Средства индивидуализации предпринимателей и их продукции.
Потребители и контрагенты предпринимателя по сделкам имеют возможность отличать продукцию одного предпринимателя от однородной продукции другого с помощью специальных средств, которые позволяют ее индивидуализировать. К таким средствам относятся:
- фирменные наименования;
- товарные знаки;
- наименования мест происхождения товаров.
Средства индивидуализации предпринимателей сходны с результатами интеллектуальной деятельности, но к таковым не относятся. Ст. 1225 ГК РФ приравнивает их к результатам интеллектуальной деятельности. На них распространяется режим исключительных прав, т.е. только правообладатель (например, предприниматель, зарегистрировавший товарный знак) имеет право использовать зарегистрированный им объект и одновременно запрещать либо разрешать такое использование другим лицам.
Фирменные наименования.Понятие фирмы впервые стало упоминаться российским законодателем в 19 веке. «Фирма есть название торгового предприятия, а право на фирму есть исключительное право производства или сбыта известных товаров от имени данного предприятия, под данной фирмой. Так как известное предприятие, благодаря достоинству своих товаров, приобрело значительный круг потребителей, то для других представляется искушением воспользоваться чужой фирмой, чтобы отвлечь внимание покупателей. Здесь-то закон принимает под свою защиту интересы предприятия и запрещает всем другим употреблять ту же фирму. Это достигается мерами предупредительными и карательными»[13].
Источники правового регулирования прав на фирменное наименование.В настоящее время права на фирменные наименования регулируются Гражданским кодексом РФ, специальными законами об отдельных видах юридических лиц, например, федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[14], федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[15] и др. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 22 июня 1927 г. «О введении в действие положения о фирме»[16] утратило силу 1 января 2008 года. Положения о фирменном наименовании содержатся в Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г.
В действующем законодательстве и международных договорах не дается понятия фирменного наименования. Под фирменным наименованием следует понимать наименование юридического лица, которое позволяет отличать его от других участников гражданского оборота. Исключительное право на фирменное наименование может принадлежать юридическому лицу - коммерческой организации и возникает при регистрации юридического лица.
Фирменным наименованиям присущи следующие признаки:
1) Критерий творчества не является необходимым в отношении фирменного наименования.
2) Главное назначение фирменного наименования состоит в индивидуализации юридического лица.
3) Фирменное наименование является олицетворением деловой репутации предприятия и тем самым представляет личную и имущественную ценность.
4) Фирменное наименование должно быть постоянным и неизменным.
4) Название фирмы должно давать правдивую характеристику о ней.
5) Право на фирменное наименование, как правило, носит бессрочный характер.
7) Регистрация фирменного наименования может быть осуществлена только в отношении юридического лица – коммерческой организации.
8) Юридическое лицо может обладать лишь одним фирменным наименованием в отличие от других средств индивидуализации.
Фирменное наименование включает в себя указание на организационно-правовую форму юридического лица и отличительный элемент, например, закрытое акционерное общество «Незабудка».
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Специальные требования содержит ГК РФ в отношении полных товариществ, товариществ на вере, казенных предприятий и др. Например, п. 3 ст. 69 ГК РФ требует чтобы фирменное наименование полного товарищества содержало либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество», а п. 3 ст. 113 ГК РФ устанавливает, что фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
В соответствии со ст. 4 федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество имеет свое фирменное наименование, которое должно содержать указание на его организационно-правовую форму и тип (закрытое или открытое). Общество вправе иметь полное и сокращенное наименования на русском языке, иностранных языках и языках народов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 федерального закона от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»[17] в фирменном наименовании юридического лица не должны использоваться слова «биржа» и «товарная биржа», если оно не удовлетворяет требованиям названного закона.
Согласно ст. 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
1) полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.
Включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению Правительства Российской Федерации, если более семидесяти пяти процентов акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации. Такое разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано. Порядок выдачи и отзыва разрешений устанавливается законом.
В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, акционерное общество обязано в течение трех месяцев внести соответствующие изменения в свой устав.
Субъектами прав на фирменное наименование могут выступать лишь коммерческие организации. Не могут быть самостоятельными субъектами прав на фирменное наименование структурные подразделения юридических лиц, в частности, филиалы, представительства и т.п.
Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица могут приобрести право на использование фирменного наименования по договору коммерческой концессии (глава 54 ГК РФ). На противоречие такого подхода самой правовой природе фирменного наименования и отсутствия единого законодательного подхода в регулировании вопроса неоднократно указывалось в специальной литературе[18].
Возникновение и осуществление прав на фирменное наименование. Для возникновения прав на фирменное наименование не требуется какой-либо специальной регистрации. Право на фирменное наименование возникает с момента государственной регистрации коммерческой организации в соответствии с федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[19]. В учредительных документах юридического лица, заявлении о государственной регистрации юридического лица должно быть указано его наименование (полное и сокращенное)[20].
Сущность исключительного права на фирменное наименование состоит в юридически обеспеченной возможности хозяйствующему субъекту выступать в гражданском обороте под собственным наименованием и запрещать иным лицам использовать принадлежащее ему фирменное наименование. Под использованием фирменного наименования понимают воспроизведение названия на всех предметах и во всех случаях, касающихся дел данного предприятия при соблюдении принципа неизменности[21]. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.
Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.
Прекращение права на соответствующее фирменное наименование возможно в следующих случаях:
- при ликвидации юридического лица;
- при реорганизации в виде слияния, разделения, преобразования, когда вновь возникшие юридические лица не сохраняют права на фирменное наименование ранее существовавшего юридического лица;
- при перерегистрации юридического лица под новым фирменным наименованием, в результате которого прекращаются права на прежнее.
Защита прав на фирменное наименование.Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лиц, зарегистрировавшее свое фирменное наименование, приобретает исключительное право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию правообладателя обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
Российское законодательство практически не содержит предупредительных мер, которые обеспечивали бы исключительное право на фирму.
Согласно п. 3 ст. 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
Юридическое лицо, допустившее такое нарушение, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.
Судебная форма защиты осуществляется путем обращения в арбитражный или третейский суд с требованием о запрете использования повторяющегося фирменного наименования, изменения фирменного наименования и возмещения причиненный убытков.
Товарные знаки (знаки обслуживания).Наиболее важное значение в предпринимательской деятельности при производстве и продаже товаров, оказании услуг имеют товарные знаки, которые сами могут обладать весьма высокой стоимостью и давать доход при их использовании путем заключения лицензионных договоров. Товарные знаки позволяют отличать однородные товары, а знаки обслуживания соответственно услуги. Для удобства термин товарные знаки используется и в отношении знаков обслуживания.
Понятие товарного знака (знака обслуживания).В соответствии со ст. 1477 ГК РФ товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.
Товарные знаки могут быть различных видов: словесные, изобразительные, объемные, комбинированные. Например, обертка конфет «Мишка косолапый» включает в себя и словесный и изобразительный элементы. Товарные знаки могут быть зарегистрированы в любом цвете или цветовом сочетании.
Для приобретения исключительных прав на товарный знак необходимо его зарегистрировать в Роспатенте. Требования к товарным знакам при их регистрации. Перечень требований к товарным знакам раскрывается законодателем путем перечисления оснований для отказа в регистрации товарного знака в случае несоблюдения требований к товарному знаку. ГК РФ предусматривает абсолютные и иные основания для отказа в регистрации товарного знака. Так, первая группа оснований устанавливает для товарных знаков требование различительной способности, индивидуальности товарного знака (дистинктивность). Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, не обладающие различительной способностью (например, линия или цифра) или состоящие только из элементов:
- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (например, слово «молоко» для молочных продуктов, изображение яблока для яблок, но возможно, например, для компьютеров);
- являющихся общепринятыми символами и терминами (например, ЗАО, ООО);
- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта (например, «супер», «экстра»);
- представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Вторая группа оснований характеризует требование недопустимости использования официальных обозначенийв качестве товарных знаков. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только и элементов, представляющих собой государственные гербы, флаги и другие эмблемы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходные с ними до степени смешения обозначения. Такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.
Третья группа безусловных оснований для отказа в регистрации направлена на соблюдение прав потребителей, общественных интересов. Не допускается также регистрация обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:
- являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя (например, Эйфелева башня для продуктов питания из Рязанское области);
- противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Четвертая группа оснований направлена на защиту прав собственников объектов культурного или природного наследия, в качестве которых могут выступать публичные образования, действующие через соответствующие органы (например, Российская Федерация, от имени которой в этих правоотношениях может выступать Министерство культуры РФ). Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения
- с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- либо объектов всемирного культурного или природного наследия;
- а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию в качестве товарных знаков. Например, произведения Эрмитажа не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков без согласия уполномоченного органа.
Пятая группа оснований устанавливает запрет на регистрацию в качестве товарных знаков охраняемых в соответствии с международным договором обозначений, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с территории государства, в котором охраняется данное обозначение, и имеющие особые качества, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются его происхождением (например, шампанское, коньяк и др.).
Кроме абсолютных оснований для отказа в регистрации товарного знака Закон о товарных знаках определяет иные основания, которые характеризуют требование новизнык товарным знакам. Так, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, в отношении однородных товаров тождественные или сходные до степени их смешения с:
- товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, имеющими более ранний приоритет;
- товарными знаками других лиц, признанными в установленном законом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками.
Эти основания не ограничивают право на регистрацию такого товарного знака для других товаров.
Следующая группа ограничений распространяется на регистрацию товарных знаков в отношении любых видов товаров. Так не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров, за исключением случаев, если эти обозначения включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц, имеющих право пользования такими наименованиями.
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных законов обозначения, тождественные:
- охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
- названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
- фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника.
Под общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком понимается товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании государственной регистрации, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, если такие товарные знаки или обозначения в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату в Российской Федерации широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В настоящее время в Российской Федерации признано общеизвестными не так много товарных знаков. Среди них – «Известия», «Уралмаш», «Ява» и др.
Заявление о признании товарного знака общеизвестным может быть подано лицом, считающим свой товарный знак общеизвестным. Подача заявления возможна в случаях, когда использованию заявителем своего товарного знака и получению от того использования преимуществ в предпринимательской деятельности препятствуют подача иным лицом заявки на регистрацию товарного знака, регистрация товарного знака на имя иного лица или использование иным лицом товарного знака, являющегося тождественным или сходным до степени смешения со знаком заявителя и предназначенным для применения в отношении однородных товаров.
Общеизвестному товарному знаку предоставляется такая же правовая охрана как и для других товарных знаков. Однако в отличие от других товарных знаков правовая охрана действует бессрочно. Выдача свидетельства на общеизвестный товарный знак осуществляется Роспатентом в течение месяца с даты внесения товарного знака в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков.
Соотношение прав на товарные знаки и фирменные наименования.Товарные знаки как и фирменные наименования являются средствами индивидуализации предпринимателей. Общим для этих объектов интеллектуальной собственности является то, что они могут и не представлять результата творческой деятельности человека, но на них распространяется режим исключительных прав в силу регистрации (специальной – для товарных знаков или нет – для фирменных наименований). Отличия товарного знака от фирменного наименования состоят в следующем:
1) Различный способ выражения. Фирменное наименование всегда имеет только словесное обозначение, товарный знак может иметь и другие виды обозначений (художественное, музыкальное и т.д.).
2) Разный порядок возникновения исключительных прав. Права на фирменные наименования возникают при регистрации юридического лица, а права на товарный знак при специальной регистрации в Роспатенте.
3) Субъектами права на регистрацию фирменного наименования могут быть только коммерческие организации, субъектами прав на товарный знак могут выступать любые юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
4) Различный срок охраны. Правовая охрана товарных знаков в отличие от фирменных наименований носит срочный характер.
5) Разный порядок перехода прав и др.
На практике довольно часто возникают вопросы по поводу того, какой из объектов интеллектуальной собственности имеет приоритет перед другим. Чаще всего это касается соотношения прав на товарный знак и фирменное наименование, промышленный образец, а также на объекты авторских прав. Такое положение носит в науке название «конкуренции права на объекты интеллектуальной собственности». Согласно п. 6 ст. 1252 ГК РФ если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.
При этом под частичным запретом на использование понимается: в отношении фирменного наименования - запрет на его использование в определенных видах деятельности; в отношении коммерческого обозначения - запрет на его использование в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности.
Виды товарных знаков. Товарные знаки делятся на словесные, изобразительные, объемные, звуковые, световые, комбинированные и другие. Например, в виде объемных товарных знаков могут быть зарегистрированы необычные формы конфет, мыла, бутылок и т.д. В некоторых странах (Германии, Японии и др.) объемные товарные знаки не регистрируются. США является единственной страной, признавшей возможность регистрации пахнущих знаков. В 1990 г. был зарегистрирован свежий цветочный аромат в отношении нитей для шитья и вышивальных ниток[22].
Товарные знаки могу быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальный товарный знак регистрируется на имя одного гражданина-предпринимателя или юридического лица. Коллективный товарный знак - это товарный знак, который в соответствие с международным договоров Российской Федерации может быть зарегистрирован в отношении объединения лиц, производящих и (или) реализующих товары, обладающими едиными качественными и иными общими характеристиками. Коллективный товарный знак используется для маркировки товаров, разрабатываемых, изготавливаемых или реализуемых несколькими предприятиями, экономически связанными между собой, объединившимися для совместного использования этого знака. Лица, входящие в состав объединения, являются равноправными партнерами в отношении использования коллективного товарного знака.
Заявка на коллективный знак должна включать в себя устав коллективного знака, в котором должны быть указаны:
· наименования объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя;
· перечень лиц, имеющих право пользования этим знаком;
· цель его регистрации;
· перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком;
· условия его использования;
· порядок контроля за использованием;
· ответственность за нарушение устава коллективного знака.
Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам. Однако при этом возможно включение новых лиц в состав пользователей знака, о которых должен быть уведомлен Роспатент и внесены соответствующие изменения в устав коллективного знака. Аналогичные нормы имеются в законодательстве Испании, Японии, Австрии и других странах.
Возникновение прав на товарный знак. Исключительные права на товарный знак возникают с момента его регистрации в Роспатенте. Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в Роспатент. Кроме того, заявитель может воспользоваться принципом конвенционного или выставочного приоритета. Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если в подача заявки в Роспатент осуществлена в течение шести месяцев с указанной даты.
Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет). При этом выставка должна быть официальной, организованной на территории одного из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Дополнительным условием является шестимесячной срок подачи заявки в Роспатент, который исчисляется со дня начала открытого показа экспоната на выставке. При подаче заявки должны быть приложены документы, подтверждающие правомерность требований лица, желающего воспользоваться принципом конвенционного или выставочного приоритета.
В том случае, если разными заявителями одновременно поданы заявки на тождественные товарные знаки в отношении совпадающих перечней товаров, то они должны своим соглашением определить, в отношении кого из них будет произведена регистрация. Не допускается регистрация одного товарного знака на одни и те же товары в отношении разных лиц, за исключением регистрации коллективного товарного знака в отношении нескольких лиц, входящих в состав объединения. Если в течение шести месяцев с даты получения соответствующего уведомления соглашения между несколькими заявителями не достигнуто, то заявки считаются отозванными.
При регистрации товарного знака очень важно определить виды и класс товаров, на которые будет распространять свое действие товарный знак. Классификация товарных знаков и знаков обслуживания содержится в Ниццком соглашении 1973 г. Различают 42 класса, из них 34 относятся к товарам и 8 - к услугам. Например, для того, чтобы зарегистрировать товарный знак на видеотовары и услуги необходимо обратиться к 9 и 41 классам. 9-й класс включает в себя указание на такие товары как видеокамеры, видеокассеты, компакт-диски, устройства для видеозаписи и др., а 41 класс включает в себя прокат кино- и видеофильмов, услуги студий записи, производство кинофильмов и др. Регистрация товарного знака на одни товары и услуги не препятствует зарегистрировать другим лицам товарный знак на другие товары и услуги. В этом проявляется ограниченный характер исключительных прав на товарный знак. На практике это имеет принципиальное значение, поскольку использование товарного знака применительно к одной категории изделий не препятствует его применению к другой категории.
После подачи заявки в Роспатент любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки, содержащимися в ней на дату ее подачи. Это необходимо прежде всего для того, чтобы предотвратить подачу заявок на тождественные товарные знаки на однородные товары.
При получении заявки Роспатент в течение одного месяца со дня подачи заявки проводит формальную экспертизу на наличие необходимых документов заявки и на их соответствие установленным требованиям, а в дальнейшем - экспертизу заявленного обозначения, т.е. на определение возможности признания обозначения товарным знаком и сходство с другими уже зарегистрированными знаками.
Решение о регистрации товарного знака может быть пересмотрено Роспатентом до регистрации в случае:
- поступления заявки на тождественный или сходный до степени смешения товарный знак с более ранним приоритетом (например, конвенционный приоритет);
- регистрации в качестве наименования места происхождения товара тождественного или сходного до степени смешения обозначения;
- выявления заявки, содержащей тождественный товарный знак, или уже охраняемого тождественного товарного знака на совпадающие товары;
- удовлетворения заявления об изменении заявителя, приведшим к появлению возможности введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя в случае регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.
Заявка на товарный знак может быть отозвана по просьбе заявителя на любом этапе ее рассмотрения, но не позднее даты регистрации.
По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в регистрации, которое может быть обжаловано в Палату по патентным спорам. Указанный срок может быть продлен Роспатентом при условии подтверждения уважительных причин их пропуска и уплаты соответствующей пошлины.
Значение государственной регистрации товарного знака состоит в выдаче охранного документа – свидетельства, которое подтверждает:
- приоритет товарного знака;
- исключительный характер прав правообладателя, позволяющий не только самому использовать товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и предоставлять другим соответствующие права, но и запрещать иным лицам использование товарного знака его несанкционированное использование;
- невозможность другим лицам зарегистрировать такой же товарный знак или обозначение, сходное до степени смешения с этим товарным знаком.
Субъектами прав на товарные знаки могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В качестве заявителей могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации. Причем регистрационный орган не проверяет, может ли заявитель осуществлять те виды деятельности, которые необходимы для использования товарных знаков. Например, учебное заведение подает заявку на использование товарного знака при продаже алкогольной продукции. Роспатент не может отказать в регистрации товарного знака на этот вид товаров и услуг по тому основанию, что организация не сможет использовать товарный знак потому, что ему такая деятельность запрещена законодательством и учредительными документами.
Осуществление прав на товарный знак.После проведения экспертизы по существу заявителю выдается свидетельство на товарный знак, которое действует в течение 10 лет и может продлеваться неограниченное количество раз каждый раз на десять лет в порядке, предусмотренном Правилами продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания и внесения в нее изменений, утв. Приказом Роспатента от 3 марта 2003 г. N 27[23].
Лицо, на чье имя зарегистрирован товарный знак, приобретает исключительные права на использование и распоряжение товарным знаком.
Использованием товарного знака считается его применение на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, на их упаковке. При наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке использованием может быть признано также применение в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках. Правообладатель может при этом проставлять знак, свидетельствующий о регистрации товарного знака - ®. Только с согласия правообладателя могут осуществляться следующие действия: использование в гражданском обороте, в том числе размещение:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Не является нарушением исключительных прав на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия, например, в отношении товаров, которые выпускает правообладатель и маркирует их зарегистрированным товарным знаком. Такой принцип носит название исчерпание прав, основанных на регистрации товарного знака.
Особенностью осуществления прав на товарный знак является обязательность его использования. Правообладатель может не использовать товарный знак в своей хозяйственной деятельности, а предоставить его использование третьим лицам по договору. Использованием может быть признано применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке.
Если товарный знак не используется, то его действие может быть прекращено досрочно полностью или частично в зависимости от того, на какие товары он зарегистрирован и в отношении каких товаров он не используется. Основанием для досрочного прекращения является решение Палаты по патентным спорам, принятое по заявлению любого лица, в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение трех лет до даты подачи такого заявления.
Основанием для освобождения от подобной ответственности могут быть ув<