Сроки действия договоров аренды от 27.03.2015 №19/15 и №20/15 истекли 31.01.2016, т.е. в период действия положений ст.ст.17.1, 19, 20 Закона о защите конкуренции.
О продлении сроков аренды муниципального имущества стороны дополнительных соглашений не заключали. Имущество в муниципальную казну не возвращалось.
Положения ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которые ссылается КУИ в обоснование своих доводов в части возобновления договоров аренды на неопределенный срок, поскольку ООО «Аквасервис» продолжает пользоваться этим имуществом при отсутствии возражений со стороны КУИ, не могут быть истолкованы как создающие возможность обхода правил об обязательности торгов в установленных законом случаях, т.к. такой подход приведет к созданию неравных условий для хозяйствующих субъектов, что противоречит целям Закона о защите конкуренции. Данная позиция КУИ в т.ч. свидетельствует о нарушении решения УФАС по РК от 16.03.2015 №05-01/2304.
В силу того, что законных оснований для применения положений ст.17.1 Закона о защите конкуренции, дающих исключительную возможность заключения на новый срок договоров аренды без проведения конкурсов и аукционов, в данном случае не имелось, возобновление указанных договоров на новый срок должно было совершаться только по результатам проведения конкурса или аукциона либо при условии согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции в форме передачи в аренду без проведения торгов.
В настоящем случае при возобновлении договоров аренды конкурсы проведены не были, а также соответствующее ходатайство в УФАС о предоставлении муниципальной преференции не подавалось.
При таких обстоятельствах, соглашение о взаимозачете от 23.05.2016 к договорам аренды муниципального имущества №19/15 и №20/15 от 27.03.2015, а равно и дополнительное соглашение от 21.07.2016 к данному соглашению являются незаконными и необоснованными.
Принятые решения руководства КУИ и администрации ГО «Вуктыл» в виде заключенного соглашения о взаимозачете от 23.05.2016 и дополнительного соглашения к нему от 21.07.2016, привели к необоснованному зачетув счет задолженности по арендной плате в рамках договора №19/15 от 27.03.2015 за период аренды с 31.01.2015 по 31.12.2015 в сумме 676,5тыс.руб. и по договору №20/15 от 27.03.2015 за аналогичный период аренды в сумме 1 749,3тыс.руб., при наличии задолженности по арендной плате по последнему договору 2 338,6тыс.руб.
Данный порядок взаимозачета:
- необоснованно снизил доходы местного бюджета, связанные со сдачей в аренду муниципального имущества в пользу ООО «Аквасервис», что соответственно привело к снижению финансового результата деятельности КУИ и администрации ГО «Вуктыл»;
- не обеспечил прозрачность учета доходов местного бюджета.
На основании вышеизложенного руководство КУИ и администрации ГО «Вуктыл» не обеспечило исполнение требований ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.35 Устава МР «Вуктыл», ч.1 ст.44 Устава ГО «Вуктыл», Положения о порядке зачета в счет арендной платы затрат арендатора на проведение капитального ремонта арендуемого муниципального имущества МР «Вуктыл», Положения о Комитете по управлению имуществом МР «Вуктыл» и иных нормативно-правовых актов, в части надлежащего исполнения своих обязанностей, что привело к получению меньшей доходности бюджета и неэффективному использованию муниципального имущества.
В результате незаконно проведенного взаимозачета со стороны КУИ, администрации ГО «Вуктыл» в пользу ООО «Аквасервис» снижение доходной части бюджета МО МР «Вуктыл» в виде арендной платы без учета пени по настоящим договорам аренды составило в общей сумме 2 425,8тыс.руб.
В течение года, установленного решением Управления Федеральной антимонопольной службы по РК от 16.03.2015 №05-01/2304, конкурсные мероприятия и иные процедуры на право заключения договоров владения и (или) пользования указанным имуществом со стороны администрации ГО «Вуктыл» не осуществлялись.
По результатам направленного обращения КСП ГО «Вуктыл» в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по РК в части нарушения администрацией ГО «Вуктыл» решения антимонопольного органа, в адрес администрации ГО «Вуктыл» было внесено предупреждение от 08.12.2016 Управлением Федеральной антимонопольной службы по РК о прекращении действий договоров аренды №19/15 и №20/15 от 27.03.2015, заключенные с ООО «Аквасервис» в срок до 30.06.2017.
2.5.Установлено, что за весь период действия договоров аренды до направления предписания КСП ГО «Вуктыл», меры по взысканию в судебном порядке образовавшейся задолженности по арендной плате с ООО «Аквасервис» не предпринимались со стороны КУИ и администрации ГО «Вуктыл».
Между КУИ и ООО «Аквасервис» 27.03.2015 заключены договора №19/15 и №20/15 аренды муниципального имущества: объектов коммунальной инфраструктуры, движимого и недвижимого имущества, предназначенного для использования в целях оказания услуг по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению для организаций и населения МР «Вуктыл».
Данные договоры заключены на основании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по РК от 16.03.2015 за №05-01/2304 о предоставлении муниципальной преференции с введением ограничения:
- предельного срока предоставления преференции – до 1 года;
- в течение указанного годового срока администрации МР «Вуктыл» необходимо было осуществить мероприятия, направленные на проведение конкурсных и иных процедур на право заключения договоров владения и (или) пользования указанным имуществом (в т.ч. по оценке и регистрации имущества) в соответствии с Федеральными законами от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 27.10.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и провести соответствующие процедуры.
На основании решения Совета МР «Вуктыл» от 28.01.2016 №48 осуществлена реорганизация КУИ в форме присоединения к администрации МР «Вуктыл», в результате чего, администрация МР «Вуктыл» стала правопреемником публичных прав и обязанностей, а также правопреемником всех обязательств в отношении кредиторов и должников КУИ, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
В соответствии с решением Совета ГО «Вуктыл» от 19.04.2016 №28 администрация МР «Вуктыл» переименована в администрацию ГО «Вуктыл», в связи с чем, администрация ГО «Вуктыл» стала правопреемником публичных прав и обязанностей администрации МР «Вуктыл».
Одновременно в ходе проверки установлено, что, не смотря на срок действия вышеуказанных договоров аренды - с 31.01.2015 по 29.01.2016 включительно, вышеуказанное имущество в муниципальную казну не возвращено (акты передачи муниципального имущества от ООО «Аквасервис» отсутствуют).
По состоянию на 15.11.2016 арендная плата и пени соответственно начисляются в рамках арендных отношений между администрацией ГО «Вуктыл» и ООО «Аквасервис»,.
За весь период с 31.01.2015 по 15.11.2016 в нарушение п.2.3., пп.3.3.3. п.3.3., п.п.4.2. договоров аренды муниципального имущества №19/15 и №20/15 от 27.03.2015, п.6 раздела VIII Положения о порядке и условиях предоставления имущества, находящегося в собственности МР «Вуктыл», в аренду, утвержденного решением Совета МР «Вуктыл» от 14.10.2010 №355, арендатором ООО «Аквасервис» погашение образовавшейся задолженности по арендной плате и пени не осуществлялось. КУИ и администрация ГО «Вуктыл» соответственно в судебные органы не обращались в защиту прав муниципального образования в части взыскания с ООО «Аквасервис» задолженности по арендной плате и пени.