Права на средства индивидуализации

Права на средства индивидуализации

Как указано в ст. 1225 ГК, входящие в категорию интеллектуальной собственности средства индивидуализации, на которые признаны права, лишь приравниваются к результатам интеллектуальной деятельности.

Тем не менее, товарные знаки, составляющие часть этих средств индивидуализации, традиционно примыкают к объектам патентного права, создавая расширенное понятие промышленной собственности.

Все средства индивидуализации, относящиеся к интеллектуальной собственности, служат для индивидуализации разных объектов.

Разберём их по очереди, но не в том порядке, как они приведены в ГК. И для лучшего понимания особенностей разных средств индивидуализации будем обращаться к схеме Приложения 18, на которой в левом столбце как раз дан перечень всех четырёх средств индивидуализации.

Фирменное наименование и коммерческое обозначение

Согласно п.1 ст. 1473 ГК фирменное наименование – это «вывеска» юридического лица, которое обязательно является коммерческой организацией.

Фирменное наименование определяется в учредительных документах юридического лица и включается в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) при регистрации этого юридического лица.

В п.2 той же статьи отмечено, что фирменное наименованиедолжно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности юридического лица (к примеру, «научно-производственное объединение» или «торговая фирма»).

То есть такие слова всё же могут фигурировать в фирменном наименовании, но не только они.

Пункт 3 той же статьи предписывает юридическому лицу иметь одно полное фирменное наименование и разрешает иметь одно сокращённое фирменное наименование – на русском языке, а также на других языках. Можно включать и иноязычные заимствования, но не в терминах и не в аббревиатурах, отражающих организационно-правовую форму.

Например, фирма может иметь такое фирменное наименование «Федеральное государственное бюджетное учреждение Научно-производственное объединение “Астрофизика”» (ФГБУ НПО «Астрофизик

Запреты сведены в п. 4 этой статьи.

Нельзя включать в фирменное наименование то, что указано в ст. 1231.1 ГК,

1) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);

2) сокращённые или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки;

Наименование места происхождения товара

В ст. 1516 ГК вводится понятие наименования места происхождения товаров (НМПТ). Это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращённое наименование любого географического объекта (в том числе производное от такого наименования), ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими ресурсами. Если же такое наименование вошло во всеобщее употребление в РФ как обозначение товара определённого вида, не связанное с местом его производства, оно не признаётся наименованием места происхождения товара.

В качестве примера можно привести жигулёвское пиво. В 30-е годы прошлого века самарские пивовары показали новый сорт пива на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), переименованной впоследствии в Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). Это пиво попробовал тогдашний народный комиссар (нарком) пищевой промышленности А.И. Микоян и сказал, что такое замечательное пиво должны пить все трудящиеся СССР. Вот и стали производить такое пиво в самых разных местах: в Ленинграде, в Чите, в Семипалатинске, в других городах Советского Союза. А ведь исходное Жигулёвское пиво делалось на артезианской воде, проходившей через карстовые слои и потому известковавшейся, что и давало этому (настоящему) пиву особый вкус. К сожалению, теперь уже это наименование нельзя зарегистрировать в качестве НМПТ.

Исключительное право на использование НМПТ на территории РФ действует при условии регистрации НМПТ в Роспатенте с выдачей свидетельства (ст. 1517, 1518 ГК). Исключительное право на НМПТ может быть зарегистрировано за несколькими лицами в границах того же географического объекта.

На схеме Приложения 18 НМПТ указано под товарным знаком, чтобы подчеркнуть, что объектом, который оно индивидуализирует, тоже является товар, но товар особый, производимый в пределах конкретного региона, дающего своё название такому товару.

Как видно из этой схемы, стрелки к сплошным квадратам, символизирующим такие товары в этой строке, могут отходить от любого лица (не обязательно от индивидуального предпринимателя). На мой взгляд, всё же некоммерческие юридические лица без права на коммерческую деятельность не могут быть обладателями исключительного права на НМПТ, т.к. продажа товаров не входит в круг разрешённых им видов деятельности.

Согласно п. 2 ст. 1519 ГК, использованием НМПТ считается его размещение, аналогичное размещению товарного знака (ст. 1484 ГК).

Не допускается использование НМПТ в сочетании с такими словами как «род», «тип», «имитация» и т.п. Все такие товары, этикетки, упаковки с нелегально размещёнными на них НМПТ считаются контрафактными.

По п. 4 ст. 1519 ГК не допускается также распоряжение исключительным правом на НМПТ, поскольку в других местах НМПТ «не работает», а в том самом регионе любой желающий может получить право использования, подав заявку в Роспатент.

Схема Приложения 20, аналогичная схеме Приложения 19, иллюстрирует, что именно относится к исключительному праву на НМПТ. Как видим, к исключительному праву на НМПТ относится только право использовать НМПТ для маркировки соответствующих товаров, а отсутствие правомочия распоряжения отмечено оборванной вертикальной линией.

Знаком охраны в данном случае служит указание «зарегистрированное НПМТ» (ст. 1520 ГК). Охраняется НМПТ в течение всего срока, пока сохраняются соответствующие особые свойства географического объекта (ст. 1521 ГК), т.е. фактически бессрочно.

Как и на товарный знак, на НМПТ подаётся заявка на регистрацию НМПТ и на предоставление исключительного права на него.

По этой заявке проводится экспертиза – формальная экспертиза и экспертиза обозначения (ст. 1522-1526 ГК).

При положительном результате последней НМПТ регистрируется и на него выдаётся свидетельство (ст. 1526-1530 ГК) на срок 10 лет с правом неоднократного продления (ст. 1531 ГК). Это свидетельство удостоверяет не только факт регистрации НМПТ, но и исключительное право на его использование.

Если же НМПТ уже зарегистрировано, то подаётся заявка только на предоставление исключительного права на зарегистрированное НМПТ.

На конец 2016 года в России зарегистрировано уже почти 160 НМПТ, причём на многие из них выдано по несколько свидетельств на право использования.

Больше всего свидетельств на одно и то же НМПТ выдаётся, как правило, на ту или иную минеральную воду (Нарзан, Ессентуки, Славяновская и т.п.). Среди зарегистрированных НМПТ есть только одно наименование, которое содержит название всей нашей страны. Разумеется, это «Русская водка» (№ 65), на это НМПТ выдано 19 свидетельств.

Кстати, больше всего свидетельств (59) выдано на НМПТ Ессентуки (№ 23), на втором месте (31) – НМПТ Славяновская (№ 50).

Здесь даны лишь общие сведения, позволяющие читателю составить представление о средствах индивидуализации (как, впрочем, и о нетрадиционных объектах), чтобы понимать используемую терминологию и знать место этих объектов в той области, которая традиционно именуется интеллектуальной собственностью.

Права на средства индивидуализации

Как указано в ст. 1225 ГК, входящие в категорию интеллектуальной собственности средства индивидуализации, на которые признаны права, лишь приравниваются к результатам интеллектуальной деятельности.

Тем не менее, товарные знаки, составляющие часть этих средств индивидуализации, традиционно примыкают к объектам патентного права, создавая расширенное понятие промышленной собственности.

Все средства индивидуализации, относящиеся к интеллектуальной собственности, служат для индивидуализации разных объектов.

Разберём их по очереди, но не в том порядке, как они приведены в ГК. И для лучшего понимания особенностей разных средств индивидуализации будем обращаться к схеме Приложения 18, на которой в левом столбце как раз дан перечень всех четырёх средств индивидуализации.

Наши рекомендации