Понятие и значение хозяйственного учёта, составные элементы хозяйственного учёта.
Осуществление хозяйственной деятельности есть процесс реализации экономических, в том числе управленческих решений ее субъектов. Эффективность таких решений во многом зависит от получения полной и достоверной информации об управляемых и связанных с ними объектах и ее обработки. Получаемая информация фиксируется для ее последующего обобщения с целью принятия и корректировки коммерческих управленческих решений. Фиксирование информации происходит посредством ее отражения в цифрах и документах, в том числе электронных. Документальное отражение информации об управляемых и связанных с ними объектах есть управленческий учет. Учет – количественное отражение сведений о событиях, действиях и иных фактах в жизни общества, используемых для управления обществом на различных организационных уровнях. Стадиями учета являются: наблюдение, измерение, регистрация, обобщение. В зависимости от уровня управления в хозяйственной деятельности учет делится на: 1. Статистический учет – осуществляемый на макроуровне всего общества. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28.11.2004 (ред. от 02.07.2009) «О государственной статистике» государственная статистика − система сбора, обработки, обобщения, накопления, хранения, защиты, представления, распространения и использования органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями первичных статистических данных и сводных статистических данных (информации) об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь. 2. Налоговый учет. Согласно ст. 62 Налогового кодекса налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством. Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля. Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, применением соответствующих правил и форм учета. Плательщик (иное обязанное лицо) составляет и представляет за соответствующий налоговый либо отчетный период в налоговый орган по месту постановки на учет, а в случаях, установленных законодательными актами, и в налоговый орган по месту расположения объектов налогообложения налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам (пошлинам), а также другие необходимые документы, связанные с налогообложением. 3. Бухгалтерский учет – осуществляется на микроуровне юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 (ред. от 26.12.2007) «О бухгалтерском учете и отчетности» бухгалтерский учет − система непрерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Основными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются:
• формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах;
• обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
• предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости. Виды бухгалтерского учета:
• синтетический учет;
• аналитический учет. Синтетический учет − отражение имущества, обязательств и хозяйственных операций в обобщенных денежных показателях. Аналитический учет − детализированное отражение имущества, обязательств и хозяйственных операций в натуральных, количественных и денежных показателях. Учитываемая информация обобщается для принятия и корректировки управленческих решений. Результат обобщения управленческой и учтенной информации – управленческая отчетность. Она делится так же, как и учет, на оперативную, статистическую и бухгалтерскую. Бухгалтерская отчетность − система показателей, содержащая информацию о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении организации.