Правовая характеристика субъектов приватизации.
Под субъектами приватизации следует понимать продавцов, покупателей государственного и муниципального имущества, а также специально созданные государственные органы. Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области приватизации, является Минэкономразвития РФ. В субъектах РФ создаются территориальные органы по управлению государственным имуществом. Функциями Минэкономразвития РФ в данной сфере являются:
разработка и издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих процесс приватизации, а также контроль за их выполнением;
разработка проекта прогнозного плана (программы) приватизации, контроль за его реализацией;
принятие решений о приватизации федерального имущества в пределах своей компетенции;
преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, выполнение функций учредителя таких обществ от имени РФ;
осуществление от имени РФ прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации, по специальному поручению Правительства РФ от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества может осуществлять специализированное государственное учреждение. В настоящее время таким специализированным учреждением является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом России.
Покупателями государственного имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также кроме иных юридических лиц, в уставном капитале которых доля государственного и муниципального имущества превышает 25 процентов.
В целях защиты публичных интересов федеральными законами могут быть установлены ограничения на участие в приватизации отдельных категорий физических и юридических лиц. Акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации.
Сначала государство непосредственно в законе устанавливает порядок, способы приватизации. Наиболее важные объекты, такие как предприятия федерального железнодорожного транспорта, могут быть приватизированы на основе специального закона.
Закон о приватизации 2001 г. непосредственно не устанавливает каких-либо ограничений иностранного участия в приватизации. Он содержит лишь отсылочные нормы к законодательству о валютном регулировании по вопросу о документах, представляемых претендентами - нерезидентами РФ: требования к документам определяются специальным законодательством о валютном регулировании и валютном контроле.
22. Порядок подачи и рассмотрения заявки на приватизацию.
Статья 14. Инициатива в проведении приватизации государственного и муниципального имущества
1. Инициатива в проведении приватизации государственного и муниципального имущества может исходить от Правительства Российской Федерации, федерального органа по управлению государственным имуществом, соответствующих федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических или юридических лиц.
2. Заявки на приватизацию государственного имущества подаются соответственно в федеральный орган по управлению государственным имуществом, его территориальные органы, органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации (далее - органы по управлению имуществом). Форму заявки устанавливает федеральный орган по управлению государственным имуществом.
Статья 15. Порядок принятия решений о приватизации государственного имущества
1. Заявки на приватизацию государственного имущества регистрируют соответствующие органы по управлению имуществом в день их подачи.
2. В случае, если в соответствии с программой приватизации, программами приватизации субъектов Российской Федерации объект приватизации может приватизироваться по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующие органы по управлению имуществом вносят в Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложение о приватизации указанного объекта с обоснованием целесообразности его приватизации, указанием предлагаемых способа и срока приватизации такого объекта, обоснованием необходимости закрепления акций открытого акционерного общества в федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации или использования специального права ("золотой акции").
3. В случае, если в соответствии с программой приватизации объект приватизации может приватизироваться по решению федерального органа по управлению государственным имуществом, согласованному с соответствующими федеральными органами, решение о приватизации указанного объекта принимает федеральный орган по управлению государственным имуществом в трехмесячный срок со дня регистрации заявки на приватизацию государственного имущества.
Порядок рассмотрения федеральным органом по управлению государственным имуществом заявки на приватизацию государственного имущества и согласования решения о его приватизации с соответствующими федеральными органами устанавливает Правительство Российской Федерации.
4. В случае, если в соответствии с программой приватизации, программами приватизации субъектов Российской Федерации объект приватизации может приватизироваться без решения Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или федерального органа по управлению государственным имуществом, решение о приватизации такого объекта или об отказе в его приватизации принимают соответствующие органы по управлению имуществом в месячный срок со дня регистрации заявки на приватизацию государственного имущества. Решение о приватизации такого объекта или об отказе в его приватизации направляется заявителю в письменной форме в трехдневный срок с момента принятия указанного решения.
5. Решение о приватизации государственного имущества, указанного в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, принимают Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или федеральный орган по управлению государственным имуществом с учетом значимости объекта приватизации для обеспечения обороны страны и безопасности государства, учетом экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслевых особенностей объекта приватизации, решений общих собраний работников преобразуемых в открытые акционерные общества государственных унитарных предприятий, федерального антимонопольного органа, соответствующих федеральных органов, а также мнений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если указанные предприятия имеют градообразующий характер или оказывают существенное влияние на социально-экономическое положение территории.
6. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующие органы по управлению имуществом при рассмотрении заявок на приватизацию государственного имущества могут принять решение об отказе в приватизации государственного имущества или о его приватизации.
7. Отказ в приватизации государственного имущества возможен в случае, если:
на приватизацию государственного имущества, в том числе в случае, если указанное имущество изъято из гражданского оборота или ограничено в гражданском обороте, установлен запрет;
имущество, указанное в заявке на приватизацию государственного имущества, не относится к государственной собственности;
имущество, указанное в заявке на приватизацию государственного имущества, подлежит отчуждению в соответствии с другими федеральными законами.
В случае принятия решения об отказе в приватизации государственного имущества заявителю направляется извещение в письменной форме с обоснованием такого решения.
8. В случае принятия решения о приватизации государственного имущества соответственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение о закреплении акций публичного акционерного общества, созданного в процессе приватизации, в федеральной собственности или в государственной собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с программой приватизации, программами приватизации субъектов Российской Федерации соответственно Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение о приватизации государственного имущества с использованием специального права ("золотой акции").
9. В случае принятия решения о приватизации государственного имущества соответствующие органы по управлению имуществом создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации, который не может превышать шесть месяцев со дня принятия решения о приватизации такого имущества.
Срок подготовки плана приватизации может быть продлен по решению соответствующих органов по управлению имуществом не более чем на один год.
10. В состав комиссии по приватизации входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, соответствующих федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае необходимости представители соответствующих территориальных органов федерального антимонопольного органа, а также иные лица в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Комиссия по приватизации вправе привлекать к работе экспертов, а также аудиторские, консультационные, оценочные и иные организации.
11. В плане приватизации определяются способ продажи объекта приватизации, сроки и условия его продажи, а также начальная цена объекта приватизации. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом. Типовую форму плана приватизации утверждает Правительство Российской Федерации.
Подготовка объекта к приватизации. Предварительные процедуры. Правовой аспект.
Порядок приватизации - урегулированный законом, программой приватизации, а также иными нормативными правовыми актами процесс принятия компетентными органами решений о приватизации в установленные сроки и их исполнения. Указанный процесс представляет собой последовательную совокупность (систему) юридических фактов.
Будучи сложным явлением, порядок приватизации состоит из следующих этапов:
1) первый этап — разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества;
2) второй этап — принятие решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества;
3) третий этап — исполнение решения о приватизации имущества предусмотренным законом способом.
Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.
Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия - сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.
Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.
Следующий этап - определение цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества. Начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность.
Стадия исполнения решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества характеризуется следующими действиями государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с принятым решением об условиях приватизации имущества на этой стадии реализуется избранный способ приватизации имущества. Итак, способ приватизации имущества - это предусмотренные Законом о приватизации, решением об условиях приватизации имущества правовые формы отчуждения государственного и муниципального имущества в частную собственность физических и юридических лиц.
Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
1. Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:
1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или в общество с ограниченной ответственностью;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;
6) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
7) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
8) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
9) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.
2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.
Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.
Статья 18. Информация о приватизации государственного и муниципального имущества
1. Информация о приватизации государственного и муниципального имущества должна быть опубликована продавцами имущества в официальных информационных бюллетенях и других средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня осуществления продажи указанного имущества. При приватизации муниципального имущества органы местного самоуправления могут устанавливать более короткий срок опубликования такой информации, который не может быть менее чем один месяц.
24. Приватизация на аукционе.
Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе. На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Аукцион является открытым по составу участников. Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации. Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок.
Для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 20% начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством РФ и договором купли-продажи не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущества.
Продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе. Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции акционерного общества по единой цене за одну акцию. Специализированный аукцион является открытым по составу участников. Специализированный аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. Заявка на участие в специализированном аукционе оформляется посредством заполнения бланка заявки и является предложением претендента заключить договор купли-продажи акций по итогам специализированного аукциона на условиях, содержащихся в информационном сообщении о проведении специализированного аукциона. При расчете единой цены за одну акцию учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе. Передача акций и оформление права собственности на акции осуществляются не позднее чем через 30 дней с даты подведения итогов специализированного аукциона в соответствии с законодательством РФ и условиями специализированного аукциона.
Приватизация по конкурсу.
Продажа государственного и муниципального имущества на конкурсе. На конкурсе могут продаваться акции акционерного общества либо доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которые составляют более 50% уставного капитала указанных обществ, либо объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, если в отношении такого имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.
Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество при условии выполнения условий конкурса. Конкурс является открытым по составу участников. Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками конкурса в запечатанных конвертах. Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок. Продолжительность приема заявок на участие в конкурсе должна быть не менее 25 дней. Для участия в конкурсе претендент вносит задаток в размере 20% начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а также только одно предложение о цене государственного или муниципального имущества. При уклонении или отказе победителя конкурса от заключения договора купли-продажи государственного или муниципального имущества задаток ему не возвращается. Договор купли-продажи государственного или муниципального имущества включает в себя порядок выполнения победителем конкурса условий конкурса. Указанный договор должен устанавливать порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принимаемых на себя обязательств. Внесение изменений и дополнений в условия конкурса и обязательства его победителя после заключения указанного договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 451 ГК РФ. Срок выполнения условий конкурса не может превышать один год, если иное не предусмотрено законом.
Оформление сделок приватизации и признание их недействительными.
1. При приватизации государственного или муниципального имущества между продавцом имущества и покупателем заключается договор купли - продажи в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Обязательными условиями договора купли - продажи государственного или муниципального имущества являются:
сведения о продавце имущества и покупателе; наименование объекта приватизации; место его нахождения; состав и стоимость государственного или муниципального имущества; условия аренды (пользования) земельным участком; количество акций открытого акционерного общества; их категория (тип) и стоимость; порядок передачи государственного или муниципального имущества в собственность покупателя; форма и сроки платежа за приобретенное имущество; обязательства покупателя по его использованию; инвестиционные и (или) социальные условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем; порядок подтверждения покупателем выполнения таких условий;
способы обеспечения инвестиционных и (или) социальных условий, в том числе гарантии их выполнения;
порядок осуществления покупателем права владения и права пользования указанным имуществом до момента перехода к нему права собственности на такое имущество;
иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.
Все обязательства покупателя в отношении объекта приватизации должны иметь сроки их выполнения, а также определяемую в соответствии с законодательством Российской Федерации стоимостную оценку.
3. Право собственности на государственное или муниципальное имущество переходит соответственно от Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований к его покупателям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором купли - продажи государственного или муниципального имущества.
Основания для признания сделок недействительными можно подразделить на: общие (основания, содержащиеся в §2 гл.9 ГК РФ) и специальные (основания, содержащиеся в законах о приватизации).
Опираясь на ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. можно выделить следующие специальные основания для признания сделки приватизации недействительной:
- если будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение (ст. 16);
- если исполнительный орган ОАО, включенного в перечень стратегических акционерных обществ, не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в соответствии с решением Правительства РФ в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление без согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ст. 39);
- в случае если, сделка приватизации государственного или муниципального имущества, совершенна не уполномоченными на то лицами (ст. 42).
Руководствуясь Законом № 1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», можно сказать, что данный закон не регулирует вопрос о недействительности приватизации, таким образом, следует обращаться к общим основаниям, содержащимся в §2 гл.9 ГК РФ.
Основания для признания сделки приватизации недействительной должны быть установлены в ходе судебного заседания и подтверждены документально. В результате признания сделки недействительной субъекты получившие право собственности, утрачивают его, а объект передается прежнему собственнику.