Факторы конкурентоспособности персонала
К факторам, определяющим уровень конкурентоспособности персонала организации, относятся социально-экономические, территориальные, организационные и индивидуальные (личностные) (рис. 1)
Рис. 1. Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности персонала
+++
Существуют и другие факторы, влияющие на напряженность конкуренции и уровень конкурентоспособности со стороны работодателя и работника — это денежные факторы, а так же соответствие трудовых отношений требованиям законодательства.
Подробнее факторы конкурентоспособности персонала указаны на рисунке 1.
Рис.1. Общая характеристика основных факторов конкуренции
в трудовых отношениях
К денежным факторам относятся заработная плата и компенсационный пакет организации. К неденежным факторам относятся условия, характер и безопасность труда, психологический климат в коллективе, а также возможности самореализации, развития и карьерного роста.
К квалификационно-профессиональным относятся:
- уровень квалификации;
- профессиональная компетентность;
- опыт и стаж работы по специальности;
- уровень результативности.
Личностно-мотивационные факторы — это тип преобладающей мотивации, эмоциональная, поведенческая и интеллектуальная гибкость, преданность, уровень мобильности.
В зависимости от того, насколько уникален или незаменим работник, выделяют следующие виды конкурентоспособности:
- эксклюзивная конкурентоспособность работника предполагает развитие такого личностного потенциала, который в наибольшей степени соответствует высшему уровню качества труда и тем самым обеспечивает наибольшую выгоду. Работодатель, ориентированный на эту конкурентоспособность, несет дополнительные расходы и усилия по привлечению и созданию условий для эффективного использования работников;
- диверсификационная конкурентоспособность работника определяет качество труда, которое широко доступно на рынке труда и предлагается по низким ценам. В основе этой конкурентоспособности лежит подготовка к профессиональной деятельности широкого профиля, без узкой специализации, предусматривающей способность исполнителя выполнять простые, повторяющиеся трудовые приемы и действия, которые легко запомнить. Основными характеристиками данной конкурентоспособности являются достаточно высокая адаптивность работника к условиям неопределенности экономической конъюнктуры, нестабильность занятости во времени, низкая цена рабочей силы;
- селективная конкурентоспособность работника занимает промежуточное положение между двумя названными выше видами. Она ориентированна на такого работодателя, который предлагает работу, требующую более низкой квалификации, чем та, которой обладает собственник рабочей силы.
Конкурентоспособность работника в рамках внутреннего рынка труда организации определяется совокупностью тех конкретных свойств индивидуума, которые представляют несомненный интерес для данного работодателя и обеспечивают удовлетворение его потребности в труде, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Проанализировать совокупность этих свойств можно с помощью системы показателей (рис. 2)
Существует определенная концепция поддержания конкурентоспособности персонала в организации, она указана на рисунке 2.
Рис. 2. Концепция поддержания конкурентоспособности персонала