Нарушается ли пост человека, когда он в порыве гнева кричит и ругается в дневное время рамадана?

Высший совет ученых Саудовской Аравии ответил: «Это не делает недействительным пост его, однако уменьшает награду его. Мусульманину надлежит сдерживать себя, оберегать свой язык от брани, поношений, злословий (гъиба), сплетни (намимы) и прочего из того, что запретил Аллах во время поста и в другое время. Однако в это время он тщательнее оберегает безупречность своего поста, сторонится причинять страдания людям и быть причиной смуты, ненависти и разделения, исходя из слов Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям):«Пусть никто из вас не говорит непристойные слова и не повышает голос в день поста, а если кто-либо будет ругать его или затевать с ним ссору, пусть скажет: «Поистине, я пощусь»». Хадис приводится в двух достоверных сборниках.

А помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»

Источник: «Фатауа Ладжнатуль-Даийма»10\332.

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Является обязательным постящемуся и другим сторониться лжи, злословия (гъиба) и ругани. Однако они (ученые) упоминают это, как усиление, поскольку это усиливается по отношению к постящемуся, как совершение обязательных деяний и оставление запретных, которые не усиливаются в отношении непостящегося.

Доводом этому служат слова Всевышнего:«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас, - быть может, вы станете богобоязненными»(аль-Бакара,183). Вот это является мудростью поста, дабы он стал причиной богобоязненности, посредством совершения обязательных дел и оставления запретных.

Доводом из сунны являются слова Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям):«Кто не оставил лживые речи (къоулаль-зур), дела согласно ими и невежества, то Аллах не нуждается в том, чтобы человек оставил еду и питье»(аль-Бухари 1804).

То есть, Аллах не желает, чтобы мы оставили еду и питье, поскольку если бы это являлось желанием Аллаха, то это говорит, что Аллах хочет нас подвергнуть мучениям. Всевышний Аллах говорит: «Зачем Аллаху подвергать вас мучениям, если вы будете благодарны и уверуете»(ан-Ниса,147). Однако поистине, Аллах желает от нас, чтобы мы побоялись Его, исходя из слов Его Всевышнего: «..быть может, вы станете богобоязненными».

Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)сказал: «Кто не оставил лживые речи» - то есть, ложь. Если пожелаешь, то скажи: «Зур – это все запретные слова» поскольку они отклоняют от прямого пути - «дела согласно ими»то есть, в соответствии с ложью, а это все запретные действия -«и невежества»то есть, глупости и отсутствие благоразумия. Например, поднимать шум на базаре, ругаться с людьми и прочее. Поэтому Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)сказал: «Пусть никто из вас не шумит»- то есть, не повышает голос в день поста, напортив, он должен быть воспитанным- «ине говорит непристойные слова в день поста, а если кто-либо будет ругать его или затевать с ним ссору, пусть скажет: «Поистине, я пощусь». Вот по причине этого мы познаем совершенную мудрость законности поста. Поскольку, если мы обретем воспитание, посредством этого великого воспитания, то когда рамадан завершится, человек будет на прекрасном нравственном качестве из приверженности к религии, благонравия и воспитанности, ибо пост фактически является воспитанием»

Источник: «Шарх Мумтиъ» 3\73-74.

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Грехи делают ли недействительным пост или нет?

Ответ:Если это запрет касается конкретно поста, то пост в таком случае нарушается, а если это общий запрет, то пост не нарушается.

Пример для первого случая: было запрещено постящемуся принимать пищу и питье, поэтому если он поел или выпил, то его пост нарушается.

Пример для второго случая: Было запрещено постящемуся и непостящемуся злословить за спиной человека, а гъиба - это упоминание о своем брате мусульманине то, что ему не понравится. Поэтому если постящийся будет делать гъиба на кого-либо (из мусульман), то гъиба является запретным для него, но это не делает недействительным пост его, поскольку это запрет не касается конкретно поста.

Вот это является правилом у большинства ученых.

Некоторые ученые сказали, что если постящийся совершит запретное, даже если это запрет будет обобщенным, то его пост все равно нарушается. В качестве довода они опираются на слова Пророка(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), который сказал:«Кто не оставил лживые речи (къоулаль-зур), дела согласно ими и невежества, то Аллах не нуждается в том, чтобы человек оставил еду и питье». Однако мнение большинства ученых правильнее. А что касается хадиса, то Пророк(салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)желал этим разъяснить мудрость поста, и не хотел он этим разъяснить нарушение поста по причинелживых речей, дел в соответствии с ними и невежества» Источник: «Шарх Арба’ин ан-Науауи» стр.234.



Наши рекомендации