Технопарки и инновационные центры как форма организации и финансирования научных исследований.
Технопарк — имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Учёные могут в технопарке проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований.
История
Технопарки впервые появились в США. После Второй мировой войны количество студентов в Стэнфордском университете резко увеличилось и возникли проблемы с финансированием учебного заведения. Университет владел большим участком земли (около 32 км²), но не имел права продавать его. Учитывая ограничения декан инженерного факультета, профессор Фредерик Терман предложил руководству учебного заведения сдавать землю в долговременную аренду для использования в качестве офисного парка. Тем самым, учебное заведение стало получать доход, а компании могли воспользоваться лизинговыми инструментами. Арендаторами могли выступать только высокотехнологичные компании, что позволило обеспечить работой выпускников университета, а также решить проблему дефицита высоко- квалифицированных специалистов. Идея Термана и ее реализация на территории Стэнфордского университета стали началом Кремниевой (Силиконовой) долины.
Первые европейские научные парки начали появляться в 70-х годах прошлого века и создавались по аналогии с технопарками США. Они имели одного учредителя, а основная деятельность заключалась в сдаче земли в аренду собственникам наукоемких фирм. Однако темпы развития европейских технопарков были слишком низкими. Для исправления ситуации в научных парках стали возникать инкубаторы технологического бизнеса — здания для размещения начинающих инновационных компаний. Инкубаторы предоставляли производственные помещения, обеспечивали набором необходимых услуг, а также способствовали поиску инвесторов и позволяли наладить контакт с местным университетом или научным центром.
В России создана ассоциация «Технопарк». Технопарками, в опредёленном смысле, можно назвать академгородки.
В России
Первым технопарком России считается Томский научно-технологический парк, открытый в 1990 году на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. После этого технопарки начали расти как грибы: в начале 90-х годов они открывались чуть ли не во всех университетских городах страны.
В 1991 был открыт технопарк МИЭТ при Московском институте электронной техники в городе Зеленограде. В 1992 году - Научный парк Московского государственного университета, в 1993 – «Технопарк в Москворечье» при МИФИ, в 1998 – технопарк на базе Курчатовского института и так далее.
Сейчас на территории России технопарки открываются не только при университетах, но и в крупных научных центрах, наукоградах, а также в «закрытых городах».
Один из самых успешных – Технопарк Новосибирского академгородка, чьи резиденты вошли в TOP-30 наиболее быстроразвивающихся инновационных и высокотехнологичных предприятий России.
В России с 2006 года реализуется комплексная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", утверждённая 10 марта 2006 года Правительством. Координатором программы является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В 2006 году координатором программы от лица Мининформсвязи был назначен Илья Пономарев. Позже по линии Минкомсвязи программу курировал заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух и Департамента государственной политики в области информационных технологий и координации информатизации Денис Солодовников. В настоящее время развитием программы занимается заместитель Министра связи и массовых коммуникаций Марк Шмулевич.
Строительство технопарка "Жигулевская долина" в Тольятти. 1 мая 2012 г.
В инфраструктуру технопарков по итогам 2011 года было вложено 7 млрд. руб. федеральных средств, 8,5 млрд. руб. региональных средств и 4 млрд. руб. средств частных инвесторов. Эффективность создания технопарков как социально-значимого проекта доказывает создание 9 000 рабочих мест. По данным, полученным от уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, выручка компаний-резидентов технопарков с 2009 года превысила 39 млрд. руб. (за 2011 год около 17 млрд. руб.). Таким образом, возврат налогов в бюджеты всех уровней составил 5,6 млрд. руб.
Критика
Планировалось, что к 2011-му году стоимость общего объёма продукции, произведенной в результате работы компаний-резидентов технопарков, может составить более ста миллиардов рублей, а средняя выручка в расчете на одного работника технопарка может составить приблизительно полтора миллиона рублей. На деле же, по данным на третий квартал 2011 года, удалось выручить лишь 33 миллиарда рублей, количество сотрудников всех технопарков составило 11 тысяч, количество фирм-резидентов — около 440. Из всех технопарков, которые планировалось построить, реально функционируют лишь 4. Развитию проекта препятствуют отсутствие льготного налогообложения, материальные трудности и зависимость от вузов. Кроме того, мешает также высокая монополизация экономики. В результате, доля высокотехнологичной продукции в ВВП страны так и не увеличилась. По мнению Альфреда Коха, строительство технопарков — вещь бессмысленная, если не модернизировать и изменять параллельно экономику.
Как оценить эффективность
В настоящее время отсутствуют общепринятая методика и система показателей оценки результатов деятельности технопарка. В зарубежной практике главными критериями эффективности деятельности технопарков является создание новых рабочих мест, что характерно для 50% технопарков. Для 17% технопарков таким показателем является количество созданных новых компаний. Деятельность 16% технопарков оценивается по числу компаний, вовлеченных в технопарк. Критерий эффективности деятельности 6% технопарков – коммерциализация патентов и лицензий. Еще одним показателем эффективности, по которому власти оценивают работу 6% технопарков, являются отзывы о работе технопарков в информационных средствах.
В российской практике создание новых рабочих мест не становится решающим критерием. На начало 2012 г. количество рабочих мест в технопарках колеблется от 120 в бизнес-инкубаторе казанского ИТ-парка, до 6356 в Академпарке новосибирского Академгородка. По данным Минкомсвязи России, в 5 построенных и 8 строящихся технопарках создано 6538 рабочих мест, т. е. в среднем 503 места на один технопарк. Это настолько мало, что не может стать значимым фактором развития региона и ускорения НТП.
Критерии «количество новых компаний» и «количество вовлеченных компаний» также, являются вспомогательными, поскольку многие технопарки фактически мало чем отличаются от бизнес-центров, сдающих свои помещения в аренду. К тому же деятельность этих компаний зачастую неэффективна. «Отзывы о работе технопарков в информационных средствах» также могут стать значимым критерием, поскольку это – одно из направлений маркетинговой стратегии технопарка.
Ведущим критерием эффективности функционирования технопарка должен являться показатель «коммерциализации патентов и лицензий».
При создании технопарков в сфере высоких технологий в России применяется «Методика оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на создание технопарков в сфере высоких технологий». Она предполагает комплексную оценку на основе качественных, количественных и макроэкономических критериев. Качественные критерии включают 10 показателей, количественные – 4 и макроэкономические – 5 (всего – 21 показатель). По каждому показателю выставляются баллы соответствия инвестиционного проекта установленным требованиям, и рассчитывается оценка эффективности по каждому критерию. Затем производится расчет интегральной оценки как средневзвешенной суммы оценок эффективности на основе качественных, количественных и макроэкономических критериев. Однако данная методика неприменима для оценки эффективности действующего технопарка, так как практически не содержит показателей результатов его деятельности.
Некоторые технопарки используют собственную систему показателей эффективности своей деятельности. Так, например, закон Свердловской области «О технопарках в Свердловской области» от 20.09.2011 г. предусматривает оценку эффективности деятельности технопарков по 11 показателям. Однако количественные оценки критериев и интегральная оценка деятельности технопарка в целом отсутствуют.
При определении эффективности надо учитывать, что технопарки, как правило, только создают условия для инновационного развития, и от этих условий уже зависит результат деятельности инновационных фирм. Поэтому показатели эффективности технопарков должны строиться на комплексной оценке как условий, созданных в технопарке, так и результатов деятельности инновационных фирм, входящих в него. Средства, вкладываемые в технопарк, окупаются не сразу. Например, первый технопарк в США создавался в течение 30 лет и только четвертую часть технопарков в этой стране можно отнести к процветающим. На протяжении 10 лет переживал полосу неудач парк Исследовательский треугольник. Технопарк окупает свои затраты за счет поступлений от фирм, выращиваемых в технопарке. Фирма после своего становления, срок которого составляет 3–4 года, покидает технопарк. Поэтому без долговременных финансовых инвестиций и другой материальной помощи трудно осуществить успешное развитие технопарка, так как его окупаемость происходит в определенной перспективе и требует долговременных обязательств всех его участников.
Основные цели деятельности технопарка заключаются в разработке наукоемких технологий, укреплении местной экономики, повышении роли университетов и развитии бизнеса за счет укрепления конкурентоспособности каждой, отдельно взятой фирмы, а основная их задача – создание условий и поддержка разработчиков инновационных идей, технологий и продукции. При этом «продукцией» технопарка является как успешная инновационная компания, покинувшая его, так и коммерциализованный проект, разработанный в технопарке. Это ставит перед технопарком следующие задачи:
– формирование условий, способствующих созданию и использованию новых наукоемких технологий и продуктов;
– мониторинг мировых трендов инновационного развития и проведение комплексных маркетинговых исследований;
– определение приоритетных направлений и отбор инновационных проектов;
– поиск потенциальных заказчиков, партнеров и привлечение инвестиционных ресурсов;
– коммерциализация проектов и продвижение их на мировой рынок;
– повышение квалификации и подготовка кадров по интеграции инновационных проектов;
– юридическая, информационная и прочая поддержка предприятий, входящих в технопарк, организация их продвижения.
Эксперты в области инновационных решений заявляют, что для модернизации российской экономики требуется наработка собственного опыта, а не копирование западных аналогов. По мнению экономистов, довольно часто перенимание чужого опыта не гарантирует положительного результата. На практике требуется приспособление перспективных методов к среде, в которую они будут внедряться. По оценкам экспертов копирование чужого опыта не даст результатов, так как нужно реально оценивать сильные и слабые стороны собственной экономики. В данный момент требуется интеграция тройной спирали (triple helix), при которой на практике будут работать внедряемые руководством государства принципы инноваций. Тройная спираль подразумевает тесное и плодотворное взаимодействие руководства страны, представителей бизнеса и научно-исследовательских кадров. Экономика, которая по планам руководителей государства будет строиться на инновационных методах, не сможет существовать, если не будет задействован один их перечисленных компонентов. В настоящее время руководители государства и представители российского и иностранного бизнеса планируют внедрение передовых технологий в производство. Но многие университеты и исследовательские комплексы просто не готовы работать на таких условиях. Помимо желания работать над перспективными инновационными проектами необходим и научный потенциал. Как отмечается руководителями фонда «Сколково», государство готово вкладывать финансы в перспективные проекты, но все дело в том, что проектов очень мало. Проекты не могут рождаться в зависимости от требований, для этого необходимы годы, которых у отечественной экономики просто нет. По словам экспертов, «Кремниевая долина» родилась не в одночасье, для ее становления потребовались годы и большие капиталовложения. Наверняка так будет и с российским проектом «Сколково», от которого многие ждут чудес уже практически завтра.
Выступая перед представителями прессы, Виктор Вексельберг, руководитель инновационного центра «Сколково» сообщил, что капиталовложения в проект первые три года составит порядка 200 миллиардов рублей. При этом он отметил, что план по созданию инновационного центра предусматривает финансовые вливания в течение трех-пяти лет. Названная сумма будет инвестироваться в проект из федерального бюджета, а также из частных капиталовложений крупных компаний.
По планам руководства инновационного центра примерно половина денежных средств для развития проекта «Сколково» будет бюджетными, а остальные средства будут предоставлены представителями частного капитала. Но если крупные корпорации будут иметь желание вложить большие средства, то такие экономические и финансовые условия будут рассмотрены. По словам В. Вексельберга, Сколково будет не столько центром для разработок новейших технологий и исследований, сколь полигоном для испытания новых экономических концепций.
Одинцовский район Московской области посетил Президент Российской Федерации и проявившие заинтересованность в работе в инновационном центре представители американских компаний, во главе с Арнольдом Шварценеггером, губернатором штата Калифорния. Американские бизнесмены представляли компании, которые работают в американской Кремниевой долине и приехали в Россию проанализировать возможность сотрудничества с инновационным центром «Сколково».
На встрече с представителями американского бизнеса Д. Медведев и В. Вексельберг отметили, что для взаимовыгодного сотрудничества необходимы встречи и консультации на высоком уровне. Реализация проектов инновационных решений в технологиях и разработках не зависит от национальных границ. Для активного развития «Сколково» представители России планируют привлечь как можно большее количество партнеров, как российских компаний, так и иностранных.
К сегодняшнему дню фонд «Сколково» профинансировал 40 начинающих компаний на сумму в 4,7 млрд рублей. Об этом «Известиям» рассказал Александр Лупачев, инвестиционный директор фонда «Сколково». До конца года планируется профинансировать еще 30 компаний на общую сумму 1,1 млрд рублей.
— Финансирование начинающих проектов — это основная деятельность фонда, хотя сегодня часть денег идет на строительство самого иннограда, — рассказал Лупачев. — В будущем ситуация будет меняться.
К 2014 году, когда в «Сколково» будет построена первая очередь застройки города, туда должно будет заехать 400 молодых компаний. После завершения полного цикла строительства планируется, что в отечественной Кремниевой долине будет проживать около 1 тыс. компаний резидентов.
— За десять месяцев работы фонда экспертами отобрано 215 компаний — резидентов иннограда, из которых профинансировано пока 40 проектов, — рассказал Лупачев. — Компании могут подавать заявки на грантовое финансирование, а могут просто пользоваться налоговыми и таможенными преференциями резидентов «Сколково».
В иннограде есть официально утвержденная шкала этапов развития компании. Всего выделено четыре стадии: нулевая — это идея, первая — посевная, вторая — ранняя и третья — продвинутая.
Каждая стадия имеет лимиты по сумме финансирования и требования по привлечению денег от соинвесторов. На этапе зарождения проекта компания может получить от фонда не более 1,5 млн рублей, софинансирование не требуется. Компаниям, которые находятся на более поздних стадиях развития, чтобы получить деньги фонда, необходимо привлекать соинвесторов. К примеру, на посевной стадии «Сколково» дает гранты до 30 млн рублей, но треть этой суммы должен профинансировать соинвестор.
Больше всех денег от фонда «Сколково» получила компании «ABBYY инфо поиск» в рамках проекта создания системы машинного перевода — 475 млн рублей. Второй по объему — Уральский центр биофармацевтических технологий — получил 400 млн рублей на разработку новых лекарственных форм. На третьем месте компания «Элтон», разработчик накопителей энергии для электрохимических конденсаторов, привлекший от фонда 251 млн рублей.
— Перед тем как проект получает грант, он проходит два этапа отбора, — рассказывает Лупачев. — На первом этапе эксперты рассматривают заявки на статус резидента «Сколково», и конкурс составляет примерно пять претендентов на место. На втором этапе компании-резиденты подают заявки на грантовое финансирование руководителям кластеров и далее в инвестиционную службу. После тщательной экспертизы отобранные заявки попадают в грантовый комитет под председательством президента фонда Виктора Вексельберга.
Фонд на свое усмотрение может дать финансирование или закупить необходимое оборудование и давать компании безвозмездно им пользоваться.
На сегодняшний день больше всего грантовских денег смогли привлечь биомедицинский кластер «Сколково» — 2,2 млрд рублей, ИТ-кластер — 1,3 млрд рублей и кластер энергоэффективности — 1, 1 млрд рублей. Резиденты космического и ядерного кластера пока не смогли привлечь грантовских денег. Лупачев заверяет, что достойные финансирования компании в этих сферах есть и в скором времени они будут рассматриваться в качестве объектов для инвестиций.
По мнению президента Российской ассоциации бизнес-ангелов Константина Фокина, средства, которые «Сколково» планирует инвестировать в проекты, малы по сравнению с объемами финансирования старт-апов в США:
— В Америке в год только бизнес-ангелами в проекты инвестируется $20 млрд. Если сложить с государственными фондами, то выходит цифра в два раза больше. Таким образом в Штатах финансирование получают около 60 тыс. компаний.
Указывается также, что для России сумма в 5,8 млрд рублей — самая большая цифра среди фондов, однако по мировым масштабам это деньги небольшие.