Экономический анализ состоит в оценке влияния вклада проекта в увеличении богатства государства (нации).
В процессе экономического анализа необходимо выяснить прибыльность государства, а не владельцев компании от реализации этого проекта.
Процедура оценки экономической эффективности может быть представлена в виде следующей последовательности.
1. Представить результаты финансового анализа.
2. Сделать новую классификацию затрат и доходов с точки зрения экономического анализа.
3. Перевести финансовые значения в экономические (они не совпадают по причине несоответствия цен и затрат для внешнего и внутреннего рынка).
4. Оценить стоимость других возможностей для использования ресурсов и получения такого же продукта.
5. Исключить все расчеты по внутренним платежам (так как они не изменяют общего богатства страны).
6. Сопоставить ежегодные экономические потоки средств с исходным объемом инвестиции (это будет конечный итог).
Экономический анализ проводится для крупных инвестиционных проектов, которые разрабатываются по заказу правительства и призваны решить какую-либо национально значимую задачу. Если предприятие разрабатывает инвестиционный проект по своей собственной инициативе, самостоятельно привлекая инвестора, оно в конечном итоге фокусирует общий интерес проекта на выгодах его участников, главным образом тех физических и юридических лиц, которые предоставили финансовые ресурсы для проекта. И если в число этих лиц не входит государство, экономический анализ проекта можно не производить.
Институциональный анализ
Институциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения бизнес-плана с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Этот раздел бизнес-плана является не количественным и не финансовым. Его главная задача - оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект.
Анализ риска
Анализ риска предлагает учет всех изменений, как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.
Иногда в процессе анализа риска ограничиваются анализом сценариев, который может быть проведен по следующей схеме.
1. Выбирают параметры бизнес-плана в наибольшей степени неопределенные.
2. Производят анализ эффективности проекта для предельных значений каждого параметра.
3. В инвестиционном проекте представляют три сценария:
o базовый,
o наиболее пессимистичный,
o наиболее оптимистичный (необязательно).
Стратегический инвестор обычно делает вывод на основе наиболее пессимистичного сценария.
СОСТАВ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИИ
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ БИЗНЕС-ПЛАНА
Показатели планов - числовые величины, характеризующие различные стороны развития деятельности экономического субъекта на перспективу.
В системе планов используются различные показатели, которые отображают как качественные, так и количественные параметры развития.
Показатели, используемые в плановых расчетах, целесообразно классифицировать по различным признакам:
1. По роли в управлении:
- директивные - обязательные для исполнения;
- расчетные - служат ориентиром для оценки развития предприятия или формируют факторы и условия развития.
2. По экономическому содержанию:
- натуральные (кг, м, шт. и т. д.);
- стоимостные, выраженные в денежной форме;
- относительные, определяемые в процентах, коэффициентах.
3. По сущностным характеристикам:
- количественные (объемные) - отражают объем деятельности, ресурсный потенциал (сумму, количество и структуру основных средств, количество работников и т. д.);
- качественные - отражают качественный уровень деятельности (производительность труда, прибыль, рентабельность и т. д.).
4. По форме отчетности:
- оперативные, отражающие текущую деятельность экономических субъектов по направлениям деятельности, центрам ответственности и т. д.;
- статистические, включаемые в статистическую отчетность (плановые и статистические по названию и содержанию должны быть идентифицированы);
- бухгалтерские (налоговые), предусмотренные в нормативных документах по ведению бухгалтерской и налоговой отчетности.
5. По функциональному содержанию:
- объемные показатели деятельности - объем производства и реализации продукции и услуг: в целом, по ассортименту, каналам сбыта;
- структурные показатели: структура оборота, затрат, ресурсов и т. д.;
- результирующие показатели: прибыль, рентабельность, эффективность, платежеспособность, коэффициенты ликвидности и капитализации;
- показатели социального развития коллектива (средняя заработная плата, показатели мотивации и стимулирования труда, социальной поддержки персонала и др.).
В экономических расчетах важна соизмеримость и сопоставимость плановых показателей:
- по времени (применяются коэффициенты дисконтирования или компаундинга);
- по видам деятельности (единая методика обоснования идентичных показателей по разным видам деятельности и унифицированные формы их представления);
- по ценам (расчеты должны быть выполнены в сопоставимых ценах с учетом инфляции, соразмерности цен, курса различных валют).
Каждый из показателей обосновывается во взаимосвязи с другими показателями, что обеспечивает их взаимоподдержку и формирует единый целостный план развития предприятия, выраженный системой показателей. При расчетах показателей на этапе их обоснования выполняется ряд общих процедур в определенной последовательности (особенные процедуры будут рассмотрены позднее при изложении вопросов обоснования отдельных видов планов).
Процедуры процесса расчета показателей включают:
а) оценку состояния внешней среды и потенциала предприятия:
- анализ развития отрасли, конкуренции;
- оценку конкурентоспособности предприятия;
- оценку потенциала предприятия - уровня изношенности основных средств, уровня технического оснащения, использования современных технологий в организации производства и реализации продукции и услуг; квалификационного состава работников на его соответствие требованиям по обеспечению качественных характеристик производства (реализации) продукции (услуг) на предприятия;
б) прогноз внешних условий деятельности предприятия:
- общеэкономические прогнозы рыночной ситуации;
- прогноз социально-культурного развития общества;
- прогноз экономической ситуации;
- прогноз законодательно-нормативного изменения условий деятельности (налоговые платежи и т. д.);
- прогноз емкости рынка (сегмента рынка);
в) целевая ориентация деятельности предприятия включает определение цели деятельности компании, реализуемой в планах:
- материально-вещественные цели (концепция товара, услуги с учетом их конкурентоспособности);
- стоимостные цели: объем реализации товаров (услуг), валовые доходы, прибыль, ликвидность;
- социальные цели: создание социально-доступных предприятий, стандарты отношений с персоналом, компаньоном, собственником.
Показатели планов доводятся в виде заданий до структурных единиц предприятия, сотрудников. В соответствии с этим задания плана должны быть понятны для исполнителей, реальны в выполнении, измеримы в оценке уровня их выполнения. Для того чтобы планы были реализованы, необходима соответствующая система мотивации персонала и контроля, которая отражала бы вклад подразделения (сотрудника) в достижение того или иного показателя плана.