.А. Бизнес-план компании – М.: ЭКМОС,2000.-с8
[3] Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. – М.: Издательство «ЭКМОС", 2001. – с.3.
[4] Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова и С.И. ЛЯПУНОВА. – М.: Финансы и статистика,2002. с.239
[5] Курс экономики: Учебник.-3-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2000, с-549.
[6] источник 3
[7] Бизнес-планирование на малых предприятиях. Центр экономического и Бизнес образования. – Новокузнецк, 1998. – с. 14.
[8] Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Учебное пособие для студентов экономических вузов. 2-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Изд. «МарТ», 2002. – с 380.
Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. – М.: Издательство «ЭКСМОС», 2001. – с. 11.
[9] Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2002. – 864 с.
[10] Как составить бизнес-план торговой компании. – Пер. с англ. – М.: Дело, 1997. – 72 с.
[11] Экономика и жизнь, окт. 1999, №43. – с. 28.
[12] Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2002. – с. 438.
[13] Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.В. Поляка, проф. В.А. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001. –с. 91.
[14] Социально-экономическое положение города за январь- сентябрь 2002г.
г. Новокузнецк, 2002г.-с.16.
[15] Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: Издательство «Финпресс», 2001. – 240 с.
[16] Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: Издательство «Финпресс», 2001. – 240 с.
[17] Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: Издательство «Финпрессс», 2001. – 240 с.