Как мне добиться приятной рабочей атмосферы?
Рабочая атмосфера как погода. Хорошая повышает настроение и работоспособность, плохая угнетает и вызывает раздражение. Из каких же компонентов состоит эта рабочая атмосфера? Прекрасный вопрос. Я делю ее на физические, организационные, материальные и психологические компоненты.
Что касается физическойстороны, то тут все просто. Возьмем пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Во время работы ваши глаза хотели бы видеть свежие краски, красивую и удобную мебель, ухоженные зеленые насаждения и радостные лица окружающих вас людей. Ваши уши хотели бы как можно больше тишины. Ваш нос хотел бы вдыхать свежий воздух, а не задыхаться в сигаретном дыму. Со вкусом и осязанием несколько сложнее. Но если вы как руководитель предприятия сумеете удовлетворить желания, касающиеся хотя бы первых трех чувств ваших сотрудников, то вы уже будете иметь заметное преимущество по сравнению с конкурентами. Недавно мне пришлось посетить фирму, которая, так сказать, была «грешна» по всем трем вышеназванным позициям. Она ютилась в старом, требующем ремонта здании; повсюду была устаревшая неудобная мебель. Оба владельца фирмы дымили как фабричные трубы, так что секретарша вынуждена была все время держать открытым окно, выходившее на улицу с интенсивным автомобильным движением, из-за чего в комнате стоял невыносимый шум. По доброй воле попасть в эту фирму отчаятся лишь немногие.
Второй компонент производственной атмосферы — организационногоплана. Имеется ли для каждого сотрудника точное описание обязанностей и компетенций в соответствии с занимаемым им рабочим местом в штатном расписании фирмы? Достаточно ли информирован каждый сотрудник? Кто, кого и когда информирует?
Здесь можно упомянуть об обязанности подавать и добывать информацию. Первое означает, что каждый сотрудник обязан регулярно представлять информацию другим сотрудникам или всему структурному подразделению. Второе — он должен самостоятельно добывать необходимую информацию в соответствующем месте. Все эти вопросы должны быть четко отрегулированы.
Далее. Рабочий цикл должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивалось бесперебойное производство и в то же время учитывались личные потребности сотрудников. В наилучшей степени этим требованиям отвечает скользящий график работы и другие изменения в продолжительности рабочего дня.
На что еще следует обратить внимание, так это на организацию перерывов в работе. Имеется ли на предприятии отдельное общее помещение или сотрудники должны перекусывать «на ходу», на свои рабочих местах? Имеется ли достаточный выбор напитков или сотрудники должны довольствоваться в перерывах чашкой третьесортного кофе? А что будет, если сотрудник захочет поесть, так сказать, в неурочное время? Будет у него в этом случае возможность воспользоваться автоматом для продажи бутербродов или легких закусок или ему придется терпеть до перерыва на обед, а возможно, и до конца рабочего дня?
Когда я однажды делился с одним из моих клиентов советами по улучшению рабочей атмосферы в его фирме, он лаконично заметил: «Я нанял людей, чтобы они работали, а не распивали кофе». Приходится ли удивляться, что в этой фирме уровень утечки персонала значительно выше среднего.
Третий компонент рабочей атмосферы — материальный.Насколько четка структура заработной платы, служащая основой для распределения жалованья вашим сотрудникам? Или каждый получает столько, сколько запросит? Насколько справедлива и доступна пониманию применяемая вами система распределения премий, комиссионных вознаграждений, накладных расходов? Или нахальный сотрудник получает больше скромного? Некоторое время я работал на одном предприятии, где каждый получал столько, сколько запрашивал. В результате руководитель проекта, который был на десять лет старше меня и обладал значительно большими знаниями, получал на добрую тысячу франков меньше. Когда мы это обнаружили, то не захотели больше оставаться в этой фирме, так как подобная политика в области заработной платы показалась нам несерьезной.
Остается четвертый компонент — психологический.Здесь определяющим является лозунг: «Как верху, так и внизу!» Если сотрудники фирмы недружелюбны, настроены неприязненно друг к другу, боязливы и разрозненны, то будьте уверены, что подобное настроение царит на всех уровнях, включая и самого главного шефа.
Основная задача любого руководителя — создавать настроение. Владелец четырех специализированных магазинов, посещавший мои семинары, как-то пожаловался: «Это просто ужасно! Мои сотрудники выглядят такими подавленными и обезличенными. У них никогда не хватает времени, и все приходится делать самому».
Я спросил: «А как часто ты заходишь в магазин и проверяешь, все ли там в порядке?» — «Ну, где-то раз в месяц», — был ответ. Я поинтересовался: «А сколько времени занимают у тебя эти посещения?» — «Немного. Всякий раз я должен спешить, так как меня ждет собственная работа».
В этом-то и вся штука! Этот человек, находясь под гнетом каких-то обстоятельств, в спешке проносился по своим магазинам, а потом удивлялся тому, что сотрудники подражали ему. Я посоветовал следующее: «Выбери любой день недели. В этот день ты не должен делать ничего, кроме как создавать настроение в своих магазинах. Говори с сотрудниками, не скупись на улыбку, поблагодари их за работу, помоги решить возникшие проблемы.
Внуши себе, что это твоя самая важная и трудная работа за всю неделю». Как вы считаете, это помогло? Еще как! Его сотрудники теперь не только всей душой болеют- за дело, но и просто в лепешку готовы разбиться для своего шефа.
Как руководитель вы должны привыкнуть к тому, что необходима «заправка» энергетическими импульсами и их дальнейшая передача. Что необходимо для успешной работы на компьютере? Правильно. — производительное аппаратное обеспечение, хорошее программное обеспечение и... ну же, что еще? Источник электроэнергии! Таким образом, вы являетесь чем-то вроде электрической розетки для вашего предприятия. И постарайтесь не забывать об этой вашей обязанности!