Эффективность кадровой политики на предприятии
Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.
Главным объектом кадровой политики предприятия является – персонал (кадры). Персоналом предприятия называется основной (штатный) состав его работников.
Кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.
Оценкa эффективности управления персоналом - это систематический, четко формaлизованный процесс, направленный на измерение издержек и выгод, связaнных с программами деятельности управления персоналом для соотнесения их результaтов с итогами базового периода, с показателями конкурентов и с целями предприятия
Показатели оценки эффективности кадровой политики представлены
- Экономическая результативность управленческой деятельности Кер = ТО / ВО Кер - коэффициент экономической результативности управленческой деятельности; ТО - выручка от реализации (без НДС); ВО - издержки обращения
- Доля расходов на управление КИУ = ВВУ / ВО КИУ - доля расходов на управление; ВВУ - административные расходы
- Соотношение количества управленцев к количеству работников Кз = Чау / Чсер Кз - удельный вес управленческого персонала в общей численности персонала; Чау - количество управленцев; Чсер - среднесписочная численность работников предприятия
- Производительность труда Ппр = ТО / Чсер или Ппр = ТО / ФРЧ Ппр - производительность труда; ФРЧ - фонд рабочего времени промышленно-производственного персонала
- Трудоемкость товарооборота Т = Чсер / ТО Т - трудоемкость товарооборота
- Результативность управления РВС = ТО / Чау РВС - результативность управления
- Рентабельность товарооборота Ро = П / ТО Ро - рентабельность товарооборота; П - чистая прибыль предприятия
- Рентабельность затрат Рв = В / ВО Рв - рентабельность затрат
- Рентабельность использования персонала Рпер = В / Чсер Рпер - рентабельность персонала
52 Прогнозирование и планирование хозяйственной деятельности предприятия
Прогноз и план взаимосвязаны и дополняют друг друга. Чаще всего прогноз предшествует плану, но иногда следуют за планом, прогнозируя последствия принятого планом решения.
Прогнозирование - это оценка перспектив развития предприятия на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.
Результаты прогнозирования деятельности предприятий и фирм учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров.
Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.
Основная цель прогноза - определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка. При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные - на 1-1.5 года, среднесрочные - на 4-6 лет и долгосрочные - на 10-15 лет.
Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.
Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов - конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.
Планирование - это определение целей развития предприятия, методов и способов его достижения, разработка программ деятельности различной степени детализации на ближайшую и будущую перспективу.
Исходным пунктом планирования выступает составление прогноза продаж на несколько лет вперед.