Критерии оценки корпоративной организации

№ п/п Название корпорации Внеш­ний облик участ­ников Наличие наряд­ных ма­териалов Работа в ко­манде Прове­дение имид­жевой кампании Отве­ты на воп­росы Вы­ступ­ление прези­дента Учас­тие в обсуж­дении Сум­ма баллов
Поправочные коэффи­циенты 1 1 1 2 2 3 2
                 
                 
                 

Участники игры внутри каждой организации распределяют ме­жду собой роли.

Задача каждой корпоративной организации в процессе игры со­стоит в разработке корпоративного имиджа (презентации) своей структуры.

Допускается и весьма поощряется использование любых нагляд­ных материалов, анкетных опросов, интервью, видео- и аудиосредств при проведении имиджевой кампании в представлении организации.

Особенности регламента и правила проведения игры

1. Порядковый номер выступления команд устанавливается же­ребьевкой на установочных занятиях.

2. Открытие и представления членов организации — 5 мин.

3. Каждая команда делает основной доклад при презентации сво­ей корпоративной организации, используя вспомогательные аудиови­зуальные средства, печатные, рекламные материалы и т.д. (20 мин + + 3 мин на подготовку).

4. После основного доклада выступающей команде задают по пять вопросов другие корпоративные организации. Первый вопрос обяза-

тельно задает президент организации, остальные вопросы — сотруд­ники (задающий вопрос сообщает, какую организацию он представ­ляет). Отвечать на вопросы может любой из членов выступающей корпоративной организации. Каждый цикл (вопрос — ответ) суммар­но занимает не более 5 мин, из этого времени на вопрос отводится не более 1 мин.

5. Президенты всех корпоративных организаций дают предвари­тельную (до оценки жюри) словесную оценку выступающей органи­зации — с учетом основного доклада и всех ответов на вопросы. На выступление отводится по 5 мин.

6. После вопросов, ответов и выступлений оппонентов других корпораций выступающей организации предоставляется право на ответное слово (не более 5 мин).

7. Каждый из участников игры в начале выступления, задавая во­прос или отвечая, четко называет свою фамилию, должность и на­звание корпоративной организации. Наиболее отличившихся члены жюри выделяют в особый список, и они отмечаются персонально по итогам игры.

8. Итоговая оценка подводится членами жюри в течение 15 мин. На заключительное слово председательствующему и членам жюри отводится 10 мин. При подведении итогов члены жюри отмечают команды, занявшие первые три места, и персонально отличившихся членов команды.

9. По окончании игры проводятся индивидуальные консульта­ции со всеми командами, отмечаются их достоинства и недостатки в процессе участия в деловой игре.

Как уже говорилось, члены «корпоративной организации» могут советоваться по всем вопросам с модераторами — ведущими препо­давателями факультета, преподавателем, ведущим спецкурс, пользо­ваться услугами профессиональных консультантов, пользоваться за­рубежными источниками и Интернетом.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

И КУРСОВЫХ

(КОНТРОЛЬНЫХ) РАБОТ

1. Характер и цель управленческого консультирования.

2. Область применения и возможности консультирования.

3. Поведенческие роли консультанта.

4. Совершенствование понятия «роль консультанта» в будущем.

5. Управление процессом изменения в организации.

6. Вопросы культуры при консультировании.

7. Профессиональные ассоциации и кодексы поведения консуль­тантов.

8. Консультирование по вопросам управления финансовой деятель­ностью.

9. Характер и объем консультирования.

10. Новаторство и предприимчивость консультанта.

11. Консультирование по вопросам управления производством.

12. Консультирование по вопросам управления человеческими ре­сурсами и их развитие.

13. Консультирование по вопросам управления малыми предпри­ятиями.

14. Роль и характер деятельности консультанта.

15. Консультативные задания в жизненном цикле предприятия.

16. Консультирование по вопросам управления государственным учреждением.

17. Консультирование по вопросам применения ЭВМ в управлении.

18. Консультирование как профессиональная деятельность.

19. Маркетинг услуг по консультированию.

20. Повышение квалификации консультантов по вопросам управ­ления.

21. Издержки и гонорар консультантов.

22. Особенности составления отчета консультанта.

ВОПРОСЫ

ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Сущность понятия «управленческое консультирование».

2. Виды консультационного обслуживания.

3. Специфика консультационных услуг в России.

4. Консалтинг как форма бизнеса.

5. Финансовый консалтинг.

6. Безопасность организации — новое направление консалтинга.

7. Планирование как важнейший инструмент управленческого консультирования.

8. Аудит и управленческое консультирование.

9. Профессиональные консультанты.

10. Причины и основания для обращения к консультантам.

11. Принятие решений о приглашении консультанта (консульта­ционной фирмы).

12. Анализ проблем клиентской организации.

13. Критерии профессионализма консультанта.

14. Виды консультационных услуг.

15. Спрос на российском рынке консультационных услуг.

16. Организация внешнего консультирования.

17. Организация внутреннего консультирования.

18. Ассоциации консультантов.

19. Определение потенциальных консультационных фирм (консуль­тантов).

20. Структура и содержание предложений.

21. Модель профессиональной компетенции консультанта.

22. Специфика товара «консультационная услуга».

23. Анализ и сегментирование рынка консультационных услуг.

24. Методы ценообразования и формы оплаты труда консультантов.

25. Информация об уровнях гонораров.

26. Анализ предложений консультационных фирм.

27. Контракт на консультационные услуги.

28. Принципы организации отношений между клиентом и кон­сультантами.

29. Модели консультирования.

30. Экспертное консультирование.

31. Консультирование по проекту.

32. Консультирование по процессу.

33. Процесс консультирования.

34. Управление консультационным проектом.

35. Методы и оценка результатов консультирования.

36. Система измерения и оценки услуг в клиентской организации.

37. Качество консультационных услуг.

38. Организационные структуры, адекватные консультационной деятельности.

39. Разработка стратегии маркетинга в консультационном обслу­живании.

40. Сопутствующие услуги к консультационному обслуживанию.

41. Тактические приемы, применяемые в маркетинге консульта­ционных услуг.

42. Особенности коммуникационных процессов на рынке консуль­тационных услуг.

43. Особенности имиджа профессионального консультанта.

44. Развитие рекламы на рынке консультационных услуг.

45. Пролонгация сотрудничества с клиентом.

ГЛОССАРИЙ

Ассоциация консультантов— добровольное объединение, основан­ное на членстве, цель которого — пропаганда профессиональ­ных норм консультационной деятельности и создание рынка консультационных услуг. Различаются региональные, националь­ные, международные объединения. Возможно членство в не­скольких ассоциациях одновременно.

Аудит персонала (кадровый)— своеобразный инструмент управле­ния кадровым процессам, в какой-то мере подобный финан­совому или бухгалтерскому аудиту. Сущность А.п. — оценка соответствия кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития, диагностика причин возникновения про­блем по вине персонала, а также оценка их важности и воз­можности разрешения, формулирование конкретных рекомен­даций для руководства и службы управления персоналом по их устранению.

Бизнес-консалтинг— обеспечение клиента специализированным опы­том, методологией, техникой поведения, профессиональными навыками или другими ресурсами, помогающими ему в опти­мизации сложившегося на предприятии (в организации) финан­сово-экономического состояния в рамках действующей норма­тивно-законодательной базы.

Гонорар— стоимость работы консультанта определенной квалифи­кации.

Диагностика (оргдиагностика)— определение проблем организации и причин их возникновения.

Деловая игра— имитация хозяйственной или иной деятельности предприятия в учебных, производственных или исследователь­ских целях, выполняемая группой лиц на модели объекта

Интернационализация— процесс, при котором люди после оконча­ния процесса внедрения перемен не мыслили бы без них свою обычную работу, относились бы к ним не как к переменам, а как к норме.

Закон непропорциональности усилий и результата— усилия, затрачи­ваемые на получение единицы информации с точностью до 1%, намного превосходят усилия, затрачиваемые на получение еди­ницы информации с точностью до 10%.



тантом), согласно которой консультант предлагает способ реше­ния проблемы, выявленной клиентом.

Контракт на консультирование— документ, определяющий взаимоот ношения между клиентной организацией и консультационном фирмой (консультантом) в связи с выполнением консультацион ного проекта.

Коммуникации — способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка тело движений и параметров речи. Эффективность К. во многом опре­деляется состояниями, в которых находятся лица, вступающие в К.; в зависимости от обстоятельств эти состояния могут меняться.

Коэффициент использования за плату (коэффициент полезного дейст­вия— КПД)— процент общего времени, потраченного на ра­боту, оплачиваемую гонораром.

Менеджмент-консалтинг— вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которой квалифицированный консуль­тант предоставляет объективные и независимые советы, способ­ствующие успешному управлению организацией-клиентом.

Методология работы консультанта— набор базовых идей, методов и форм мыслительной работы, а также способов их использования.

Методы консультирования— общая схема (план действий), состав­ленная на основе обобщенного опыта наиболее результативных консультаций данного вида, позволяющая выработать соответ­ствующую программу действий.

Новые возможности персонала организации— навыки и умения, при­обретенные сотрудниками организации клиента в ходе совмест­ной работы с консультантом.

Новыесистемы — внедренные консультантом системы маркетинга, бухгалтерии, информации, оценки деятельности предприятия.

Новое поведение— изменение отношений между менеджерами и подчиненными, между персоналом.

Новые программы— разработанные консультантами программы раз­вития предприятия и продажи его продукции.

Новые проекты— реализованные при участии консультантов инве­стиции и контракты.

Предложение клиенту — документ, подтверждающий желание и спо­собность консультационной фирмы (консультанта) осуществить конкретный консультационный проект.

Принципы консультирования— правила профессиональной деятель­ности и нормы поведения клиентой организации (клиента) и консультационной фирмы (консультанта).

Процессконсультирования — совокупность определенным образом организованных действий, осуществляемых консультантом и кли-

ентом для совместного решения проблем достижения намечен­ных изменений в клиентной организации.

Ревизионисты— люди, которые призывают вернуть назад старые спо­собы работы.

Результативность консультирования— соотношение результата (в каче­стве которого могут быть документы, краткосрочные и существен­ные изменения) и затраты (прямых и сопутствующих) на консуль­тационные услуги и реализацию рекомендаций консультантов.

Техническое задание— документ, в котором сформулированы задачи для консультантов, требования к ним и предоставляемым консуль­тационным услугам.

Управленческое консультирование— услуги, оказываемые независи­мыми и профессионально подготовленными специалистами (од­ним или несколькими консультантами), чтобы помочь руково­дителю в организации диагностики, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблем.

Фонд методов— банк знаний о механизмах и приемах, позволяю­щих быстро и качественно решать задачи и проблемы клиент­ной организации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ

СПИСОК

Основная литература

1. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных кон-

сультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управле­ние развитием организации». Модуль 12. — М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Блинов О.А., Бутырин Г.Н., Добреньков Е.В. Управленческий консал­тинг корпоративных организаций: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Макхэм К. Управленческий консалтинг / К. Макхэм: Пер. с англ. — М.: Дело и сервис, 1999.

4. Посадский А.П., Хайниш СВ. Консультационные услуги в России: Практическое пособие для менеджеров и предпринимателей. — М.: Финстатинформ, 1995.

5. Управленческое консультирование. В 2 т. / Пер. с англ. под ред. М. Кубра. — М: Интерэксперт, 1992.

6. Хайниш СВ., Харченко В.Л. Ассортиментная политика предприятий (Из опыта управленческого консультирования). — М.: МНИИПУ, 1992.

7. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейман Я.А. Управленческое консуль­тирование: теория и практика. — М.: Экономика, 1988.

Дополнительная литература

8. Березникова И. Четверть рынка за фирмами «Большой шестерки» // Деловые люди. — 1994. — Июль-август. — С. 34—35.

9. Варламова Е.П., Степанов СЮ. Управленческое консультирование: социопсихологический срез // СОЦИС. — 1995. — С. 37—43.

10. Васильев Т.А. Влияние макросреды на развитие сферы консультацион­ных услуг // Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в рос­сийских предприятиях. — Пенза, 2001.

11. Деева Е. М. Некоторые свойства основных компонентов маркетинга

консультационных услуг // Маркетинг. — 1998. — № 2.

12. Ефремов B.C. Управленческий консалтинг как бизнес // Маркетинг в России и за рубежом. — 1997. — Июнь.

13. Ефремов B.C. Техника и тактика консультационного бизнеса // Те­зисы докладов на совещании семинаре руководителей консалтин­говых служб УДЦ. — М., 1995.

14. Ефремов B.C. План маркетинга и продаж консультационных услуг: Тезисы доклада на совещании руководителей консультационных служб УДЦ. - М., 1995.

\5ГЕфремов B.C., Владимирова И.Г. Составление резюме бизнес-плана консультационной компании: Тезисы доклада на совещании руко­водителей консультационных служб УДЦ. — М., 1995.

16. Кац М., Питерсайд Ч. Зарубежный опыт в консультационных и учеб­ных проектах России // Реформа. — 1994. — № 12.

17. Кеннет У. Образование и толерантность // Высшее образование в Европе: консультирование и толерантность. — 1997. — № 2; 1996. — № 1.

18. Красовский Ю.Д. Маркетинг: консалтинговый анализ // Маркетинг в России и за рубежом. — 1998. — № 1.

19. Кудинов А. Проблемы российских предприятий и управленческое консультирование // Консультант директора. — 1998. — № 16 (76).

20. Орр М. Толерантность и психологическое здоровье. // Высшее об­разование в Европе: консультирование и толерантность. — 1997. — № 2; 1996. - № 1.

21. Печерских А. Война уже закончилась, но...// Открытая газета. — 1998. - 8 апреля. - С. 15.

22. Педерсен П. Религия как основа для консультирования // Высшее образование в Европе: консультирование и толерантность. — 1997. — № 2; 1996. - № 1.

23. Поляков В.Г. Бизнес-консалтинг как инструмент преобразований // ЭКО. - 1995. - С. 40-51.

24. Посадский А., Пресняков В. Консалтинг и внешнеэкономические свя­зи в России // Международный бизнес России. — 1995. — С. 3—5.

25. Посадский А.П. Пресняков В.Ю. Консалтинг — инструмент укрепле­ния позиций России в сфере внешнеэкономических связей // Эко­номика и коммерция. — 1994. — Вып. 4.

26. Посадский А.П. Консалтинг — инфраструктура профессиональной поддержки бизнеса // Инвестиции в России. — 1994. — № 1. — С. 54-58.

27. Посадский А.П. О рыбаке и рыбке в море консалтинга // Деловой мир. — 1994. — 8 октября.

28. Посадский А.П. Консалтинг в России // Деловой мир. — 1993. —

18 декабря.

29. Сафронова. Маркетинг консалтинговых услуг // Маркетинг. — 1997. — №4.

30. Сидорова Т.Н. Уйдем ли мы от импорта консалтинга? // Деловой мир. — 1994. — 16 декабря.

31. Уткин Э.А. Консалтинг. - М.: ТАНДЕМ - ЭКСМОС, 1998.

32. Тирт X. Различия и опасность: особенности национальных культур и ограничения в толерантности // Высшее образование в Европе: консультирование и толерантность. — 1997. — № 2; 1996. — № 1.

33. Элмонд Бренда. Воспитание толерантности // Высшее образование в Европе: консультирование и толерантность. — 1997. — № 2; 1996. — № 1.

Интернет-ресурсы

34. www.prepod2000.kulichki.net2.

35. www.ConsultMarketing.ru.

36. www.zarplata.ru/businessman/articles.asp.

37. www.cfin.ru/press/management/1998-5/13.shtml.

38. www.zarplata.ru/businessman/articles.asp.

39. www.cfin.ru/consulting/maister/index.shtml.

40. www.pwcglobal.com.

41. www.arthurandersen.com.

42. www.ac.com.

43. www.eyi.com.

44. www.kpmg.com.

45. www.dt.com.

46. www.rutgers.edu/Accounting/raw/internet/big5.htm.

47. www.cpanet.com.

48. www.old.vladivostok.ru/personal/consult.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Наши рекомендации