1) большое видовое разнообразие (много соподчиненных таксонов);

2) высокая численность;

3) широкое распространение (ареал);

4) многочисленные приспособления к разным условиям водной среды – форма тела, строение плавников и т.п.

Найдите ошибки.

Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию; 2) Популяции одного вида относительно изолированы друг от друга; 3)Популяция является структурной единицей вида; 4) Популяция является движущей силой эволюции; 5) Личинки комаров, живущие в одной луже представляют собой популяцию.

Ответ:

1) 1 – популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию;

2) 4 – популяции являются элементарной единицей эволюции, а не движущей силой;

3) 5 – личинки комара не представляют собой популяцию, так как территория лужи мала, она недолговечна, личинка комара – это одна стадия в развитии комара, а популяция включает все возрастные группы.

Какие функции выполняют органы крота и медведки, обозначенные на рисунке буквами А и Б? Как называют такие органы и какой эволюционный процесс обусловил их появление? Ответ поясните.

Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трех доказательств, подтверждающих это положение - student2.ru Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трех доказательств, подтверждающих это положение - student2.ru А
Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трех доказательств, подтверждающих это положение - student2.ru Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трех доказательств, подтверждающих это положение - student2.ru Б

1) На рисунке изображены роющие конечности, играющие немалую роль в строительстве нор, подземных проходов;

2) Эти органы называют аналогичными – выполняют сходные функции, но имеют разное происхождение;

3) Образуются в результате конвергенции - независимого возникновения сходных признаков у организмов, не родственных друг другу, или у органов, имеющих в эмбриональном развитии различное происхождение, но выполняющих сходные функции.

Прочитайте текст.

Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15–25 см, масса тела – 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии. На протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоёмов.

Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Ответ:

1) Морфологический критерий: длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15–25 см, масса тела – 1,5 кг

2) Географический критерий: американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии.

3) Экологический критерий: на протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоёмов.

Что такое дрейф генов? К каким изменениям в популяции он может привести?

Ответ:

1) дрейф генов – случайное ненаправленное изменение концентрации аллелей в популяции;

2) приводит к изменению частот мутантных аллелей, что приводит к изменению генофонда;

3) возрастание гомозиготности популяции.

Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоении наземно-воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Объясните, какие общие черты их организации этому способствовали. Приведите не менее трёх признаков.

Ответ:

1) Большая поверхность лёгких, четырёхкамерное сердце позволили млекопитающим и птицам иметь большую скорость обмена веществ;

2) Постоянная температура тела (теплокровность) позволила птицам и млекопитающим сохранять высокую активность жизнедеятельности вне зависимости от температуры окружающей среды;

3) Хорошо развитый головной мозг позволил птицам и млекопитающим приспосабливаться к любым условиям среды за счёт появления высокоразвитой рефлекторной деятельности.

Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зеленую окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.

Ответ:

1) Сначала у одной из гусениц возникла мутация, которая позволила ей приобрести частично зеленую окраску. Такие гусеницы чуть менее заметны на зеленых листьях, поэтому чуть реже, чем обычные гусеницы, уничтожались птицами. Они чаще выживали и давали потомство (происходил естественный отбор), поэтому постепенно количество бабочек, имеющих зеленых гусениц, увеличивалось.

2) Затем у одной из частично зеленых гусениц произошла мутация, которая позволила ей стать еще более зеленой. Такие гусеницы за счет маскировки чаще, чем остальные гусеницы, выживали, превращались в бабочек и давали потомство, количество бабочек с еще более зелеными гусеницами увеличивалось.

3) Таким образом, за счет взаимодействия движущих факторов эволюции (наследственной изменчивости и естественного отбора) у гусениц возникла светло-зеленая маскирующая окраска.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Ароморфоз – направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.

Ответ:

1) 1 – Ароморфоз один из путей биологического прогресса, для которого характерны крупные эволюционные изменения.

2) 2 – В результате ароморфоза формируются новые типы, классы.

3) 5 – Формирование плоской формы тела и маскирующей окраски у камбалы и ската является примером идиоадаптации.

Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе её предков к жизни на открытых пространствах.

1) Произошло увеличение длины конечностей и размеров тела;

2) Изменение формы и строения зубов;

3) Постепенное уменьшение числа пальцев до одного;

4) Образование рогового копыта.

Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей к консументам первого порядка?

Ответ:

1) Консументы второго порядка – это хищники, питающиеся консументами первого порядка. Совы могут питаться мышами.

2) Консументы первого порядка – это растительноядные животные. Мыши питаются растительной пищей.

Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах?

1) Разнообразие видов, наличие среди них продуцентов, консументов, редуцентов;

2) Питание видов разнообразной пищей (широкая пищевая специализация).

Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры биоценоза березовой рощи?

1) большим видовым разнообразием;

2) большим числом ярусов;

3) более длинными и разветвлёнными цепями питания.

В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли?

Ответ:

1) основа биосферы – все живые существа планеты, которые, осуществляя биогенную миграцию атомов, обеспечивают биогеохимический круговорот веществ;

2) биосфера представляет собой совокупность всех экосистем Земли, является системой открытого типа, нуждающейся в постоянном притоке энергии Солнца. Солнечная энергия в биосфере преобразуется живыми организмами в энергию химических связей органических веществ.

Чем определяется устойчивость естественных экосистем?

Ответ:

1) Чем большее количество видов организмов обитает в данной экосистеме, тем труднее её вывести из состояния равновесия;

2) Большим числом звеньев в цепях питания;

3) Эти два признака являются основными для поддержания саморегуляции и самовосстановления экосистемы, а значит и определяет её устойчивость к каким-то неблагоприятным биотическим, абиотическим или антропогенным факторам седы и стабильность существования во времени.

Почему отношения между собакой и клещом считают примером паразитизма?

1) Клещ питается кровью собаки;

2) Клещ использует организм хозяина многократно, не уничтожая его;

3) Собаке не нравятся укусы клеща.

Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение.
Ответ:

1) круговорот веществ в них незамкнутый, т.к. первичная продукция в большей мере изымается человеком;

2) преобладают монокультуры и отсутствует биоразнообразие;

3) культурные растения не выдерживают конкуренции с дикими видами, поэтому не могут существовать без участия человека;

4) неразветвлённые сети, короткие цепи питания.

Какие из перечисленных видов топлива – природный газ, каменный уголь, атомная энергия способствуют созданию парникового эффекта? Ответ поясните.

Ответ:

1) Созданию парникового эффекта способствуют сжигание природного газа и каменного угля;

2) При их использовании образуется углекислый газ, который и создаёт парниковый эффект.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

1) 2 – Первым звеном пищевой цепи являются продуценты;

2) 3 – У продуцентов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза;

3) 4 – В световой фазе фотосинтеза выделяется кислород.

Какие формы хозяйственной деятельности человека в промышленных странах нарушают жизнь естественных наземных экосистем? Приведите не менее трёх примеров.

Ответ:

1) В результате хозяйственной деятельности человека происходят загрязнение среды промышленными и бытовыми отходами и радионуклидами;

2) Истощение природных ресурсов;

3) Разрушение естественных экосистем, вымирание видов растений и животных.

В экосистеме леса трофические уровни экологической пирамиды представлены организмами: растения → гусеницы → синицы → хищные птицы. Какие изменения численности обитателей разных уровней приведут к сокращению численности гусениц? Ответ поясните.

Ответ:

1) уменьшение численности растений сократит кормовую базу гусениц и их численность;

2) увеличение численности синиц приведёт к уничтожению гусениц, которыми они питаются;

3) уменьшение численности хищных птиц приведёт к уменьшению численности синиц, которыми питаются хищники.

Какую роль в круговороте кислорода играют растения, цианобактерии, животные, бактерии? Как используется кислород этими организмами?

Ответ:

1) Все растения, цианобактерии, животные и аэробные бактерии поглощают кислород в процессе дыхания – окисления органических веществ;

2) Все растения, способные к фотосинтезу, цианобактерии выделяют молекулярный кислород как продукт фотолиза воды в световой фазе фотосинтеза.