Четко и сознательно двигайся к целям.
Цели конфликта не всегда обозначаются, оговариваются, но
они всегда хотя бы подразумеваются. Иногда они не осознают-
ся. Но если мы их не достигаем, то очень расстраиваемся вместо
того, чтобы радоваться. Ведь цели обычно конкретны, и число
их бесконечно. Между тем, есть всего три главные цели, к кото-
рым надо идти в конфликтной ситуации:
1. Разрешение конфликта, то есть поиск такого решения,
которое устроило бы обе стороны и сняло внутреннее
напряжение.
2. Сохранение своего достоинства так, чтобы потом не бы-
ло стыдно за свое поведение или неловко, или не возник-
ло ощущение, что вел себя некрасиво
3. Продолжение отношений с партнером. Ведь ты не жела-
ешь превратить его во «врага».
Очень часто конфликтующие стремятся бессознательно к
совершенно противоположным целям, не думая об интересах
противника, не заботясь о своем «лице» и не желая дальше
иметь никаких дел со своим «обидчиком».
Аксиома 4
Не думай, что твоя начальная позиция -
Единственная и точная.
Цели конфликтующих противоречивы. Достижение одной
из целей ведет к недостижению другой. Например, я могу заста-
вить своего оппонента каким-то образом уступить мне и разре-
шу свое противоречие, но при этом он возненавидит меня или
обидится.
Можно найти такое решение, которое бы позволило достичь
все цели одновременно, не сталкивая и не противопоставляя их
друг другу.
Аксиома 4
Не думай, что твоя начальная позиция -
Единственная и точная.
Цели конфликтующих противоречивы. Достижение одной
из целей ведет к недостижению другой. Например, я могу заста-
вить своего оппонента каким-то образом уступить мне и разре-
шу свое противоречие, но при этом он возненавидит меня или
обидится.
Можно найти такое решение, которое бы позволило достичь
все цели одновременно, не сталкивая и не противопоставляя их
друг другу. «Мудрое» поведение в конфликтной ситуации - пси-
хологически обоснованное и грамотное движение к противоре-
чивым целям.
Удовлетворить свои интересы, если они вошли в противоре-
чие с интересами другой стороны, не разрушив отношения с
этой стороной, можно, если изменить позицию, с которой бу-
дешь искать решение.
НЕ ОШИБАЕТСЯ
ИЗБЕГАЮЩИЙ ССОРЫ
ДЕСЯТЬ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК
КОНФЛИКТУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
1. Отстаивает свою точку зрения и не думает, как ре-
шить проблему.
2. Ведет себя негибко, не способен изменить тактику,
переключиться на другое.
3. Нетерпим к инакомыслию, не может перейти на дру-
гую позицию, пойти на компромисс.
4. Мыслит стереотипно, стремится втиснуть решение в
рамки существующих норм, традиций, правил.
5. Отвлекается от основной цели на другие, побочные
цели, уходит в сторону от главной проблемы.
6. Видит только один путь решения или одну альтер-
нативу, а не их многовариантность.
7. Работает только в предметной области, не может
рефлективно анализировать и двигаться к взаимо-
действию.
8. Создает препятствия для свободной, творческой
полемики, генерированию идей, излишне критикует,
нагнетает страх и т.п.
9. Без нужды соглашается с мнением других, если они
уступают, приспосабливаются или уходят отреше-
ния проблемы.
10. Боится риска.
САДИСЬ ВО ГЛАВЕ СТОЛА
Группы, как и люди, имеют свое лицо. Идеальный размер
группы от пяти до девяти, максимально до 15 человек. При
большей численности группа плохо управляется и сама по себе
стремится разделиться на малые группы или подгруппы.
НАСТРОЙ СОТРУДНИКОВ
НА СОТРУДНИЧЕСТВО
ПРАВИЛ СОЗДАНИЯ И
ПРОЦВЕТАНИЯ ГРУППЫ
1. Цель совместной работы должна быть ясна и по-
нятна всем участникам.
2. Партнеры по возможности должны взаимно знать,
что каждый из них делает и какие задачи решает.
3. Хорошее взаимопонимание и свободный обмен ин-
формацией - серьезные условия для успешной ра-
боты группы.
4. Никто не имеет права настаивать на своем вариан-
те решения. Каждый готов пойти на компромисс и
изменить свое решение в пользу другого, обещаю-
щего успех для всех.
5. Разработай правила игры, устные или письменные,
но известные всем и обязательные для всех.
6. Сильные стороны партнеров важнее для совместно-
го дела, чем их слабые стороны. Первые комбини-
руй (объединяй), вторые нейтрализуй.
7. Вся информация поступает к координатору конкрет-
ного дела, который сразу же передает ее всем, кого
она непосредственно касается.
8. Мешает кооперации в группе тот, кто хочет добить-
ся для себя выгоды за счет других ее членов.
9. Каждый отвечает за свое дело (или часть общего),
за надежность и соблюдение своих сроков.
10. Любая удача сопровождается поощрением всех,
имевших отношение к работе, успешно закончен-
ной.
11. Все должны знать типовые условия совместной ра-
боты (бюджет, сроки и т.п.).
12. Решения, принятые «мозговым» центром группы
или вне ее, должны быть понятны всем и обоснова-
ны.
ГРУППОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Работа идет лучше, если группа имеет разнородный состав.
Предпочтительны различия людей по полу, возрасту, опыту,
личностным особенностям. Однако их ценности должны быть
близки или едины. Что относится к таким ценностям?