Каково положение намаза и поста относительно той женщины, которая находится в состоянии менструации или послеродового кровотечения?
Высший совет ученых Саудовской Аравии сказал: «Если же к женщине приходит менструация, то она воздерживается от намаза и поста. А когда очищается от месячных, то она возмещает пропущенные дни поста рамадана, в которых она по причине ее менструаци не держала пост. Однако она не возмещает намазы, которые она оставила во время менструации. Так как было передано имамом аль-Бухари и другими относительно разъяснения Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)о недостатках женщин в религии, когда он сказал:«А разве женщина не прекращает молиться и поститься, когда у нее начинается менструация?»(аль-Бухари, 304 и Муслим 250).
Также передали имам аль-Бухари, Муслим и другие от Му’азата, которая спросила Айшу (да будет доволен ею Аллах): «Почему женщины, у которых бывают месячные, возмещают пропущенные дни поста, но не возмещают пропущенные молитвы? Айша сказала: «Разве ты харуритка (это одна из сект хариджитов)? Она ответила: «Нет, я не из числа харуритов, однако просто спрашиваю (о положении этого вопроса)» Айша ответила: «При жизни Посланника Аллаха(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)во время месячных нам было велено восполнять пост и не было велено восполнять молитвы» (аль-Бухари 321 и Муслим 787).
Это из милости Аллаха и Его доброты по отношению к ним, поскольку молитвы (намазы) повторяются ежесуточно пять раз, а менструация в основном приходит каждый месяц. Аллах снял с женщин, у которых бывают месячные, обязанности молитвы и возмещения их, ибо в возмещении их имеется великая тяжесть. А что касается поста, то по причине того, что он повторяеться лишь один раз в год, Аллах снял с женщин пост, когда они в состоянии менструации, проявляя к ним Свою милость, и повелел им лишь возместить пропущенные дни поста после этого для того, чтобы воплотить в этом шариатскую пользу.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
Источник: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 5\393.
Высший совет ученых Саудовской Аравии также сказал: «Женщина не совершает намаз и не постится, когда она в состоянии менструации или послеродового кровотечения (нифаса). Если прекратится у нее менструация или послеродовое кровотечение, то она совершает полное омовение, даже если она очистится в дневное время от месячных или послеродовых кровотечений. И совершив малое омовение для намаза, она начинает совершать намаз, который она застала, и поститься. А что касается миновавших дней, в которых она было в состоянии менструации или послеродового кровотечения, то она возмещает пропущенные дни поста, но не возмещает пропущенные дни молитвы.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
Источник: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 5\425.
Является ли обязательным мусульманке воздержаться от еды и питья, если она очистилась от менструации или послеродового кровотечения в дневное время рамадана?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Если женщина очистилась отменструации или послеродового кровотечения (нифаса) в дневное время рамадана, то не является обязательным для нее воздержание. Ей положено есть и пить, поскольку ее воздержание никакой ей пользы не принесет, так как для нее является обязательным возмещение этого дня. И этот мазхаб является имама Малика, имама аш-Шафи’ и одним из двух передач от имама Ахмада. Было передано от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Тот, кто принимает пищу в начале дневного времени, пусть кушает и в конце его*» То есть тому, кому было позволено разговляться в начале дневного времени, позволено и разговляться в конце его». Источник: «Маджмуъ Фатауа» 19\99.
*[Прим. переводчика: Это было передано имамом аль-Байхакъи в «аль-Кубра» 4\216 с достоверной цепочкой передачи от Яхйа ибн аль-Джазар, который передал со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах)].
Что такое нифас?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нифас – это кровь, которая выходит при рождении или же за два или три дня до рождения с его признаком, а это родовые схватки. А что касается вод, которые отходят, то это не является нифасом, так же, как и то, что вышло до рождения без схваток, не считается нифасом. Ибо кровь, которая вышла до рождения, не считается нифасом, за исключением того, если она вышла за два или три дня до рождения с родовыми схватками. Что касается вод, которые отходят до рождения, даже если со схватками, то это не является нифасом».
Источник: «Шарх Булугуль-Маром» 1\409.
Так вот, если кровь выходит со схватками при рождении или за два или три дня до рождения, то это нифас. А если выходит кровь до рождения без схваток, то это не считается нифасом, так же, как и если воды отошли до рождения не является нифасом, если только они не отошли с кровью. А Аллаху ведомо лучше!