Критерии оценки корпоративной организации
№ п/п | Название корпорации | Внешний облик участников | Наличие нарядных материалов | Работа в команде | Проведение имиджевой кампании | Ответы на вопросы | Выступление президента | Участие в обсуждении | Сумма баллов |
Поправочные коэффициенты | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | ||
Участники игры внутри каждой организации распределяют между собой роли.
Задача каждой корпоративной организации в процессе игры состоит в разработке корпоративного имиджа (презентации) своей структуры.
Допускается и весьма поощряется использование любых наглядных материалов, анкетных опросов, интервью, видео- и аудиосредств при проведении имиджевой кампании в представлении организации.
Особенности регламента и правила проведения игры
1. Порядковый номер выступления команд устанавливается жеребьевкой на установочных занятиях.
2. Открытие и представления членов организации — 5 мин.
3. Каждая команда делает основной доклад при презентации своей корпоративной организации, используя вспомогательные аудиовизуальные средства, печатные, рекламные материалы и т.д. (20 мин + + 3 мин на подготовку).
4. После основного доклада выступающей команде задают по пять вопросов другие корпоративные организации. Первый вопрос обяза-
тельно задает президент организации, остальные вопросы — сотрудники (задающий вопрос сообщает, какую организацию он представляет). Отвечать на вопросы может любой из членов выступающей корпоративной организации. Каждый цикл (вопрос — ответ) суммарно занимает не более 5 мин, из этого времени на вопрос отводится не более 1 мин.
5. Президенты всех корпоративных организаций дают предварительную (до оценки жюри) словесную оценку выступающей организации — с учетом основного доклада и всех ответов на вопросы. На выступление отводится по 5 мин.
6. После вопросов, ответов и выступлений оппонентов других корпораций выступающей организации предоставляется право на ответное слово (не более 5 мин).
7. Каждый из участников игры в начале выступления, задавая вопрос или отвечая, четко называет свою фамилию, должность и название корпоративной организации. Наиболее отличившихся члены жюри выделяют в особый список, и они отмечаются персонально по итогам игры.
8. Итоговая оценка подводится членами жюри в течение 15 мин. На заключительное слово председательствующему и членам жюри отводится 10 мин. При подведении итогов члены жюри отмечают команды, занявшие первые три места, и персонально отличившихся членов команды.
9. По окончании игры проводятся индивидуальные консультации со всеми командами, отмечаются их достоинства и недостатки в процессе участия в деловой игре.
Как уже говорилось, члены «корпоративной организации» могут советоваться по всем вопросам с модераторами — ведущими преподавателями факультета, преподавателем, ведущим спецкурс, пользоваться услугами профессиональных консультантов, пользоваться зарубежными источниками и Интернетом.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
И КУРСОВЫХ
(КОНТРОЛЬНЫХ) РАБОТ
1. Характер и цель управленческого консультирования.
2. Область применения и возможности консультирования.
3. Поведенческие роли консультанта.
4. Совершенствование понятия «роль консультанта» в будущем.
5. Управление процессом изменения в организации.
6. Вопросы культуры при консультировании.
7. Профессиональные ассоциации и кодексы поведения консультантов.
8. Консультирование по вопросам управления финансовой деятельностью.
9. Характер и объем консультирования.
10. Новаторство и предприимчивость консультанта.
11. Консультирование по вопросам управления производством.
12. Консультирование по вопросам управления человеческими ресурсами и их развитие.
13. Консультирование по вопросам управления малыми предприятиями.
14. Роль и характер деятельности консультанта.
15. Консультативные задания в жизненном цикле предприятия.
16. Консультирование по вопросам управления государственным учреждением.
17. Консультирование по вопросам применения ЭВМ в управлении.
18. Консультирование как профессиональная деятельность.
19. Маркетинг услуг по консультированию.
20. Повышение квалификации консультантов по вопросам управления.
21. Издержки и гонорар консультантов.
22. Особенности составления отчета консультанта.
ВОПРОСЫ
ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Сущность понятия «управленческое консультирование».
2. Виды консультационного обслуживания.
3. Специфика консультационных услуг в России.
4. Консалтинг как форма бизнеса.
5. Финансовый консалтинг.
6. Безопасность организации — новое направление консалтинга.
7. Планирование как важнейший инструмент управленческого консультирования.
8. Аудит и управленческое консультирование.
9. Профессиональные консультанты.
10. Причины и основания для обращения к консультантам.
11. Принятие решений о приглашении консультанта (консультационной фирмы).
12. Анализ проблем клиентской организации.
13. Критерии профессионализма консультанта.
14. Виды консультационных услуг.
15. Спрос на российском рынке консультационных услуг.
16. Организация внешнего консультирования.
17. Организация внутреннего консультирования.
18. Ассоциации консультантов.
19. Определение потенциальных консультационных фирм (консультантов).
20. Структура и содержание предложений.
21. Модель профессиональной компетенции консультанта.
22. Специфика товара «консультационная услуга».
23. Анализ и сегментирование рынка консультационных услуг.
24. Методы ценообразования и формы оплаты труда консультантов.
25. Информация об уровнях гонораров.
26. Анализ предложений консультационных фирм.
27. Контракт на консультационные услуги.
28. Принципы организации отношений между клиентом и консультантами.
29. Модели консультирования.
30. Экспертное консультирование.
31. Консультирование по проекту.
32. Консультирование по процессу.
33. Процесс консультирования.
34. Управление консультационным проектом.
35. Методы и оценка результатов консультирования.
36. Система измерения и оценки услуг в клиентской организации.
37. Качество консультационных услуг.
38. Организационные структуры, адекватные консультационной деятельности.
39. Разработка стратегии маркетинга в консультационном обслуживании.
40. Сопутствующие услуги к консультационному обслуживанию.
41. Тактические приемы, применяемые в маркетинге консультационных услуг.
42. Особенности коммуникационных процессов на рынке консультационных услуг.
43. Особенности имиджа профессионального консультанта.
44. Развитие рекламы на рынке консультационных услуг.
45. Пролонгация сотрудничества с клиентом.
ГЛОССАРИЙ
Ассоциация консультантов— добровольное объединение, основанное на членстве, цель которого — пропаганда профессиональных норм консультационной деятельности и создание рынка консультационных услуг. Различаются региональные, национальные, международные объединения. Возможно членство в нескольких ассоциациях одновременно.
Аудит персонала (кадровый)— своеобразный инструмент управления кадровым процессам, в какой-то мере подобный финансовому или бухгалтерскому аудиту. Сущность А.п. — оценка соответствия кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития, диагностика причин возникновения проблем по вине персонала, а также оценка их важности и возможности разрешения, формулирование конкретных рекомендаций для руководства и службы управления персоналом по их устранению.
Бизнес-консалтинг— обеспечение клиента специализированным опытом, методологией, техникой поведения, профессиональными навыками или другими ресурсами, помогающими ему в оптимизации сложившегося на предприятии (в организации) финансово-экономического состояния в рамках действующей нормативно-законодательной базы.
Гонорар— стоимость работы консультанта определенной квалификации.
Диагностика (оргдиагностика)— определение проблем организации и причин их возникновения.
Деловая игра— имитация хозяйственной или иной деятельности предприятия в учебных, производственных или исследовательских целях, выполняемая группой лиц на модели объекта
Интернационализация— процесс, при котором люди после окончания процесса внедрения перемен не мыслили бы без них свою обычную работу, относились бы к ним не как к переменам, а как к норме.
Закон непропорциональности усилий и результата— усилия, затрачиваемые на получение единицы информации с точностью до 1%, намного превосходят усилия, затрачиваемые на получение единицы информации с точностью до 10%.
тантом), согласно которой консультант предлагает способ решения проблемы, выявленной клиентом.
Контракт на консультирование— документ, определяющий взаимоот ношения между клиентной организацией и консультационном фирмой (консультантом) в связи с выполнением консультацион ного проекта.
Коммуникации — способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка тело движений и параметров речи. Эффективность К. во многом определяется состояниями, в которых находятся лица, вступающие в К.; в зависимости от обстоятельств эти состояния могут меняться.
Коэффициент использования за плату (коэффициент полезного действия— КПД)— процент общего времени, потраченного на работу, оплачиваемую гонораром.
Менеджмент-консалтинг— вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которой квалифицированный консультант предоставляет объективные и независимые советы, способствующие успешному управлению организацией-клиентом.
Методология работы консультанта— набор базовых идей, методов и форм мыслительной работы, а также способов их использования.
Методы консультирования— общая схема (план действий), составленная на основе обобщенного опыта наиболее результативных консультаций данного вида, позволяющая выработать соответствующую программу действий.
Новые возможности персонала организации— навыки и умения, приобретенные сотрудниками организации клиента в ходе совместной работы с консультантом.
Новыесистемы — внедренные консультантом системы маркетинга, бухгалтерии, информации, оценки деятельности предприятия.
Новое поведение— изменение отношений между менеджерами и подчиненными, между персоналом.
Новые программы— разработанные консультантами программы развития предприятия и продажи его продукции.
Новые проекты— реализованные при участии консультантов инвестиции и контракты.
Предложение клиенту — документ, подтверждающий желание и способность консультационной фирмы (консультанта) осуществить конкретный консультационный проект.
Принципы консультирования— правила профессиональной деятельности и нормы поведения клиентой организации (клиента) и консультационной фирмы (консультанта).
Процессконсультирования — совокупность определенным образом организованных действий, осуществляемых консультантом и кли-
ентом для совместного решения проблем достижения намеченных изменений в клиентной организации.
Ревизионисты— люди, которые призывают вернуть назад старые способы работы.
Результативность консультирования— соотношение результата (в качестве которого могут быть документы, краткосрочные и существенные изменения) и затраты (прямых и сопутствующих) на консультационные услуги и реализацию рекомендаций консультантов.
Техническое задание— документ, в котором сформулированы задачи для консультантов, требования к ним и предоставляемым консультационным услугам.
Управленческое консультирование— услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (одним или несколькими консультантами), чтобы помочь руководителю в организации диагностики, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблем.
Фонд методов— банк знаний о механизмах и приемах, позволяющих быстро и качественно решать задачи и проблемы клиентной организации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Основная литература
1. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных кон-
сультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 12. — М.: ИНФРА-М, 1999.
2. Блинов О.А., Бутырин Г.Н., Добреньков Е.В. Управленческий консалтинг корпоративных организаций: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2002.
3. Макхэм К. Управленческий консалтинг / К. Макхэм: Пер. с англ. — М.: Дело и сервис, 1999.
4. Посадский А.П., Хайниш СВ. Консультационные услуги в России: Практическое пособие для менеджеров и предпринимателей. — М.: Финстатинформ, 1995.
5. Управленческое консультирование. В 2 т. / Пер. с англ. под ред. М. Кубра. — М: Интерэксперт, 1992.
6. Хайниш СВ., Харченко В.Л. Ассортиментная политика предприятий (Из опыта управленческого консультирования). — М.: МНИИПУ, 1992.
7. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейман Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика. — М.: Экономика, 1988.
Дополнительная литература
8. Березникова И. Четверть рынка за фирмами «Большой шестерки» // Деловые люди. — 1994. — Июль-август. — С. 34—35.
9. Варламова Е.П., Степанов СЮ. Управленческое консультирование: социопсихологический срез // СОЦИС. — 1995. — С. 37—43.
10. Васильев Т.А. Влияние макросреды на развитие сферы консультационных услуг // Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в российских предприятиях. — Пенза, 2001.
11. Деева Е. М. Некоторые свойства основных компонентов маркетинга
консультационных услуг // Маркетинг. — 1998. — № 2.
12. Ефремов B.C. Управленческий консалтинг как бизнес // Маркетинг в России и за рубежом. — 1997. — Июнь.
13. Ефремов B.C. Техника и тактика консультационного бизнеса // Тезисы докладов на совещании семинаре руководителей консалтинговых служб УДЦ. — М., 1995.
14. Ефремов B.C. План маркетинга и продаж консультационных услуг: Тезисы доклада на совещании руководителей консультационных служб УДЦ. - М., 1995.
\5ГЕфремов B.C., Владимирова И.Г. Составление резюме бизнес-плана консультационной компании: Тезисы доклада на совещании руководителей консультационных служб УДЦ. — М., 1995.
16. Кац М., Питерсайд Ч. Зарубежный опыт в консультационных и учебных проектах России // Реформа. — 1994. — № 12.
17. Кеннет У. Образование и толерантность // Высшее образование в Европе: консультирование и толерантность. — 1997. — № 2; 1996. — № 1.
18. Красовский Ю.Д. Маркетинг: консалтинговый анализ // Маркетинг в России и за рубежом. — 1998. — № 1.
19. Кудинов А. Проблемы российских предприятий и управленческое консультирование // Консультант директора. — 1998. — № 16 (76).
20. Орр М. Толерантность и психологическое здоровье. // Высшее образование в Европе: консультирование и толерантность. — 1997. — № 2; 1996. - № 1.
21. Печерских А. Война уже закончилась, но...// Открытая газета. — 1998. - 8 апреля. - С. 15.
22. Педерсен П. Религия как основа для консультирования // Высшее образование в Европе: консультирование и толерантность. — 1997. — № 2; 1996. - № 1.
23. Поляков В.Г. Бизнес-консалтинг как инструмент преобразований // ЭКО. - 1995. - С. 40-51.
24. Посадский А., Пресняков В. Консалтинг и внешнеэкономические связи в России // Международный бизнес России. — 1995. — С. 3—5.
25. Посадский А.П. Пресняков В.Ю. Консалтинг — инструмент укрепления позиций России в сфере внешнеэкономических связей // Экономика и коммерция. — 1994. — Вып. 4.
26. Посадский А.П. Консалтинг — инфраструктура профессиональной поддержки бизнеса // Инвестиции в России. — 1994. — № 1. — С. 54-58.
27. Посадский А.П. О рыбаке и рыбке в море консалтинга // Деловой мир. — 1994. — 8 октября.
28. Посадский А.П. Консалтинг в России // Деловой мир. — 1993. —
18 декабря.
29. Сафронова. Маркетинг консалтинговых услуг // Маркетинг. — 1997. — №4.
30. Сидорова Т.Н. Уйдем ли мы от импорта консалтинга? // Деловой мир. — 1994. — 16 декабря.
31. Уткин Э.А. Консалтинг. - М.: ТАНДЕМ - ЭКСМОС, 1998.
32. Тирт X. Различия и опасность: особенности национальных культур и ограничения в толерантности // Высшее образование в Европе: консультирование и толерантность. — 1997. — № 2; 1996. — № 1.
33. Элмонд Бренда. Воспитание толерантности // Высшее образование в Европе: консультирование и толерантность. — 1997. — № 2; 1996. — № 1.
Интернет-ресурсы
34. www.prepod2000.kulichki.net2.
35. www.ConsultMarketing.ru.
36. www.zarplata.ru/businessman/articles.asp.
37. www.cfin.ru/press/management/1998-5/13.shtml.
38. www.zarplata.ru/businessman/articles.asp.
39. www.cfin.ru/consulting/maister/index.shtml.
40. www.pwcglobal.com.
41. www.arthurandersen.com.
42. www.ac.com.
43. www.eyi.com.
44. www.kpmg.com.
45. www.dt.com.
46. www.rutgers.edu/Accounting/raw/internet/big5.htm.
47. www.cpanet.com.
48. www.old.vladivostok.ru/personal/consult.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3